проектирование урока в условиях современной информационно-образовательной среды
Основная цель российского образования:
Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Формирование потребности в непрерывном образовании, приобретение навыков, позволяющих современному человеку успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру.
Что такое «компетенция»
- Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
- Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
(А.В.Хуторский)
Кстати: согласно словарю Merriam Webster (OnLine search) происхождение слова датируется 1585–95 г.г
Компетентностный подход
- Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
(Иванов Д.А., Митрофанов К.Г.,
Соколова О.В.)
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В ОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОТ
ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. М.Скаткин
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он начинается, уроком заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.
Ю.А. Конаржевский
Высказывания учеников.
- «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
- «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».
- «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».
- «Современный урок – это урок без стрессов».
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Требования предъявляемые к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время-сбережение и здоровье-сбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
- Как проходил обычный урок?
- Больше всего был распространен объяснительно - иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос,
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, необходимо:
1. усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,
2. продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
УРОК
- УРОК - это форма технологичной организации учебной деятельности учащегося по достижению целей образования как результата ученика
Онтология хорошего урока
- К.Д. Ушинский – суть хорошего урока в том, чтобы организовать работу всех учеников именно на уроке, а не перекладывать ее на дом.
- П.Ф. Каптерев – урок хорош тогда, «когда он интересен, когда он основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но и для воли». Хороший урок – шаг вперед в развитии ребенка.
- П.А. Бобровников – хороший урок тот, который «деятельно напрягает силы детей», «тщательно обдуман, чтобы определенные усилия учеников дали наибольшие результаты»
- С.И. Гессен – хоро ший урок, правильно организованный урок, он предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по решению образовательных целей
- Р.Г. Лемберг - основой хорошего урока является «внутреннее единство. Это тщательно оформленное целое»
- Г.Д. Кириллова – сущность хорошего урока в его целостности
- Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе .
- Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век эта динамика особенно заметна. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.
- Внесли свой вклад в развитие классно-урочной системы обучения и современные психологи, и учителя-практики, и учителя-новаторы, и педагоги-технологи.
Существует множество подходов к определению понятия урока. Несмотря на это, можно выделить общие признаки понятия «урок»:
1. Урок - основная форма организации учебно- воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности.
2. Урок - элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей урока является реализация этих функций.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками :
- Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
- На уроке реализуется личностно- ориентированный подход к обучению.
- На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
- На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. Организация урока динамична и вариативна.
- На уроке используются современные педагогические технологии
Отличительные признаки современного урока
- Обучение через открытие.
- Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском истинной точки зрения.
- Развитие личности.
- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
- Демократичность, открытость
Отличительные признаки современного урока (продолжение)
- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
- Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно–поисковой или исследовательской деятельностью учащегося
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!
«…во времена перемен для прилежного ученика открыт целый мир.
Тот же, кто считает, что уже всему научился, оказывается прекрасно подготовленным для жизни в мире, которого уже не существует»...
Эрих Хоффер
Традиционный взгляд:
ФГОС:
Основная задача школы - дать глубокие прочные ЗНАНИЯ
«Смена образовательной парадигмы» .
Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности
Современный взгляд на урок
- Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества.
- Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися универсальными учебными действиями (УУД) в ходе обучения и воспитания
Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
- обязательное использование стартовой диагностики уровня сформированности УУД и мониторинг их формирования в течение учебного года;
- активное применение групповых форм, позволяющих управлять процессом обучения, сочетание репродуктивных и продуктивных форм, создания условий для достижения учащимися базового (опорного) и повышенного (функционального или профильного) уровня требований ФГОС;
- владение обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии, как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения
- владение обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии, как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения
- владение обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии, как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения
- владение обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии, как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения
- Главное в уроке - видеть и знать его основные законы. Зная основные законы урока, можно «обрастать» новыми технологиями и методами. Они, как зёрна прекрасного, приживаются в этой почве и дают замечательные плоды
Система подготовки урока включает:
а) подсистему планирования занятий (годовое, тематическое, поурочное),
б) подсистему подготовки к занятиям.
Подсистема подготовки
Подсистема планирования
Годовое
Целеполагание
Выбор форм, методов, средств обучения и т.п .
Тематическое
Поурочное
27
Анализ воспитательных сторон урока : как лучше организовать воспитательный вклад материала? Какие понятия и способы деятельности в наибольшей степени влияют на формирование мировоззрения ?
Дидактический анализ : какие понятия и способы деятельности должны быть усвоены, дидактические задачи и способы их решения, уточнение объема материала, структура урока, дополнительный материал, выбор методов и приемов, способы решения проблем, система самостоятельных работ, способы работы с учебником, дидактический материал, технические средства обучения, список учеников для проверки знаний, для индивидуальной работы, варианты «подсказок, межпредметные связи, связь с жизнью и опытом школьников, система упражнений для применения знаний и умений, материал для домашнего задания и др.
