Городской округ город Выкса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
607060 г.Выкса, ул. Корнилова здание 97; 8(83177) 3-55-11
электронная почта: zolotaya - fish 7@ yandex . ru
Тема:
«Решение образовательных ситуаций с помощью кейс - технологии»
Пантелеева Е.А.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Городской округ город Выкса, 2020
«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает…» В.О.Ключевский
Актуальность
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, интеллектуальных, эстетических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности
ФГОС ДО: Социально-коммуникативное развитие
Направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
ООП ДО МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7
Наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого в содержательную деятельность.
?
Современные педагогические технологии
1
Формировать коммуникативные умения детей, культуру общения в жизненных ситуациях, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, используя имеющиеся знания
2
Развивать способность давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, прорабатывать проблемные ситуации и самостоятельно находить их решение
3
Стимулировать познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации
4
Формировать умение использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях
ЦЕЛЬ: Решение образовательных ситуаций с помощью кейс - технологии
ЗАДАЧИ:
Понятие
- Термин «кейс-метод» происходит от слова «кейс» с англ. «case» – cлучай, ситуация - Метод анализа конкретных ситуаций, кейс-метод, кейс-стади.
- Понятия «кейс-ситуация», «педагогическая задача» синонимичны Включают в себя определенную / неопределенную ситуацию, выход из которой следует найти. Кейс-метод как способ коллективного обучения, его составляющими является: - работа в группе (подгруппах), - взаимный обмен информацией.
- Материал подается воспитанникам в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их исследовательской и творческой деятельности при разработке решений.
Мой кейс-портфель
кейс-иллюстра ции
проигрывание ролей (ролевое проектиро вание)
анализ конкретных ситуаций - кейс –стади
фото-кейс
кейс конкретных ситуаций
- Печатный кейс (содержит иллюстрации, что делает его более наглядным).
- Мультимедиа - кейс .
- Видео кейс (содержит фильм или аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра).
Действия педагога в кейс-технологии
Стратегии поведения педагога
в кейс-технологии
1
создание кейса или использование уже имеющегося
2
распределение детей по малым группам (4-6 человек)
- Педагог будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
- В определенных условиях педагог будет сам давать ответ;
- Педагог может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
3
знакомство с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы в малых группах, определение докладчиков
4
организация презентации решений в малых группах
5
организация общей дискуссии
6
обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации
Алгоритм
Действия обучающегося с кейсом
- Определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
- Описать кейс : сюжет, содержащий проблемный фактор, заявку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
- Подвести к кульминации кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.
1 этап
знакомство с ситуацией, её особенностями
2 этап
выделение основной проблемы (проблем)
3 этап
предложение концепций или тем для «мозгового штурма»
4 этап
анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап
решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий
Технологическая карта деятельности
Название
Этапа
1.Постановка проблемы
2. Мозговой штурм
Деятельность взрослого
Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.
3. Презентация
Организует детей в малые группы.
Осознает проблему.
Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.
Деятельность детей
Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.
Присваивает проблему.
4. Рефлексия
Организует презентацию решения кейса.
Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.
Объединяются в группы.
Находят совместное решение.
Помогают проанализировать принятое решение.
Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.
Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.
Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.
Формулируют выводы.
Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.
Применяют знания в различных ситуациях.
Помогает сравнить предложенные решения.
Система работы
Перспективный план
Первый этап – восприятие формул образовательной ситуации
- Пакет кейс-иллюстраций, пакет кейс-конкретных ситуаций, п акет фото-кейс
- Пакет кейс-иллюстраций, пакет кейс-конкретных ситуаций, п акет фото-кейс
Технологическая карта деятельности
Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул этикета, характерных для выбранной нами ситуации
- Пакет кейс-конкретных ситуаций , пакет кейс-ролевое проектирование
- Пакет кейс-конкретных ситуаций , пакет кейс-ролевое проектирование
Методы кейс-технологии
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото- кейсы);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул образовательной ситуации
- Пакет фото-кейс, пакет иллюстраций кейс-стади, пакет кейс-ролевое проектирование, пакет кейс-конкретных ситуаций
- Пакет фото-кейс, пакет иллюстраций кейс-стади, пакет кейс-ролевое проектирование, пакет кейс-конкретных ситуаций
- Пакет фото-кейс, кейс-стади, пакет кейс-ролевое проектирование, пакет кейс-конкретных ситуаций, пакет кейс-иллюстраций
- Пакет фото-кейс, кейс-стади, пакет кейс-ролевое проектирование, пакет кейс-конкретных ситуаций, пакет кейс-иллюстраций
Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики
Практический этап
Кейс-иллюстрации
Кейс «Ролевое проектирование»
«Школа изящных манер»
«В гостях»
«Подбери слова»
«В стране Добрых слов»
Кейс конкретных ситуаций
«Что будет, если…»
«Волшебник»
«Азбука доброжелательности»
«Правила дружбы»
Кейс-стади
Фото-кейс
Презентация «Эмоции»
«Добрые поступки»
«Мы друг другу помогаем»
Результативность
Дети умеют применять формулы поведения в различной образовательной ситуации, соблюдают правила общения, создают сочетание формул образовательных ситуаций. Повысилась познавательная активность
У детей сформировалось умение устанавливать положительный контакт, разрешать споры самостоятельно на основе взаимной договорённости
Дети научились соотносить свои устремления с интересами других, отстаивать свою точку зрения в общении и умение принимать помощь
Сформировалось чувство сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности, укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников
Перспективы
Созданный кейс-портфель с разработанными и апробированными пакетами кейсов может использоваться любым педагогом ДОУ
Кейсы можно дополнять для решения новых образовательных ситуаций
Возможность использования кейс-технологии в любой образовательной области во всех возрастных группах ДОУ
Литература
- Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников»: средняя группа - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
- Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).
- Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. – 2004.
- Буре Р.С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников»: для занятий с детьми с 3 – 7 лет - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016
- Васильева Л. – Гангус. "Азбука вежливости". – М.- 2005.
- Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О.П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду.- 2008.- №2.- С. 25.
- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности»: для занятий с детьми с 4-5 лет – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Коломинский Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе : учеб. пособие / Коломинский Я.Л. .- Минск, 2006.- 238
- Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание 2001.№ 9. С. 18-27
- Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.
- Курочкина И. Н. "О культуре поведения и этикете". //Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С.31-43
- Лисина М.И «Формирование личности ребёнка в общении» Питер; СПб.; 2009
- Насонкина С.А. «Уроки этикета» Детство-Пресс, 2006 г. Серия: Валеология
- Партнерство детского сада и семьи/ под.ред. С.С.Прищепина, Т.С. Шатверян (Школа 7 гномов) - М.: мозаика-синтез, 2016
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с дошкольниками»: для занятий с детьми 4 – 7 лет - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2008.
- Усачева Т. "Учим детей вежливости".//Дошкольное воспитание. 2006.№5. С.5-14
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
- Холмогорова В. М., Смирнова Е. О. "Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей".// Вопросы психологии. №1, 2001
- Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки» - этикет для малышей М.: Прометей; Книголюб, 2003.
- Ресурсы интернета.
«Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире»
В.В. Путин
Спасибо за внимание!