Проектный метод
Проектный метод в современном школьном образовании определяется как дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств как учителя, так и учащихся.
Основные учебные задачи, которые преследует проектный метод, можно сформулировать следующим образом:
научить школьников самостоятельному достижению цели, а также конструированию полученных знаний;
сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получить навыки обработки информации;
приобрести навыки проведения исследований;
сформировать навыки работы и делового общения в группе;
сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Роль учителя крайне важна для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта учащихся, а также для презентации результатов проекта. Если у учащихся навыки проектной деятельности еще недостаточно сформированы, на первом уроке (занятии) целесообразно обсудить этапы работы над любым проектом в принципе.
Основных этапов несколько.
Целеполагание, выделение основной проблемы (круга проблем).
Работа с информацией, выделение важных элементов.
Работа над композицией будущего продукта.
Обработка и оформление.
Презентация готового продукта.
Следует отметить разнообразие жанров, в которых может быть представлен проект, от реферата до мультимедийной презентации, видеофильма или слайд-шоу. Несомненно, без применения ИКТ трудно представить себе работу над проектом.
Организация проекта
"Трагедия Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон".
Изучение романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" на уроках литературы в 11-м классе по праву занимает одно из ключевых мест. Учащиеся постигают глубину творческого мира писателя, знакомятся с отдаленной для них эпохой гражданской войны на Дону, изучают быт и нравы донских казаков, колоритные характеры главных героев произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.
Тип урока: комбинированный (урок-диалог).
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон», опорные схемы, цитаты.
“Лексика урока”: этнос, сословная группа, субэтническая общность.
ХОД УРОКА
1. Объявление темы урока. Постановка цели и задач урока.
Тема нашего урока "Трагедия Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон".
- Найдите ключевое слово в теме урока.
- Подумайте, какой может быть цель нашего урока?
Цель: сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя Григория Мелехова; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
- Что предстоит сделать, чтобы цель была достигнута?
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель. На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская вся в засыпи желтопесков. там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базкам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица. Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, воспетой им, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил а
Александрович Шолохов. Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой романа м. Шолохова «Тихий Дон» — Григорий Мелехов.
Неотвратимо «шагает» по страницам «тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на их фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в центре «тихого Дона»: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.
3. Актуализация полученных знаний.
(Работу над проектом можно начать со знакомства с эпохой, изображенной Шолоховым, показать закономерность эпохи в фактах частной жизни).
Выбор Шолоховым героя в «Тихом доне» был мотивирован многими причинами, обстоятельствами, среди которых, разумеется, надо учитывать и то, что донское казачество биографически было близким писателю. Однако надо иметь в виду и другие мотивы, определившие этот выбор: в свойствах характера Григория Мелехова, в закономерностях его становления Шолохов увидел возможность рельефного раскрытия процессов, которые порождала революция в миллионах конкретных форм и разновидностей, в мощном движении крестьянских масс к новым историческим рубежам. Его индивидуальность выбрала многое от исторического, социального и нравственного опыта широких масс, их разум и предрассудки, социальный реализм и иллюзии, их силу и слабости.
Безусловно, роман “Тихий Дон” – это книга о донском казачестве. Обратившись к толковому словарю, мы найдем следующее определение:
“Казачество – сословная группа с чертами субэтнической общности, т. е. своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка.” (Работа со стендом “Лексика урока”: дается толкование слов при помощи толкового словаря, определяется их стилистическая принадлежность).
Это сухое академическое определение не может в полной мере отразить прекрасную и трагическую историю казачества, какой мы видим ее в романе “Тихий Дон”. В произведении Шолохов сумел показать казачество как целый мир, со своим, только ему свойственным, укладом, даже со своей философией. Помимо этого, автору в полной мере удалось через судьбу простого человека изобразить судьбу целого народа, всей России.
4. Текстовая работа по теме урока
Сообщение, заранее подготовленное обучающимся: Нелегко сложилась жизнь Григория, трагически завершается его путь в «тихом Доне». Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?
