СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трансляция опыта по теме "Решение образовательных ситуаций с помощью кейс-технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я, Пантелеева Елена Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории, хочу поделиться своей педагогической находкой по решению образовательных ситуаций с помощью кейс-технологии.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФЗ «Об образовании в РФ», государственных стандартов дошкольного образования, и ООП ДОУ. Они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате.

Просмотр содержимого документа
«Трансляция опыта по теме "Решение образовательных ситуаций с помощью кейс-технологий"»

Городской округ город Выкса Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» 607060 г.Выкса, ул. Корнилова здание 97; 8(83177) 3-55-11 электронная почта: zolotaya - fish 7@ yandex . ru Тема:   «Решение образовательных ситуаций с помощью кейс - технологии» Пантелеева Е.А. Воспитатель высшей квалификационной категории Городской округ город Выкса, 2020

Городской округ город Выкса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060 г.Выкса, ул. Корнилова здание 97; 8(83177) 3-55-11

электронная почта: zolotaya - fish 7@ yandex . ru

Тема:

«Решение образовательных ситуаций с помощью кейс - технологии»

Пантелеева Е.А.

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Городской округ город Выкса, 2020

«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает…» В.О.Ключевский Актуальность Федеральный Закон «Об образовании в РФ» Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, интеллектуальных, эстетических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности ФГОС ДО: Социально-коммуникативное развитие Направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ООП ДО МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 Наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого в содержательную деятельность.  ? Современные педагогические технологии

«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает…» В.О.Ключевский

Актуальность

Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, интеллектуальных, эстетических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности

ФГОС ДО: Социально-коммуникативное развитие

Направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

ООП ДО МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7

Наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого в содержательную деятельность. 

?

Современные педагогические технологии

1 Формировать коммуникативные умения детей, культуру общения в жизненных ситуациях, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, используя имеющиеся знания 2 Развивать способность давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, прорабатывать проблемные ситуации и самостоятельно находить их решение 3 Стимулировать познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации 4 Формировать умение использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях ЦЕЛЬ: Решение образовательных ситуаций с помощью кейс - технологии  ЗАДАЧИ:

1

Формировать коммуникативные умения детей, культуру общения в жизненных ситуациях, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, используя имеющиеся знания

2

Развивать способность давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, прорабатывать проблемные ситуации и самостоятельно находить их решение

3

Стимулировать познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации

4

Формировать умение использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях

ЦЕЛЬ: Решение образовательных ситуаций с помощью кейс - технологии

ЗАДАЧИ:

Понятие Термин «кейс-метод» происходит от слова «кейс» с англ. «case» – cлучай, ситуация - Метод анализа конкретных ситуаций, кейс-метод, кейс-стади. Понятия «кейс-ситуация», «педагогическая задача» синонимичны Включают в себя определенную / неопределенную ситуацию, выход из которой следует найти. Кейс-метод как способ коллективного обучения, его составляющими является: - работа в группе (подгруппах), - взаимный обмен информацией. Материал подается воспитанникам в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их исследовательской и творческой деятельности при разработке решений.

Понятие

  • Термин «кейс-метод» происходит от слова «кейс» с англ. «case» – cлучай, ситуация - Метод анализа конкретных ситуаций, кейс-метод, кейс-стади.
  • Понятия «кейс-ситуация», «педагогическая задача» синонимичны Включают в себя определенную / неопределенную ситуацию, выход из которой следует найти. Кейс-метод как способ коллективного обучения, его составляющими является: - работа в группе (подгруппах), - взаимный обмен информацией.
  • Материал подается воспитанникам в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их исследовательской и творческой деятельности при разработке решений.
Мой кейс-портфель  кейс-иллюстра ции проигрывание ролей (ролевое проектиро вание) анализ конкретных ситуаций - кейс –стади фото-кейс кейс конкретных ситуаций Печатный кейс (содержит иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс . Видео кейс (содержит фильм или аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра).

