КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
Совета техникума директор ОБОУ СПО Протокол № _____ от ____ «Рыльский аграрный техникум»
Харин А.В.
приказ № ____
от «____» ______ 20 _____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________ОДП. 12__________ФИЗИКА___________________
(код, название дисциплины /модуля)
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.01.13 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»,
Рыльск 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.12 «Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 35.01.13 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», укрупненная группа 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Организация – разработчик: Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рыльский аграрный техникум».
Разработчик: Дягилева Анастасия Валентиновна, преподаватель ОБОУ СПО «Рыльский аграрный техникум».
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.12 «Физика»
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК____________________________
Протокол № _____ от «_____» ___________________ 20______г.
Председатель ПЦК ____________ И.В. Кузьменко
(подпись) ф.и.о.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.12 «Физика»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума
Протокол №_______ от «_____» ____________________ 20______г.
Председатель методического совета ________________ А.В.Харин
(подпись) ф.и.о.
Заместитель директора по учебной работе ___________ И,Н, Добрынина
(подпись) ф.и.о.
Методист ________________ Н,И, Шатилина
( подпись) ф.и.о.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.12 «Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав укрупненной группы профессии 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» по направлению подготовки 35.01.13 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный и профильный цикл (профильные дисциплины).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью изучения основ физики является создание необходимой базы для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться необходимой учебной и справочной литературой;
использовать законы физики при объяснении явлений в природе и технике;
решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул;
пользоваться Международной системой единиц при решении задач;
переводить единицы физических величин в единицы СИ.
В ходе лабораторных занятий обучающий должен уметь:
- применять правила техники безопасности при обращении с физическими приборами и оборудованием;
- планировать проведение опыта;
- собирать установку по схеме;
- проводить наблюдения;
- снимать показания с физических приборов;
- составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
- оценивать и вычислять погрешности измерений;
- составлять отчет и делать выводы о проделанной работе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы теории курса физики;
обозначения и единицы физических величин в СИ;
теоретические и экспериментальные методы физического исследования;
физический смысл универсальных констант;
о физических явлениях;
а)признаки явления, по которым оно обнаруживается;
б) условия, при которых протекает или фиксируется явление;
в) примеры использования явления на практике;
г) основные следствия
а) схему устройства и принцип действия;
б) назначение, примеры применения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 203 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 134 часа;
самостоятельной работы обучающегося 69 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 203 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 134 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 12 |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 69 |
Оформление плана-конспекта. | 18 |
Подготовка реферата. | 16 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 18 |
Исследовательская работа | 17 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание тем учебной дисциплины «Физика».
Оформляется в виде таблицы и содержит сведения о наименовании разделов, тем, кратком содержании учебного материала, объеме учебной нагрузки по дисциплине в часах, уровне усвоения и видах аудиторной и самостоятельной работы по каждой теме учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Механика | | 40 | |
Тема 1. 1. Кинематика | Содержание учебного материала | | |
Введение. Механическое движение. Характеристики механического движения. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание*. Относительность механического движения. | 8 | 3 |
Лабораторная работа: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка дополнительного материала и его презентация: Биография М.В. Ломоносова; А, Эйнштейна Экспериментальные основы специальной теории относительности. Расчет движения тел, брошенных под углом к горизонту Решение графических задач | 6 | |
Тема 1.2. Динамика | Содержание учебного материала Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Движение тел под действием нескольких сил. | 8 | 3 |
Лабораторные работы: Измерение жесткости пружины лабораторного динамометра | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка дополнительного материала и его презентация: Биография И. Ньютона Вредное трение и проблема энергоснабжения. Решение практических заданий. | 6 | |
Тема 1.3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Просты механизмы. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе | 8 | 2 |
Лабораторная работа: 1. Экспериментальная проверка правила моментов сил для тела, имеющего ось вращения (рычаг) | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка дополнительного материала и его презентация: История развития реактивного движения Строение ракеты Применение рычагов в быту и технике Решение задач на законы сохранения | 4 | |
Тема 1.4. Механические колебания и волны | Содержание учебного материала Механические колебания. Виды гармонических колебаний. Период и частота колебаний. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). Распространение колебаний в упругой среде. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 8 | 3 |
| Лабораторная работа: Определение ускорения силы тяжести | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка дополнительного материала и его презентация: Ультразвук и его использование в технике и медицине. Решение практических заданий. | 4 | |
Раздел 2 Молекулярная физика. Термодинамика | | 27 | |
Тема 2. 1. Основы МКТ | Содержание учебного материала | | |
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния газа. Изопроцессы | 7 | 2 |
Лабораторные работы: Проверка закона Бойля-Мариотта | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия Биографии ученых Скорости движения молекул и их измерения. Опыты Штерна и Перрена Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах. Нарушение теплового баланса природы. Решение задач | 6 | |
Тема 2.2. Основы термодинамики | Содержание учебного материала Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики. Тепловые машины, их применение. КПД тепловых двигателей. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения. | 6 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Защита презентаций на тему: «Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения». Способы повышения КПД двигателей Теплоизоляция и ее роль в природе. Решение практических заданий. | 6 | |
Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества | Содержание учебного материала Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Фазовые переходы. Испарение и конденсация. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы. | 12 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой. Жидкие кристаллы Учет деформаций в производстве и технике Решение практических заданий. | 5 | |
Раздел 3 Электродинамика | | 67 | |
Тема 3.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | | |
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроёмкость проводника. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора | 10 | 3 |
Лабораторные работы: Определение электрической емкости конденсатора | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Учёт статического электричества на производстве Электрический способ очистки воздуха от пыли. Использование конденсаторов в системе зажигания автомобилей | 4 | |
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Эдс цепи. Закон Ома для полной цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца. | 10 | 2 |
Лабораторные работы: Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на её зажимах | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа в интернете при подготовке сообщений на темы: «Использование электричества в производстве, быту» Короткое замыкание. Предохранители «Тепловое действие электрического тока» Решение практических заданий. | 6 | |
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах | Содержание учебного материала Электрический ток в металлах. Электрический ток в электролитах. Закон Фарадея. Электрический ток в газах и вакууме. Электрический ток в полупроводниках. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковые приборы. | 8 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа в интернете при подготовке сообщений на темы: Полупроводниковые датчики. Гальванические элементы Решение практических заданий. | 4 | |
Тема 3.4. Магнитное поле | Содержание учебного материала Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества. | 6 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа в интернете при подготовке сообщений на темы: «Магнитосфера Земли» Парамагнетики, диамагнетики и ферромагнетики. Устройство и работа электроизмерительных приборов | 4 | |
Тема 3.5. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала Магнитный поток. Магнитная индукция. Изучение явления электромагнитной индукции. Самоиндукция. индуктивность | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа в интернете при подготовке сообщений на темы: «Биография М. Фарадея» Электродвигатель; Решение практических заданий. | 4 | |
Тема 3.6. Переменный ток Электромагнитные колебания и волны | Содержание учебного материала Колебательный контур. Свободные и вынужденные колебания. Переменный ток и его характеристики. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. | 11 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа в интернете при подготовке сообщений на темы: Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине; Получение и передача электроэнергии; Электрогенератор и переменный ток. Расчет потребляемой мощности и суммы платежей за потребленную электроэнергию Электрическая энергия: проблемы экологии Решение практических заданий. | 6 | |
Тема 3.7. Волновая оптика | Содержание учебного материала Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Спектр электромагнитных волн. | 12 | 3 |
| Самостоятельная работа обучающихся. Работа в интернете при подготовке сообщений на темы: Использование сверхвысоких частот в производстве Использование инфракрасного излучения в быту и технике Решение практических заданий. | 4 | |
| Всего | 134 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализация программы дисциплины имеется учебный кабинет «Физика» и лаборатория «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная литература для обучающихся;
- комплект методической литературы для преподавателя;
- комплект лабораторного и демонстрационного оборудования;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Физика».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
.Жданов Л.С., Жданов Л.Г. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.; ООО ТИД «Альянс», 2011
Дмитреева В.Ф. Физика; Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.; Академия,2010
Дополнительные источники:
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика: Учебник для нетехнических специальностей. – М.: Мастерство, 2010
Сборник задач и вопросов по физике/Под редакцией Р.А. Гладковой. – М.: Наука, 2009
Перышкин А.В. физика 9кл,: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 5-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2012 – 256с.: ил
Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». – Ростов н/Д: Феникс:, 2012 – 288с.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2009.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2009.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2009.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должен уметь: пользоваться необходимой учебной и справочной литературой; использовать законы физики при объяснении явлений в природе и технике; решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул; пользоваться Международной системой единиц при решении задач; переводить единицы физических величин в единицы СИ. Должен знать: основы теории курса физики; обозначения и единицы физических величин в СИ; теоретические и экспериментальные методы физического исследования; физический смысл универсальных констант; о физических явлениях; а)признаки явления, по которым оно обнаруживается; б) условия, при которых протекает или фиксируется явление; в) примеры использования явления на практике; г) основные следствия а) схему устройства и принцип действия; б) назначение, примеры применения. | Домашняя работа. Проверочная работа. Тестирование. Доклады и их презентация. Выполнение индивидуальных заданий. Проведение практических работ Устный опрос Защита лабораторных работ. Индивидуальная работа Контрольная работа. Защита рефератов. Исследовательская работа |
Дополнения и изменения в рабочей программе
профессионального модуля на 20___/ 20 ___уч. год.
Внесённые изменения на
20 ___/ 20 ___ учебный год
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_____________________________
(подпись, расшифровка подписи)
«____» ______________ 20____ г.
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
________________________________________________;
________________________________________________;
________________________________________________
или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании ПЦК.
Протокол от «____» __________________ 20______г.
Председатель ПЦК _________________________________________________
подпись, расшифровка подписи, дата
СОГЛАСОВАНО: Председатель методического совета:
__________________________________________________________________
подпись, расшифровка подписи, дата
* В скобках приводится количество часов, рекомендуемых для изучения тем, которые представлены в абзаце.
6