Требования к рабочей программе по предмету (ФГОС ООО)
Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения (5 – 9 классы), а не на учебный год
Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!
Части программы отдельного учебного курса
Пояснительная записка
Поясняющая часть
Описание места предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметная часть
Содержание учебного предмета (курса)
Тематическое планирование с указанием учебных часов ;
Рабочие программы составляются для всех учебных предметов (курсов)
Основных (входящих в состав учебного плана ОУ)
Факультативных
Интегрированных
Элективных
Любых курсов по выбору
Курсов в рамках внеурочной деятельности
Курсов в рамках дополнительного образования
Отсутствие Примерной программы не является основанием для отсутствия Рабочей программы
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Основная образовательная программа общеобразовательной организации (Примерные основные образовательные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта);
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Поясняющая часть
Пояснительная записка
формирование системы … знаний
Цели изучения данного предмета (курса)
познание на конкретных примерах многообразия…
познание сущности и динамики главных процессов…
понимание главных особенностей…
Каждый учитель задает цели конкретно для себя и своих учеников.
формирование навыков и умений…
воспитание уважения, сознательного отношения к…
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством…
развитие… компетенций, посредством…
Не нужно описывать цели, в которых не уверен и которые не понимаешь!
формирование качеств мышления, необходимых для…
развитие устойчивого интереса к…
формирование у школьников умений применять… знания для…
приобретение опыта разнообразной деятельности в…
Поясняющая часть
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Краткое (в одном-абзаце) описание сути изучаемой науки
… — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о….
Школьный курс … — это…
Курс … является частью науки о …. Поэтому…
Второй абзац может указывать на актуальность данного курса для данного возраста учащихся
В современном мире необычайно актуальны знания о …. Поэтому…
Подростковый возраст отличается…. Поэтому …
Особенно необходим этот раздел для факультативных, интегративных, элективных, профильных и иных «нетрадиционных» курсов!
Поясняющая часть
Описание места предмета (курса) в учебном плане ОУ
Краткое описание взаимодействия данного предмета (курса) с другими предметами учебного плана
В какой момент начинают изучать курс?
Является ли он продолжением изучения данного предмета в начальной школе?
Сколько времени отводится на изучение данного предмета (курса)?
Как распределяется учебное время по классам средней школы?
В какую образовательную область входит предмет (курс)?
Какие иные предметы (курсы) поддерживают данный предмет (курс)?
Возможность внеурочного изучения отдельных тем курса.
Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)!
Предметная часть
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения обязательных учебных предметов описаны в двух документах :
В Стандарте
Личностные и метапредметные результаты описаны для всей ООП целиком, а предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета
В Примерных учебных программах
Личностные, метапредметные и предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета
Но Стандарт – это закон, а Примерная программа – документ рекомендательный
Для всех необязательных курсов результаты описываются на основании Стандарта
Предметная часть
Содержание учебного предмета (курса)
Основу данного раздела составляет содержание « Фундаментального ядра » Стандарта
Прежние учебные программы
Новые учебные программы
Содержание располагается в хронологическом порядке
Содержание распределяется по смысловым блокам
Программа одновременно является упрощенным тематическим планированием
Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса
В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!
Предметная часть
Тематическое планирование
Этот раздел Рабочей программы предназначен для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.
Тематическое планирование составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!
Поэтому тематическое планирование должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.
Поэтому у разных учителей не только могут, но и должны быть разные по форме планирования.
Предметная часть
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .
Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.
Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.
Титульный лист Рабочей программы
Титульный лист Рабочей программы должен быть составлен по правилам составления документов
Обязательные реквизиты документа
Автор документа
Место составления документа
Время составления документа
Утверждаются Рабочие программы отдельно от ООП ТОЛЬКО руководителем образовательного учреждения!
Авторская учебная программа
- документ, созданный на основе
ФГОС и примерной учебной программы ;
- имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
- разрабатывается одним автором или группой авторов.
Статья 28, п.6 Закона РФ (2012) «Об образовании»
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (2010)
Рабочая программа
Дополнительные разделы
- информационная карта программы (где представляются самые основные сведения о предмете, учителе, учебнике, классе и др.);
- примерная тематика рефератов;
- аналитическая часть (анализ педагогической деятельности по реализации программы).
Этапы составления
1. Выбрать программу и соответствующую линию УМК
2. Сравнить цели изучения из Примерной и авторской программ с целями образовательной программы школы
3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в Примерной и авторской программах и выделить требования превышающие их в соответствии с особенностями ОУ
4. Оформить требования через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения
5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из авторской программы
Этапы составления
6 . Сопоставить содержание Примерной, авторской программ. Выделить перечень тем, не включенных в авторскую программу и те, которые носят избыточный характер в рамках реализации программы ОУ
7. Скорректировать содержание
8. Структурировать содержание (определить последовательность тем и количество часов на их изучение).
9. Определить список учебно-методических и материально-технических средств обучения
10. Создать контролирующие материалы
11. Оформить материалы согласно структуре.
Рассмотрение и утверждение рабочей программы
1. Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом ОУ.
2. Порядок может быть, например, таковым:
- Программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол), При условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР Утверждается руководителем ОУ, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.
- Программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол),
- При условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР
- Утверждается руководителем ОУ, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.