Мой кейс-портфель 

кейс-иллюстра ции

проигрывание ролей (ролевое проектиро вание)

анализ конкретных ситуаций - кейс –стади

фото-кейс

кейс конкретных ситуаций

  • Печатный кейс (содержит иллюстрации, что делает его более наглядным).
  • Мультимедиа - кейс .
  • Видео кейс (содержит фильм или аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра).
Действия педагога в кейс-технологии Стратегии поведения педагога в кейс-технологии 1  создание кейса или использование уже имеющегося 2  распределение детей по малым группам (4-6 человек) Педагог будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;  В определенных условиях педагог будет сам давать ответ;  Педагог может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 3  знакомство с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы в малых группах, определение докладчиков 4  организация презентации решений в малых группах 5  организация общей дискуссии 6  обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации

Действия педагога в кейс-технологии

Стратегии поведения педагога

в кейс-технологии

1

создание кейса или использование уже имеющегося

2

распределение детей по малым группам (4-6 человек)

  • Педагог будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

  • В определенных условиях педагог будет сам давать ответ;

  • Педагог может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

3

знакомство с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы в малых группах, определение докладчиков

4

организация презентации решений в малых группах

5

организация общей дискуссии

6

обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации

Алгоритм Действия обучающегося с кейсом  Определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей. Описать кейс : сюжет, содержащий проблемный фактор, заявку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира. Подвести к кульминации кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения. 1 этап знакомство с ситуацией, её особенностями 2 этап  выделение основной проблемы (проблем) 3 этап  предложение концепций или тем для «мозгового штурма» 4 этап анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий

Алгоритм

Действия обучающегося с кейсом

  • Определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
  • Описать кейс : сюжет, содержащий проблемный фактор, заявку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
  • Подвести к кульминации кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.

1 этап

знакомство с ситуацией, её особенностями

2 этап

выделение основной проблемы (проблем)

3 этап

предложение концепций или тем для «мозгового штурма»

4 этап

анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап

решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий

Технологическая карта деятельности

Название

Этапа

1.Постановка проблемы

2. Мозговой штурм

Деятельность взрослого

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

3. Презентация

Организует детей в малые группы.

Осознает проблему.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Деятельность детей

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

  Присваивает проблему.

4. Рефлексия

Организует презентацию решения кейса.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Объединяются в группы.

  Находят совместное решение.

Помогают проанализировать принятое решение.

  Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

  

Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

  Формулируют выводы.

 

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

Применяют знания в различных ситуациях.

Помогает сравнить предложенные решения.

Система работы

Перспективный план

Первый этап  – восприятие формул образовательной ситуации

  • Пакет кейс-иллюстраций, пакет кейс-конкретных ситуаций, п акет фото-кейс
  • Пакет кейс-иллюстраций, пакет кейс-конкретных ситуаций, п акет фото-кейс

Технологическая карта деятельности

Второй этап  – репродуктивное воспроизведение формул этикета, характерных для выбранной нами ситуации

  • Пакет кейс-конкретных ситуаций , пакет кейс-ролевое проектирование
  • Пакет кейс-конкретных ситуаций , пакет кейс-ролевое проектирование

Методы кейс-технологии

метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото- кейсы);

метод инцидента;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

метод дискуссии.

Третий этап  – обучение способам «развёртывания» формул образовательной ситуации

  • Пакет фото-кейс, пакет иллюстраций кейс-стади, пакет кейс-ролевое проектирование, пакет кейс-конкретных ситуаций
  • Пакет фото-кейс, пакет иллюстраций кейс-стади, пакет кейс-ролевое проектирование, пакет кейс-конкретных ситуаций
  • Пакет фото-кейс, кейс-стади, пакет кейс-ролевое проектирование, пакет кейс-конкретных ситуаций, пакет кейс-иллюстраций
  • Пакет фото-кейс, кейс-стади, пакет кейс-ролевое проектирование, пакет кейс-конкретных ситуаций, пакет кейс-иллюстраций