В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему:
Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Этот взгляд наиболее резко выражен в работе Л. Якименко «Описание событий в романах и других произведениях М. А. Шолохова»:
«…Трагедия Григория Мелехова, в конечном счёте - именно в отрыве от революционного народа, утверждающего в жизни высокие идеалы нового общества. Разрыв Григория Мелехова с трудовым казачеством и отщепенство явились следствием непреодоленных колебаний, анархического отрицания новой действительности. Отщепенство его становится трагическим, поскольку этот запутавшийся человек из народа пошёл против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам».
Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения. Данная точка зрения, восходя ещё к статье Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках», появившейся в 1940 году, впоследствии наиболее остро и последовательно проводилась А. Бритиковым и Н. Маслинным. Н. Маслин в своей книге «Роман (бессмертное произведение) Шолохова», в частности, писал:
«Диалектическое решение вопроса об историческом заблуждении и отщепенстве Григория не может ограничиваться формулой: с одной стороны (а начале «донской Вандеи»), историческая ошибка, с другой (в финале романа) - отщепенство…» И продолжал: «…Не с одной стороны историческая ошибка, а с другой отщепенство, а со всех сторон, при любом переплетении общего и личного в герое, для всех этапов его жизненного пути, до финала включительно, его трагедия есть трагедия заблуждения».
Казалось бы, сочетание двух упомянутых концепций трагедии Григория Мелехова, прочно утвердившихся в критике, способно преодолеть односторонность трактовки, ибо действительно его судьба была связана с Верхне-Донским контрреволюционным мятежом, являющимся фактом исторического заблуждения казачества в годы гражданской войны, а в конце романа он порвал всякие связи с народом, стал отщепенцем.
Однако характер Григория Мелехова, его трагическая судьба по-прежнему остаются загадочными, ибо ни одна из существующих концепций не охватывает образ его в целостности.
Одни исследователи оценивают Григория Мелехова как человека лично положительного, но сыгравшего исторически отрицательную роль; другие видят в нём характер, в котором причудливо сочетается и положительное и отрицательное; третьи полагают, что Григорий Мелехов - положительный характер, судьба которого сложилась трагически. М. Маслин, например, писал: «творческая смелость М. Шолохова в том и состояла, что он выдвинул на авансцену человека с яркими положительными качествами, но сыгравшего исторически отрицательную роль».
Учитель: Чем объяснить подобную разноречивость оценок? При анализе «Тихого Дона» часто упускали из виду, что Григорий Мелехов - не реальное лицо, а художественный образ, создание творческой фантазии, с которым непосредственно связаны определенные идейные, философские, нравственно-эстетические намерения писателя. Конечно, нельзя забывать об относительной самостоятельности образа героя, но надо помнить и о том, что это все же и объективированная мысль автора, материализованная идея, претворенная в образной системе произведения.
Предлагается обучающимся попробовать разобраться в перепитиях жизни Григория.
(Учащиеся записывают в тетрадях ключевые слова для составления характеристики образа Григория Мелехова).
- Каким же предстаёт перед читателями романа Григорий Мелехов? (Ответы обучающихся с использованием цитат из текста.)
— Рассмотрим несколько эпизодов, чтобы получить представление о том, какие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических событий. Григорий Мелехов — самая яркая личность из героев «Тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Григорию Мелехову исполнилось всего лишь восемнадцать лет, когда мы впервые встретились с ним. Уже портретная характеристика создает впечатление о человеке ярком, по-юношески порывистом и неукротимом: «…А младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».
Заботы еще не бросили тени на его лицо. Он смотрит на мир доверчиво, его сердце открыто впечатлениям бытия. Писатель ищет все новые поводы, чтобы передать красоту юношеской непосредственности, прелесть естественно прекрасного человека. Рано утром пробуждается мелеховский курень, и Григорий вновь попадает в поле зрения автора:
«На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку».
«По Дону наискось - волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном - туман, а вверху звездное просо. Конь позади сторожко переставляет ноги». Жизнь еще не потревожила Григория. Первым серьёзным испытанием стала его любовь к Аксинье. Пусть ещё спервоначала увлечение Григория и лишено глубины, пусть в нем больше молодой порывистости, нежели поэтической одухотворенности, однако писатель приоткрыл нам сердце, способное к сильным чувствам, страстным порывам.
Шолохов любуется неистовой силой страсти, охватившей Григория и Аксинью: «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».
Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье):
«Мне её красоту за голенище не класть. Я бы на тебе женился».
«Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся. Не хотел гуторить про это, да нет, видно, так не прожить…»
Самая яркая черта Григория — искренность, он никогда не врал самому себе.
Главного героя романа отличает острая эмоциональная реакция на всё происходящее, у него отзывчивое сердце. В нём развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утёнка (ч. 1, гл. 9), эпизод с Франей (ч. 2, гл. 11).
- Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка? Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо? Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде? Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную сущность характера шолоховского героя и не раз будут проявляться в романе. Григорий Мелехов мучительно переживает первую кровь, пролитую им на фронте. Петро едва узнал брата: так разительны были перемены, происшедшие в нем: «Голос у него жалующийся, надтреснутый, и борозда (ее только что, с чувством внутреннего страха, заметил Петро) темнела, стекая наискось через лоб, незнакомая, пугающая какой-то переменой, отчужденностью». Сам Григорий жалуется брату: «Меня совесть убивает. Я под Люшневым заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?»
Беседа по эпизоду с одним из событий военного времени, когда Григорий убивает австрийского солдата. Но надо остановить не на самом убийстве, а на чувствах, переживаниях героя.
-Вспомните сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки (ч. 3, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана Алексеевича Котлярова (ч. 6).
И здесь необходимо сопоставить ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». Что это даёт для понимания судьбы героя?
- «Добрый казак» — какой смысл вкладывает Шолохов в эти слова, говоря о Григории?
- В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова? (Ключевые слова записываются на доске.)
Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остаётся одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание Аксинье перекликается с другим: «моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами — настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков. Подчёркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…».
Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок. Примером могут служить такие эпизоды: драка со Степаном астаховым из-за Аксиньи (ч. 1, гл. 12), уход с Аксиньей в Ягодное (ч. 2, гл. 11–12), столкновение с вахмистром (ч. 3, гл. 11), разрыв с Подтёлковым (ч. 3, гл. 12), столкновение с генералом Фицхалауровым (ч. 7, гл. 10), решение вернуться в хутор, не дожидаясь амнистии (ч. 8, гл. 18). Подкупает искренность его побуждений. В этом нас убеждают внутренние монологи героя (ч. 6, гл. 21, 28). Заметим, что Мелехов — единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало.
Главный герой Шолохова — простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер — прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нём я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».
Итог — класстер, который учащиеся составили по ходу беседы в тетрадях.
Аналитическая беседа. (На доске — цитаты из текста романа для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе Мелехова).
1. «что же ещё человеку надо?»
2. «Хороший казак, а вот непутёвый».
3. «Какой-то чудаковатый».
4. «С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика».
5. «Несчастный человек».
- Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?
- Взгляните на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора.
- чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды?
- Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?
- Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление?
- Как ведёт себя Григорий в сложной обстановке гражданской войны?
- Какие же чувства вынес Григорий из опыта войны?
- Каков путь нравственных исканий Григория Мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?
- Можно было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?
- Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?
- Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя романа?
3. Сопоставительная работа (в тройках) Сделайте сравнительную характеристику Григория Мелехова и Мишки Кошевого. Что сближает этих героев? Почему Шолохов в центр романа, посвящённого событиям преимущественно гражданской войны, ставит историю Григория Мелехова?
4. Постановка и решение проблемного вопроса (в группах)
Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?
5.Подведение итогов урока (обобщение учителя).
— Образ Григория Мелехова — своеобразное художественное открытие Шолохова. Это целостный, живой и яркий характер, неотделимый от своей эпохи.
«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности — вечная тема искусства стала главной и в «тихом Доне». В этом поиске — смысл существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход»,— говорит он о себе. При этом он всё время стоит перед необходимостью выбора, который не был лёгким и простым.
6. Рефлексия.
- Оцените работу всего класса на уроке.
- Решили ли мы поставленные цели.
- Поставьте отметки сами себе. (Выставление отметок ребятами и учителем).
7. Домашнее задание:
Предлагается обучающимся подготовить творческие работы (презентации, доклады, рефераты, сообщения) с изложением точки зрения какого-либо исследователя. На итоговом уроке по творчеству Шолохова поделимся находками и открытиями.