СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Транспонирование в классе аккордеона: этапы работы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье отражены этапы работы над выработкой навыков транспонирования в классе аккордеона с учащимися ДШИ

Просмотр содержимого документа
«Транспонирование в классе аккордеона: этапы работы»

Транспонирование в классе аккордеона


Транспонирование – это процесс переноса пьесы в другую тональность.

В классах ДМШ навыки транспонирования закладываются с первых уроков в специальных классах и классах сольфеджио. Еще до овладения навыками исполнения произведений на инструменте, ученик знакомится с детскими песенками, попевками. Совместно с преподавателем ученик интонирует небольшие песенки, знакомится с интервалами, учится анализировать интервальное строение песенки, затем пробует перенести ее в другую тональность. Постепенно знакомясь с инструментом, понятиями высоты звука и направления движения мелодии, ученик транспонирует и более сложные пьесы.


С учащимися младших классов ДШИ транспонированием мы начинаем заниматься буквально с первых уроков на аккордеоне.

Ученику дается задание подобрать по слуху попевку (в начале на одной –двух нотах, затем сложнее). После того, как учащийся получает представление о звуковысотности, закрепляет понятия метроритма, переходим к транспонированию. Работа идет по принципу «от простого к сложному». По мере того, как учащийся с заданиями справляется, легко воспринимает попевки «Уж, как шла Лиса по травке», отвечает на наводящие вопросы преподавателя (как построена попевка, какие интервалы используются, куда направляется мелодия – вверх или вниз, где остановки, какие есть повторения и т.д.), переходим к игре на аккордеоне. Ученик закрепляет понятия устройства клавиатуры и основных функций, расположение клавиш по высоте, пробует «подобрать» попевки, преподаватель корректирует постановку пальцев и рук ученика.

По тому же плану происходит работа над песенками «Сорока», «Василек», «Сидит ворон на дубу».


В средних и старших классах ДМШ работа над освоением навыков транспонирования продолжается. Примерный план работы над освоением навыков инструментального транспонирования таков:

  1. Изучение заданного произведения (разбор, расстановка аппликатуры)

  2. Анализ произведения (форма, повторения, гармонический план)

  3. «Теоретическое» транспонирование пьесы

  4. Практическое транспонирование

Например, в 4 классе мы транспонировали «Этюд» Денисова. Разбор этюда и техническая доводка происходили в домашних занятиях. Анализ произведения совместно с преподавателем по предложенной выше схеме.

Изучив и проанализировав этюд, переходим к транспонированию. Первоначальное проигрывание этюда в новой тональности происходит раздельно каждой рукой. Затем переходим к игре двумя руками в медленном темпе.

По мере усвоения материала, ученик переходит к другой тональности. Выбор тональности, как правило, осуществляется по схеме «на тон вверх или на тон вниз». После определения новой тональности определяются ключевые знаки новой тональности, гармонический план, возможно, особенности аппликатуры в этой тональности.

Транспонирование может происходить и в тональности по кварто-квинтовому кругу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!