Четвёртый этап  – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики

Практический этап Кейс-иллюстрации Кейс «Ролевое проектирование» «Школа изящных манер» «В гостях» «Подбери слова»  «В стране Добрых слов» Кейс конкретных ситуаций «Что будет, если…» «Волшебник» «Азбука доброжелательности» «Правила дружбы» Кейс-стади Фото-кейс Презентация «Эмоции» «Добрые поступки» «Мы друг другу помогаем»

Практический этап

Кейс-иллюстрации

Кейс «Ролевое проектирование»

«Школа изящных манер»

«В гостях»

«Подбери слова»

«В стране Добрых слов»

Кейс конкретных ситуаций

«Что будет, если…»

«Волшебник»

«Азбука доброжелательности»

«Правила дружбы»

Кейс-стади

Фото-кейс

Презентация «Эмоции»

«Добрые поступки»

«Мы друг другу помогаем»

Результативность Дети умеют применять формулы поведения в различной образовательной ситуации, соблюдают правила общения, создают сочетание формул образовательных ситуаций. Повысилась познавательная активность У детей сформировалось умение устанавливать положительный контакт, разрешать споры самостоятельно на основе взаимной договорённости Дети научились соотносить свои устремления с интересами других, отстаивать свою точку зрения в общении и умение принимать помощь Сформировалось чувство сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности, укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников

Результативность

Дети умеют применять формулы поведения в различной образовательной ситуации, соблюдают правила общения, создают сочетание формул образовательных ситуаций. Повысилась познавательная активность

У детей сформировалось умение устанавливать положительный контакт, разрешать споры самостоятельно на основе взаимной договорённости

Дети научились соотносить свои устремления с интересами других, отстаивать свою точку зрения в общении и умение принимать помощь

Сформировалось чувство сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности, укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников

Перспективы Созданный кейс-портфель с разработанными и апробированными пакетами кейсов может использоваться любым педагогом ДОУ Кейсы можно дополнять для решения новых образовательных ситуаций Возможность использования кейс-технологии в любой образовательной области во всех возрастных группах ДОУ

Перспективы

Созданный кейс-портфель с разработанными и апробированными пакетами кейсов может использоваться любым педагогом ДОУ

Кейсы можно дополнять для решения новых образовательных ситуаций

Возможность использования кейс-технологии в любой образовательной области во всех возрастных группах ДОУ

Литература

  • Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников»: средняя группа - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
  • Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).
  • Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. – 2004.
  • Буре Р.С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников»: для занятий с детьми с 3 – 7 лет - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016
  • Васильева Л. – Гангус. "Азбука вежливости". – М.- 2005.
  • Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О.П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду.- 2008.- №2.- С. 25.
  • Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности»: для занятий с детьми с 4-5 лет – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  • Коломинский Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе : учеб. пособие / Коломинский Я.Л. .- Минск, 2006.- 238
  • Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание 2001.№ 9. С. 18-27
  • Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.
  • Курочкина И. Н. "О культуре поведения и этикете". //Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С.31-43
  • Лисина М.И «Формирование личности ребёнка в общении» Питер; СПб.; 2009
  • Насонкина С.А. «Уроки этикета» Детство-Пресс, 2006 г. Серия: Валеология
  • Партнерство детского сада и семьи/ под.ред. С.С.Прищепина, Т.С. Шатверян (Школа 7 гномов) - М.: мозаика-синтез, 2016
  • Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с дошкольниками»: для занятий с детьми 4 – 7 лет - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2008.
  • Усачева Т. "Учим детей вежливости".//Дошкольное воспитание. 2006.№5. С.5-14
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
  • Холмогорова В. М., Смирнова Е. О. "Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей".// Вопросы психологии. №1, 2001
  • Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки» - этикет для малышей М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  • Ресурсы интернета.
«Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире» В.В. Путин Спасибо за внимание!

«Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире»

В.В. Путин

Спасибо за внимание!