СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Транспорт России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока географии в 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Транспорт России»

Тема урока: «Транспорт России».

Класс: 9 «В».

Дата: 2 декабря 2021г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:  изучить особенности основных видов  транспорта, показать их значение в перевозке грузов и пассажиров. Выяснить проблемы и перспективы развития транспорта в России.                                                                                                  

Предметные УУД: формирование у учащихся   знаний о видах транспорта, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме.

Метапредметные УУД: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.

Личностные УУД: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы.

Планируемые результаты

Регулятивные (учебно-организационные): уметь ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников;

Познавательные (учебно-логические): уметь выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами; учебно-информационные: уметь находить  и отбирать информацию в различных источниках, работать с текстом и картами атласа, выделять главную мысль, искать определений понятий

Коммуникативные: уметь выступать перед аудиторией,  вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Оборудование: учебник Домогацких Е.М., атлас география России, карточки с заданиями, презентация, медиапроектор.

Технология изучения:





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный

Приветствие учителя:

- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть наш сегодняшний урок будет плодотворным!


Проверка отсутствующих.

Учащиеся отвечают на приветствие. Называют отсутствующих.


II. Проверка д.з.

Фронтальный опрос учащихся по §29.

Учитель задает вопросы:

  1. Назовите основные отрасли пищевой промышленности. (Отрасли, ориентирующиеся на сырьё-рыбная, консервная, сахарная, маслобойная; отрасли, ориентирующиеся на сырье и на потребителя – мясная, молочная, мукомольная; отрасли, ориентирующиеся на потребителя – кондитерская, макаронная, хлебопекарная пивоваренная).

  2. Моря какого океана играют наибольшую роль в российском рыболовстве? (Моря Тихого океана).

  3. Назовите основные регионы добычи рыбы? (1. Дальний Восток 2. Европейский Север и СЗ 3. Моря Атлантического океана, реки и озера)

  4. Почему рыбоводство является отраслью с/х, а рыболовство – нет? (Рыбоводство, т.е. разведение рыбы – это отрасль с/х, т.к. разводи, выращивает рыбу человек, улучшает и восполняет рыбные запасы, а рыболовство занимается простым извлечением природных ресурсов).

  5. Какую продукцию выпускают предприятия лёгкой промышленности? (Ткани, одежду, обувь).

  6. Назовите ведущую отрасль лёгкой промышленности? (Текстильная).

Назовите главный район в России по выпуску тканей? (Центральный)

Устно отвечают на вопросы учителя.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Послушайте загадки, и попробуйте определить тему нашего урока


  1. Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее. (Самолет)


  1. Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок. (Грузовик)


  1. По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед. (Поезд)


  1. Старый пароход не зря

Дедом я зову.

Через реки и моря -

Всюду проплыву.

А по Волге, вверх и вниз,

Отвезу я вас в круиз. (Теплоход)


Что помогает нам перемещаться по территории страны, перевозить грузы? Какое значение имеет транспорт для каждого из вас?

Учащиеся дают ответы на загадки и определяют, что все они о видах  транспорта. Определяют тему урока.







IV. Постановка цели урока.

Итак, тема сегодняшнего урока «Транспорт России», запишите в тетрадь. Определите цели урока.

Записывают дату и тему урока в тетрадь, определяют цели урока (узнать о значении транспорта, о видах транспорта, выявить их основные особенности, узнать основные понятия темы).

V. Актуализация опорных знаний.


- Как вы думаете, что же такое транспорт? (Это отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров). Запишите определение в тетрадь.


- Почему транспорт относят к материальной сфере, ведь он ничего не производит, а только перемещает? (Дело в том, что без перемещения грузов невозможна работа ни одного предприятия материальной сферы. Можно сказать, что транспорт обеспечивает слаженную работу всех предприятий и отраслей, поэтому, ничего не производя, транспорт является одной из важнейших частей материального производства).


- Какова основная задача транспорта? (Обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами).

Отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетради.

VI. Первичное усвоение нового материала.

Что такое транспортная система? (Состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами).

Транспортный узел – это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.

Почти все крупные города России являются транспортными узлами (например, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Красноярск и др.).


Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.


Грузооборот – это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.


Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (измеряется в пассажирокилометрах).


Какие существуют виды транспорта? (Наземный- железнодорожный, автомобильный; водный- морской и речной, трубопроводный, воздушный, гужевой, электронный).


Сопоставьте карты «Плотность населения» стр. 6 и «Транспорт» стр.21,22. и сделайте вывод о связи транспорта и размещения населения. (Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Для населения близость транспортного пути – экономия времени).


Виды транспорта отличаются по себестоимости перевозки. Себестоимость перевозок складывается из стоимости транспортного средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций (аэропорты, морские порты, вокзалы).

Другие отличительные особенности транспорта – это скорость перевозки, надежность, комфортность, влияние природных условий.


По карте атласа «Железнодорожный транспорт» определите конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (В Европейской части России наибольшая густота транспортной сети, конфигурация напоминает колесо – в центре Москва, от которой во все стороны расходятся железные дороги. На восток протянулись широтные магистрали, на востоке железных дорог мало).


Найдите крупные железнодорожные магистрали. (Транссибирская – самая длинная от Челябинска до Владивостока, Байкало-Амурская Усть –Кут – Тында- Комсомольск – на -Амуре), Москва – Мурманск (к незамерзающему порту) и др.

Делают записи в тетради, работают с картами атласа.

VII. Динамическая пауза.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

(повороты влево-вправо)

И кивнем затем по кругу

(наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки

(поднимаем руки вверх-вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

Встают, выполняют упражнения.

VIII. Самостоятельная работа в парах.

Сейчас вы самостоятельно рассмотрите некоторые отличительные особенности основных видов транспорта. Работать будете с учебником, дополнительным материалом, атласом и записывать главные моменты в таблицу. Через несколько минут вы выступите и опишите особенности того или иного вида транспорта, а также ответите на вопросы. При ответе одного ученика, остальные ребята по ходу выступления записывают особенности этого транспорта в таблицу.

Вид транспорта

Особенности (грузы, достоинства, недостатки)

Доля в грузообороте транспорта

Главные направления магистралей

Проблемы, перспективы

Влияние транспорта на окружающую среду

Железнодорожный






Автомобильный






Морской и речной






Авиационный






Трубопроводный







Учащимся раздают таблицы и дополнительный материал к уроку. Выполняют задания в парах, заполняют таблицу. После окончания работы, листочки с таблицами вклеить в тетрадь.

IX. Первичная проверка понимания нового материала.

Отвечают на вопросы учителя.

Железнодорожный транспорт

  1. Каковы преимущества железнодорожного транспорта?

  2. Какова протяженность железных дорог в России?

  3. В каких субъектах России отсутствуют железные дороги?

Автомобильный транспорт

  1. В чём преимущества автотранспорта?

  2. В какой части России необходимо строить новые дороги, а где необходима реконструкция дорог?

  3. Какие недостатки имеет автомобильный транспорт?

Морской и речной транспорт.

  1. Какие перевозки осуществляет морской транспорт?

  2. Что такое «каботажные» перевозки?

  3. Назовите крупные порты России.

  4. Через какие пункты проходит Северный морской путь?

  5. Какие проблемы испытывает морской и речной транспорт России?

  6. Назовите судоходные реки России, покажите их на карте.

Авиационный транспорт

  1. Какие преимущества имеет воздушный транспорт?

  2. Назовите отрицательные черты авиационного транспорта?

  3. Какова главная специализация воздушного транспорта?

Трубопроводный транспорт

  1. Почему трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного?

  2. Почему трубопроводный транспорт считается экологически чистым?

  3. Каковы недостатки трубопроводного транспорта?


Учитель оценивает ответы выступающих.


Ребята, докажите правильность высказывания «транспорт – это кровеносная система страны».

Как кровеносные сосуды доставляют к каждой клеточке организма кислород и питательные вещества, так и транспорт по путям сообщения доставляет в разные уголки страны продукты питания, товары первой необходимости и другие грузы. Сбои в транспортной системе аналогичны перерывам в подаче крови в организме.

Вывод о роли транспорта в хозяйстве страны: огромная территория России может быть связана воедино только при надежной и чёткой работе транспорта. Работа современного транспорта не успевает за темпами развития хозяйства. Интенсивные контакты между людьми, жителями разных районов и поселений, возможность товарообмена между ними – это необходимое развитие общества.

После выступления отвечают на вопросы учителя.

X. Первичное закрепление нового материала.

Выполняют тестовые задание по теме урока в формате ОГЭ (два варианта).

Учащимся раздают листочки с тестами по теме урока, после выполнения которых ребята обмениваются тестами, на слайде появляются правильные ответы, проходит взаимопроверка, взаимооценивание и сдача работ.

XI. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, сегодня на уроке мы изучили особенности основных видов  транспорта, узнали об их значение в перевозке грузов и пассажиров, выявили проблемы и перспективы развития транспорта в России.                                                                                                 Домашнее задание.

Для всех: §30, определения выучить наизусть.

Индивидуально: 1. подготовить презентацию или сообщение на тему «Влияние транспорта на состояние окружающей среды», 2. «Перспективы развития железнодорожного транспорта в России»

Записывают домашнее задание

XII. Рефлексия.

Использование техники «Светофор».

Ребята, зажгите на светофоре нужный свет. Выберите тот цвет, который соответствует вашим ощущениям, как вам работалось на уроке и как вы усвоили новый материал:

красный цвет – ничего не понял, работа на уроке была не комфортной; жёлтый цвет – работалось вполне комфортно, но есть затруднения в понимании новой темы; зеленый цвет – трудностей на уроке не возникло, материал урока понятен.


До свидания, ребята, до следующего урока!

Прикрепляют на светофор выбранный цвет.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!