СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Транспонирование на уроках сольфеджио

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Небольшая презентация по теме «Транспонирование», в которой содержатся три способа транспонирования с примерами и разъяснение, зачем оно нужно детям на уроках сольфеджио.

Просмотр содержимого документа
«Транспонирование на уроках сольфеджио»

Преподаватель Онучина Г. А.

Преподаватель Онучина Г. А.

Главный вопрос — что такое транспонирование и зачем оно нам нужно? Транспонирование — это перенос музыкального произведения из одной тональности в другую либо же просто на другую высоту. Этим приёмом пользуются многие музыканты — чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие (или, наоборот, низкие) ноты, которые трудно петь вокалисту. Что он делает? Он немного повышает или понижает тональность, что помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких (или низких) звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Главный вопрос — что такое транспонирование и зачем оно нам нужно?

Транспонирование — это перенос музыкального произведения из одной тональности в другую либо же просто на другую высоту.

Этим приёмом пользуются многие музыканты — чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие (или, наоборот, низкие) ноты, которые трудно петь вокалисту. Что он делает? Он немного повышает или понижает тональность, что помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких (или низких) звуков.

Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Песня «В лесу родилась ёлочка» в Фа мажоре Что мы видим в этих примерах? Во всех трёх тональностях под разными нотами у нас подписаны одинаковые ступени. Песня «В лесу родилась ёлочка» в Соль мажоре Если мы сыграем все три варианта, мы услышим, что сама линия мелодии — то, куда она идёт, как она двигается — осталось неизменным. Мелодия просто стала выше. Песня «В лесу родилась ёлочка» в До мажоре
  • Песня «В лесу родилась ёлочка» в Фа мажоре

Что мы видим в этих примерах? Во всех трёх тональностях под разными нотами

у нас подписаны одинаковые ступени.

  • Песня «В лесу родилась ёлочка» в Соль мажоре

Если мы сыграем все три варианта, мы услышим, что сама линия мелодии — то, куда

она идёт, как она двигается — осталось неизменным. Мелодия просто стала выше.

  • Песня «В лесу родилась ёлочка» в До мажоре
Существует три основных способа транспонировать, то есть переносить мелодию из одной тональности в другую. Рассмотрим их подробнее: Первый способ — по ступеням. Мы подписываем в нашей мелодии ступени, затем смотрим, какими нотами эти ступени будут в новой тональности, сверяем их с нужной гаммой, а затем переписываем мелодию в новую тональность (не забывая сохранить ритм!) Именно таким образом на предыдущем слайде была транспонирована «В лесу родилась ёлочка». Этот способ является самым удобным и легко запоминающимся.

Существует три основных способа транспонировать, то есть переносить мелодию из одной тональности в другую. Рассмотрим их подробнее:

Первый способ — по ступеням. Мы подписываем в нашей мелодии ступени, затем смотрим, какими нотами эти ступени будут в новой тональности, сверяем их с нужной гаммой, а затем переписываем мелодию в новую тональность (не забывая сохранить ритм!) Именно таким образом на предыдущем слайде была транспонирована «В лесу родилась ёлочка». Этот способ является самым удобным и легко запоминающимся.

Мелодия в изначальной тональности — в Соль мажоре. У нас подписаны все ступени. Гамма Соль мажор. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их со ступенями, подписанными в мелодии. Гамма До мажор, в которую мы будем транспонировать нашу мелодию. Все ступени подписаны. Наша мелодия в новой тональности — в До мажоре. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их с теми, что были подписаны в гамме.

Мелодия в изначальной тональности — в Соль мажоре.

У нас подписаны все ступени.

Гамма Соль мажор. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их со ступенями, подписанными в мелодии.

Гамма До мажор, в которую мы будем транспонировать нашу мелодию. Все ступени подписаны.

Наша мелодия в новой тональности — в До мажоре. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их с теми, что были подписаны в гамме.

Второй способ — транспонирование на заданный интервал. Выбирается определённое расстояние между нотами (это и есть наш загадочный интервал), к примеру, пять нот (этот интервал называется квинта). От первой ноты в мелодии мы отсчитываем пять нот в нужном направлении, пишем получившуюся ноту, затем проделываем тоже самое со второй, с третьей и так далее до конца мелодии. Этот способ менее удобный, потому что нам приходится считать ноты каждый раз, из-за этого риск ошибиться возрастает. На нотных примерах у нас два маленьких такта. Посчитайте, везде ли между первой мелодией и второй расстояние в пять нот?

