Трансляция педагогического опыта преподавателя в условиях реализации ФГОС.
Совершенствование образовательного процесса ориентировано на повышение качества образования, а без использования инновационных, исследовательских форм работы, без выявления и диссеминации профессионального опыта невозможно достичь результата. В условиях реализации ФГОС нового поколения представлены многочисленные возможности для распространения педагогического опыта.
Самыми распространенными формами являются открытые уроки, внеурочные мероприятия. Структура современного урока должна включать целеполагание, основные этапы, рефлексию. Инновационный урок подразумевает наличие технологической карты, использование разнообразных форм обучения, практический опыт деятельности. В соответствии с ФГОС современный урок должен быть деятельностным, максимальный объем рабочего времени на таком уроке отводится деятельности самих обучающихся.
Разрабатывая современный урок, важно руководствоваться методическими принципами:
- субъективизация (ученик рассматривается как партнер при обучении);
- коммуникативность;
- деятельностный подход;
- метапредметность;
- рефлективность.
Субъективизация достигается, к примеру, активизацией мыслительной деятельности. Вопрос: «как звали А.С.Пушкина?» способствует этому процессу, а его неожиданный контекст повышает мотивацию учеников. Учет способов мышления (право- и левополушарный тип), холистический подход, учет индивидуальных различий в способах восприятия (визуалы, кинестетики, аудиалы) – элементы субъективизации современного урока и действенные методы повышения эффективности образовательного процесса.
Развитию коммуникативности способствует использование приемов, привлекающих внимание (движение «ввертывание лампочки»). Деятельностный подход наиболее эффективно реализуется при мотивировании обучающихся через этапы:
л

юбопытство удивление наблюдение познание.
В качестве метапредметных универсальных способов образовательной деятельности могут использоваться ситуационные задачи, задания PISA. Организовать рефлексию на уроке как предметную (что узнали), процессуальную (что для этого сделали) и ценностную (для чего это нужно).
В практике учебных заведений как среднего, так и среднего специального образования традиционно проводятся методические, тематические недели. Планирование предметных недель осуществляется на учебный год, но допустимы корректировки плана мероприятий. Эффективность методической недели повышается, если одновременно проводить презентации и выставки в виде стендовых презентаций, имидж-проектов, экспозиционных площадок.
Среди задач предметных недель: апробация новых технологий, новых форм и методов организации уроков, демонстрация профессионального мастерства и трансляция педагогического опыта.
Консультации, проводимые педагогами, целесообразно сочетать с практикумами, что существенно расширяет возможности обмена опытом и освоения новых инновационных, исследовательских технологий. Консультации могут быть предметными (по преподаваемым дисциплинам) и тематическими (по запланированной теме). Целевая аудитория консультаций: обучающиеся, их родители, педагоги.
Проведение мастер-классов, педагогических мастерских преимущественно осуществляется в работе Школы начинающего специалиста, Школы педагогического мастерства. Если мастер-класс разработан для проведения мероприятия с обучающимися, то целесообразнее организовать его с участием двух педагогов, подготовить раздаточный материал, расходные материалы для учеников, заранее апробировать методику и ход мастер-класса на предмет соответствия отведенному времени.
Процесс подготовки к мастер-классу позволяет проанализировать материалы, выявить успехи и недостатки педагогической деятельности. Одновременно происходит обновление образовательной среды, вовлечение педагогов в активный процесс познания, аналитико-рефлексивную и творческую деятельность.
Организация курсов повышения квалификации позволяет совместить стажировки на базе лучших учебных заведений, обучающие и деловые игры, а для педагогов, целенаправленно занимающихся обобщением опыта, выступить в качестве докладчиков.
Деловая игра в процессе обучения может быть посвящена событию из мира науки, иметь предметный характер. Наиболее популярны формы проведения деловых игр: Поле чудес, Блиц-турнир, Своя игра, Монополия.
Среди других форм трансляции педагогического опыта: педагогические советы, общественные смотры знаний, спецкурсы, педагогические чтения, научно-практические семинары и конференции, создание персонального сайта/блога педагога, публикации в печатных изданиях и в сети Интернет.
При участии в научно-практических конференциях педагоги демонстрируют профессиональные умения и знания современных психолого-педагогических концепций, использование новых педагогических технологий с учетом здоровьесберегающих принципов организации учебного процесса.
Цель использования блога преподавателя – формирование условий эффективного образовательного процесса, а также трансляция педагогического опыта. Задачи – научить пользоваться информацией блога; оперативно получать задания для выполнения; если обучающийся заболел, выступает на спортивных соревнованиях, участвует в творческих конкурсах, вызван в военкомат и др., в блоге он найдет необходимую информацию для самостоятельного изучения.
Практика использования блога/сайта педагога показывает, что доступность информации, наличие хорошей технической поддержки в виде активных ссылок, использование наглядных методов, позволяют повысить эффективность образовательного процесса. Успешно решается проблема обучающихся, пропустивших то или иное занятие. Простота использования, отсутствие навязчивой рекламы повышают мотивацию как обучающихся, так и преподавателя. Несомненно, большим плюсом является простота создания полноценного блога преподавателем любой дисциплины, а не только технических дисциплин и программирования.
Таким образом, трансляция педагогического опыта преподавателя в условиях реализации ФГОС должна включать разнообразные формы, охватывающие новые педагогические технологии.