ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 5 класса.
Ученик должен знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.);
уметь:
— воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
— пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;
— использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их;
— отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);
— использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;
— работать с доступным справочным материалом;
— видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
5 класс
– умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
– выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
– осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
– умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
– умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
– умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
– умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
– умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
– умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
– умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
– умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
– умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
- знание изученных текстов;
- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).
Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Личностные результаты:
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;
- формирование собственного мнения;
- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.