Второй способ — транспонирование на заданный интервал. Выбирается определённое расстояние между нотами (это и есть наш загадочный интервал), к примеру, пять нот (этот интервал называется квинта). От первой ноты в мелодии мы отсчитываем пять нот в нужном направлении, пишем получившуюся ноту, затем проделываем тоже самое со второй, с третьей и так далее до конца мелодии. Этот способ менее удобный, потому что нам приходится считать ноты каждый раз, из-за этого риск ошибиться возрастает. На нотных примерах у нас два маленьких такта. Посчитайте, везде ли между первой мелодией и второй расстояние в пять нот?

Сначала посмотрим на мелодию и определим все ноты, из которых она состоит, а также — тональность (по последней ноте). Здесь у нас тональность До мажор. Дальше посмотрим, от какой ноты мы будем начинать. К примеру, мы хотим перенести мелодию на четыре ноты вверх. Считаем — соль (1), ля (2), си (3), до (4). Значит, начинать мы будем от ноты до. Отсчитываем четыре ноты от каждой ноты в мелодии. Соль (1) — до (4), соль (1) — до (4); ми (1), фа (2), соль (3), ля (4), ми (1) — ля (4); фа (1), соль (2), ля (3), си (4), фа (1) — си (4); ре (1), ми (2), фа (3), соль (4), ре (1) — соль (4); до (1), ре (2), ми (3), фа (4); ре (1) — соль (4); ми (1) — ля (4); фа (1) — си (4); соль (1) — до (4); до (1) — фа (4). Обратите внимание, что те ноты, которые вы уже посчитали, вы можете посмотреть в предыдущих тактах, не считая их заново. Пишем получившиеся ноты в том ритме, который был в первоначальной мелодии. Смотрим, какая тональность у нас получилась (по последней ноте). Здесь должен быть Фа мажор, но чего-то не хватает (об этом мы узнаем чуть позже)

Сначала посмотрим

на мелодию и определим все ноты, из которых она состоит, а также — тональность (по последней ноте). Здесь у нас тональность До мажор.

Дальше посмотрим,

от какой ноты мы будем начинать.

К примеру, мы хотим перенести мелодию на четыре ноты вверх. Считаем — соль (1), ля (2), си (3), до (4). Значит, начинать мы будем от ноты до.

Отсчитываем четыре ноты от каждой ноты в мелодии.

Соль (1) — до (4), соль (1) — до (4); ми (1), фа (2), соль (3), ля (4), ми (1) — ля (4); фа (1), соль (2), ля (3), си (4), фа (1) — си (4); ре (1), ми (2), фа (3), соль (4), ре (1) — соль (4); до (1), ре (2), ми (3), фа (4); ре (1) — соль (4); ми (1) — ля (4); фа (1) — си (4); соль (1) — до (4); до (1) — фа (4). Обратите внимание, что те ноты, которые вы уже посчитали, вы можете посмотреть в предыдущих тактах, не считая их заново.

Пишем получившиеся ноты в том ритме, который был в первоначальной мелодии. Смотрим, какая тональность у нас получилась (по последней ноте). Здесь должен быть Фа мажор, но чего-то

не хватает (об этом мы узнаем чуть позже)

Третий способ — замена ключа. Мы меняем скрипичный ключ на басовый — и у нас получается та же мелодия в другом регистре (а если мы не меняли сами ноты, то и в другой тональности!) В первом примере у нас поменялся ключ — со скрипичного на басовый — но не поменялась тональность До мажор, из-за чего ноты на нотном стане теперь выглядят по-другому. Во втором примере поменялся не только ключ, но и тональность — мы сохранили расположение нот на линейках, поэтому чтобы сохранить мажорную окраску песни, пришлось добавить к некоторым нотам диезы. Попробуйте определить, в какой тональности звучит песня в басовом ключе в примере Б? Чтобы точно разобраться, подпишите ноты в обоих ключах.

Третий способ — замена ключа. Мы меняем скрипичный ключ на басовый — и у нас получается та же мелодия в другом регистре (а если мы не меняли сами ноты, то и в другой тональности!)

В первом примере у нас поменялся ключ — со скрипичного на басовый — но не поменялась тональность До мажор, из-за чего ноты на нотном стане теперь выглядят по-другому. Во втором примере поменялся не только ключ, но и тональность — мы сохранили расположение нот на линейках, поэтому чтобы сохранить мажорную окраску песни, пришлось добавить к некоторым нотам диезы. Попробуйте определить, в какой тональности звучит песня в басовом ключе в примере Б? Чтобы точно разобраться, подпишите ноты в обоих ключах.

До новых встреч!

До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс