ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОЛОГИЯ
Сергей Телегин
Литература нуждается в понимании. Литература существует для того, чтобы быть
понятой. Филология предназначена специально для понимания литературы. Сама по себе трансцендентальная филология направлена на вскрытие духовного, абсолютного, эзотерического значения слова и образа.
В своем поиске трансцендентальный филолог обращается к самым истокам художественного произведения. Филолог – трансцендентный путешественник к истокам текста и слова, что означает мистическое погружение и перенесение. Этот мистический опыт филолога есть его экстатическое странствие и возвращение к самому ≪началу≫ любого словесного творчества – к божественному Логосу.
Трансцендентальный анализ текста включает две главные проблемы: 1) трансмутация художественного материала и 2) вера в спасительную ценность операций, производимых с текстом. Преобразование направлено к тексту, спасение – к филологу. Целью анализа является, следовательно, не столько преобразование текста, сколько спасение филолога.
Важный этап работы филолога – изучение художественного текста. Это изучение нельзя смешивать с интеллектуальными поисками. Цель изучения не в том, чтобы обрести как можно больше знаний, а в том, чтобы открыть истину. Духовное изучение – особый вид деятельности, которая связана с процессом очищения личности, одухотворения самого филолога через посредство правильного чтения текста, вопрошание и размышление. Художественный текст следует читать так, как если бы это было священное писание, сакральный миф, обращенный к духу.
Чтобы обрести способность к трансцендированию, изменить мышление, филолог должен пройти несколько этапов:
- (С.М. Телегин. Ступени мифореставрации. С. 314-315)
1) Преодоление границы между своим миром и миром художественного произведения, погружение во внутреннюю ситуацию художественного текста.
2) Встреча с героями и образами художественного произведения как с равными себе собеседниками, включение в их конфликты.
3) Очищение героев и образов до уровня первичных идей, мифологем, мыслеформ .
4) Отказ от личного опыта, обретенного в физическом теле и в прежней жизни.
5) Культивация внутреннего мира, созерцание мифологем в их взаимосвязях.
6) Отказ от чувственного восприятия текста, от эмоций, вызванных чтением, бесстрастность.
7) Осознание чтения и филологической деятельности как послушания, как духовного подвига.
8) Умение преображать образы и знаки, открывать в них замысел Логоса, особое озарение при их восприятии.
9) Восприятие божественного Логоса в каждом слове и первообразе художественного текста.
10) Переживание чувства творческой любви к образам, героям, идеям художественного произведения.
11) Творческое пересоздание текста, магическая власть над его образами.
12) Соединение с Логосом и достижение недеяния; безмолвие и полная трансценденция.
Новое сознание открывает возможности для нового прочтения текста. В этом новом способе чтения следует выделить четыре этапа:
1) Изучение текста как особого
духовного мира, сакральной реальности.
2) Образное мышление – выделение ключевых образов, знаков, их очищение и превращение в мифологемы – первоидеи Логоса.
3) Погружение в этот новый очищенный мир, проникновение в сакральную реальность.
4) Встреча в этом мире свободных идей-мифологем с их источником – Логосом.
Мифореставрация – это мистериальное действо, направленное на огненное преображение души самого филолога. В результате этого филолог очищает текст от материи, оказывается вне всякой материи, соединяясь лишь с вечным разумом и чистым божественным Словом. Утверждая себя в божественном Слове, филолог достигает высшей цели – преображения и обретения места в мире трансцендентного Слова, взятого в единстве. Таково мистериальное восхождение в трансцендентальной филологии.
Трансцендентальный филолог воспринимает мир как словесное единство, где феномены разного уровня (физические, ментальные, астральные) вплетаются в единую реальность. Это единая синкретичная, недифференцированная словесная ткань, ассоциативно охватывающая все аспекты бытия, сотворенные Логосом. В своем анализе он осуществляет синтез, в основе которого лежит принцип Единства Единого – абсолютной непротиворечивости Логоса.
Трансцендентальная филология основана на реалистическом восприятии духовных феноменов. Она основывается на том, что содержание художественного текста реально, то есть его образы, мотивы, герои воплощают в себе различные элементы или стороны откровения Логоса, реально сущего. Они, следовательно, обладают трансцендирующей силой, то есть, способны переносить филолога в реальность Абсолюта. На этом принципе основывается то, что мы называем ≪мифологическим реализмом≫, мифореализмом. Проблема в том, что именно реализм может адекватно передать сакральный смысл мифа.
Трансцендентальный филолог, вооруженный методом мифореставрации и учением о мифологическом реализме, извлекает из тьмы художественного произведения самые неопределенные, запутанные, не выявленные проблемы, идеи, первообразы, делая их предметом филологического изучения. Благодаря своим знаниям в области процессов мифотворчества, трансцендентальный филолог способен распознать в самых причудливых мотивах, темах и образах первичные мифологемы-идеи, за которыми просвечивает откровение Самого божественного Логоса. Он помогает читателю и писателю увидеть в его же собственном тексте высшие трансцендентные истины.
Литература:
Телегин С.М. Ступени мифореставрации. М., 2006
Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. М., 1994. С. 32-33.
Телегин С.М. Литература и мифологическая революция: Проблемы мифореставрации. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011
Телегин С.М. Анатомия мифологического романа. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011