Центральным звеном в дидактической
подготовке урока является выбор методов обучения
27
Требования к современному уроку.
Эти требования можно разделить на 4 группы:
- воспитательные;
- дидактические;
- психологические;
- гигиенические.
27
Воспитательные требования к уроку
- - формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;
- - формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
- - формирование активного отношения к жизни;
- - формирование высокой гражданственности.
27
Дидактические требования к уроку :
- - четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;
- - правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;
- - эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;
- - каждый элемент /структуры /урока - это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;
- - структура /урока /должна связываться с его методикой, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;
27
Дидактические требования к уроку :
- обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное
- сочетание словесно-наглядных, практических методов с проблемными;
- связь данного урока с предыдущим;
- вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;
- формирования на их основе навыков и умений;
27
Психологические требования к уроку :
- - учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;
- - психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
- - на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
27
Требования психологии
- Общая психология требует создания на уроке необходимого микроклимата.
- Психология усвоения предъявляет к обучению следующие требования:
- деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский);
- адекватность деятельности учащихся усваиваемым знаниям (А.Н. Леонтьев);
- организация усвоения деятельности в соответствии с психологическими особенностями процесса усвоения (П.Я. Гальперин)
27
Гигиенические требования к уроку :
- соблюдение температурного режима, норм освещения;
- учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;
- не должно быть однообразия в учебной работе;
- должно быть чередование слушания с практическими работами.
27
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности
1.
2
Достаточный
Плотность урока
3
Число видов учебной деятельности
Не менее 60%, не более 75-80%
Излишняя или Недостаточная
85-90 %
Нерациональный
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
4-9
4
2-4
Более 90 %
Не более 10 мин
5
Частота чередования видов деятельности
1-2
11-15 мин
Смена через 7-10 мин
6
Число видов преподавания
Более 15 мин
Не менее 3
Смена через 11-15 мин
Чередование видов преподавания
7
Смена через 15-20 мин
2
Через 10-15 мин
Число эмоциональных разрядок
1
Через 15-20 мин
2-3
Не чередуются
1
нет
Психологические требования к уроку :
- - все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;
- - учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
- Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
- Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
- Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
- Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
- Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
- Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
- Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
- Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке
Принципиальным отличием современного подхода в развитие образования, является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности , то-есть формирование компетенций.
Онтология хорошего урока
В каждом времени сущность хорошего урока определялась его новой характеристикой.
Вот неполный список ярких эпитетов урока за последние годы:
- традиционный и современный; комбинированный (без доминирующей цели); синтетический или безэтапный; адаптивный или эффективный; интегрированный или бинарный; нестандартный; проблемный; развивающий; эвристический; инновационный; личностно-ориентированный; классический
- традиционный и современный; комбинированный (без доминирующей цели); синтетический или безэтапный; адаптивный или эффективный; интегрированный или бинарный; нестандартный; проблемный; развивающий; эвристический; инновационный; личностно-ориентированный; классический
- традиционный и современный; комбинированный (без доминирующей цели); синтетический или безэтапный; адаптивный или эффективный; интегрированный или бинарный; нестандартный; проблемный; развивающий; эвристический; инновационный; личностно-ориентированный; классический
- традиционный и современный;
- комбинированный (без доминирующей цели);
- синтетический или безэтапный;
- адаптивный или эффективный;
- интегрированный или бинарный;
- нестандартный;
- проблемный;
- развивающий;
- эвристический;
- инновационный;
- личностно-ориентированный;
- классический
Типология уроков по внешним основаниям
- Классификация уроков по дидактическим целям.
- Классификация уроков по этапам формирования навыков.
- Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности.
- Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса.
- Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения.
- Классификация уроков по типу межпредметных связей
Типология уроков по структуре учебной деятельности (Эльконин-Давыдов)
- Урок постановки учебной задачи.
- Урок преобразования условий учебной задачи.
- Урок моделирования.
- Урок преобразования модели.
- Урок построения системы конкретно-практических задач.
- Урок контроля.
- Урок оценки.
- Комбинированный урок
Типология уроков ( по Хуторскому А.В.)
- Уроки когнитивного типа. Когнити́вность ( лат. cognitio , «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации
- Уроки креативного типа.
- Креати́вность ( от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных
- Уроки оргдеятельностного типа.
- Уроки коммуникативного типа.
Анализ урока ( по Поташнику М.М. )
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся?
Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы разделы?
В чем специфика этого урока? Каков его тип?
- Какие задачи решались на уроке;
- образовательные, воспитательные, задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
- образовательные,
- воспитательные,
- задачи развития?
- Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
- Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?
- На каком содержании ( на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
- Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
- Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так ?
- Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
- Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
- За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
- За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
- Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
- Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
Анализ урока (по А.Н.Иоффе)
При составлении плана урока, Андрей Наумович предлагает, обратить особое внимание на:
1. Конспект или сценарий занятия - последовательность этапов в текстовом формате (вводная часть, основная и итоговая).
2. Технологическую карта занятия - табличный формат с соотнесением этапа занятия с деятельностью учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля).
3. Интегрированный формат - текстовая и графическая информация (приложения, ссылки, таблицы и т.п.).
Любой урок, он предлагает, начинать с Организационного блока включающего:
- Краткое описание.
- План.
- Целеполагание (цели, задачи, результаты).
- Основные понятия (словарь занятия).
- Инструкции и пояснения (задания).
- Вводные слова (тезисное изложение).
- Правила работы (нормы, процедуры, формы).
- Ресурсное обеспечение (материалы, оборудование, иллюстрации и т.п.).
- Конструирование пространства.
- Понимание школьниками причинно-следственных связей при изучении вопросов… ( вариант – Понимание смысла реформ Петра Великого )
- Приобретение учащимися опыта логического мышления при решении задач… ( вариант – Выработка логики при решении квадратных уравнений )
- Развитие самостоятельности учащихся при работе с…
- Воспитание уважения к историческому прошлому страны на примере…
- Формирование речевой культуры школьников через…
- Осознание учащимися важности или роли … ( экологической культуры, грамматики и т.п ).
- Задачи, которые при этом ставятся, должны, на его взгляд:
- отражать процесс работы на каждом этапе занятия;
- иметь комплексный характер (включают систему заданий);
- отвечать на вопрос «Что сделать?» и формулируются через глаголы (объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и т.п.);
- задачи учителя и учащихся сопоставимы, но не одинаковы;
- задачи связаны с действиями для достижения целей;
- могут выстраиваться по последовательности их выполнения или по степени важности.
- Ожидаемые (планируемые) учителем результаты должны совпадать с целями и задачами:
- могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;
- соотносятся с компонентами знаний, умений, отношений и ценностных ориентиров;
- включают количественные и качественные показатели;
- имеют конкретный и проверяемый характер;
- формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»);
- могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися;
- возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
- В результате проведения занятия учащиеся должны суметь:
- давать определение понятиям (формулировать),
- называть не менее 4-х характеристик явления,
- приводить не менее 3-х примеров по теме (событию),
- назвать не менее 3-х причин события,
- сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу,
- сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме,
- нарисовать (изобразить), сделать схему, заполнить сравнительную таблицу,
- раскрыть на примерах (показывать, объяснить),
- воспроизводить информацию,
- занять позицию или высказать собственное мнение,
- сделать выбор, сформировать отношение.
- Результатом организации занятия должны стать:
- Выработка норм и правил взаимодействия.
- Установление процедур, определение механизмов и создание комфортного образовательного пространства.
- Умение видеть цели и формулировать задачи.
- Ориентация в деятельности на ожидаемые результаты.
- Планирование своих действий.
- Ответственное отношение к деятельности (ответственность перед собой и окружающими).
- Умения и навыки самостоятельности в образовании (самопознание и самообразование).
- Понимание собственной образовательной траектории и потребностей.
- Готовность к саморазвитию и самоопределению.
- Очень важным, для получения положительного результата на уроке, как отмечено в ФГОС, является положительная мотивация учеников.
Методические требования к современному уроку
- Стремление учителя самостоятельно разрабатывать проекты своих уроков (не прямое заимствование готовых разработок)
- Знание системы принципов дидактики , их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке ( принцип – это инструментальное, методическое выражение познанных законов и закономерностей обучения)
- Точное (в закономерностях. принципах) и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку
Зона творчества учителя ?
Могут изменяться:
- время, отводимое педагогом на каждый этап (т.е. длительность этапа);
- содержание (система дидактических развивающих заданий) этапа;
- методы и способ обучения;
- средства и формы организации учебно-воспитательного процесса.
Методические требования к современному уроку
- Знание каждым учителем типологии уроков, и только обоснованный выбор типа урока.
- Что определяет тип урока??
- Составьте типологию уроков
с точки зрения формирования универсальных учебных действий.
Методические требования к современному уроку
- Разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения.
- Обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся.
- Стремление к поиску и по возможности формулирования кроме темы еще и так называемого «имени урока» (эмоционально выраженная суть идеи урока).
- Специально спланированная деятельность по обеспечению воспитательной функции урока.
Методические требования к современному уроку
- Комплексное планирование задач по трем группам целей : педагогическим , развития образовательного процесса, саморазвития учителя.
- Выделение в содержании материала главного и второстепенного.
- Продумывание и по возможности формулирование ценностного основания выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
- Опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.
- Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса (переход от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному).
Методические требования к современному уроку
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
- Обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
- Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение .
- Обоснованный выбор форм обучения или сочетания форм.
- Индивидуализированный подход к обучающимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.
- Специально спланированная работа по формированию УУД, метапредметных результатов.
- Обоснованный выбор средств обучения
Методические требования к современному уроку
- Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности и безусловного уважения к личности школьника
- Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся
- Оптимальное сочетание рационального и эмоционального в работе на уроке
- Использование в работе режиссуры урока
- Использование дискурсивных умений при четком следовании замыслу урока
- Специально продуманная работа по мотивации учебной деятельности
- Создание условий для проявления самостоятельности школьников
- Продуманное и целесообразное использование ИКТ
- Дифференциация (разумная)
- Знание и использование основных принципов здоровьесбережения
- Обеспечение благоприятных гигиенических условий на уроке
- Обеспечение благоприятных эстетических условий
Алгоритм подготовки учителя к проведению современного урока
- Определение предполагаемых образовательных результатов учеников.
- Актуализация ресурса учащихся в сознании учителя (способы).
- Ценностная ориентация педагога к проблематике темы урока.
- Определения смысла урока.
- Разработка идеи урока.
- Формулировка заданий.
- Соотнесение результатов учеников с требуемыми ФГОС.
- Формулирование целей урока.
- Разработка структуры урока.
- Написание конспекта урока
Типы уроков
I. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
- Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
- Примерная структура урока.
- Организация начала урока.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка учащихся к усвоению нового.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка усвоения знаний.
- Первичное закрепление знаний.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании.
Типы уроков:
II. Урок закрепления знаний.
- Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
- Примерная структура урока.
- Актуализация опорных знаний и их коррекция.
- Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
- Пробное применение знаний.
- Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
- Упражнения с переносом знаний в новые условия.
Типы уроков:
III. Урок комплексного применения ЗУН учащихся.
- Цель: усвоение умений самостоятельно и в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
- Примерная структура урока.
- Актуализация ЗУН, необходимых для формирования компетенций.
- Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
- Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
- Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Типы уроков:
- IV. Урок обобщения и систематизации знаний.
- Цель: усвоение знаний в их системе.
- Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов литературы.
- Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов.
- Самое главное в методике обобщения – включение части в целое.
Типы уроков:
- V. Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся.
- Цель: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков.
- В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях.
- Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
- Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
- Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями (2 уровня) и научился переносить в новые условия.
«Государство принимает на себя
гарантии по обеспечению условий,
при которых возможно достижение
планируемых результатов. Если
условия не обеспечены, то нельзя
рассчитывать на требуемый
уровень качества образования .
Очевидно, что существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования , и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях. Например, если нет соответствующим образом оборудованного кабинета физики или химии, то невозможно рассчитывать на получение результатов, соответствующих современным требованиям к качеству образования».
- Будет создано мощное нормативно – правовое и учебно – методическое обеспечение. Оно будет включать цели образования для каждой ступени общего образования, базисный учебный (образовательный) план, фундаментальное ядро содержания
общего образования , примерные Программы по отдельным учебным предметам, программы формирования универсальных учебных действий, систему оценки учебных достижений обучающихся, программу воспитания и социализации учащихся и многое другое. Это конкретные рабочие документы, нужные учителю, школе и системе управления образованием на всех уровнях».
На какой результат ориентироваться? Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
- Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей
- Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
- Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
- Как организовать учебную деятельность? Если мы хотим, чтобы учащийся был познавательно активным, необходимо сделать его субъектом своего образования, чтобы он ставил цели и планировал пути их достижения, т.е. осуществлял действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценивания.
- Изменяется представление о содержании образования. Для того чтобы сделать содержание образования деятельностно ориентированным, его нужно структурировать одновременно по двум принципам - предметному и деятельностному.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться
Доклад Мак Кинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей»
Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых
Что необходимо учителю, для организации и проведения урока сегодня?
Кредо успешного педагога
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Практический опыт
Психологические установки
Умения и навыки
Способы и механизмы внедрения новых форм деятельности
Способы и механизмы саморазвития
Теоретические знания
Личностные качества
Алгоритмы эффективной деятельности
79
В основе ФГОС - системно-деятельностный подход
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения
Г. Лихтенберг
79
Современный взгляд на урок
- Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества.
- Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе ОП
79
Самым главным условием изменения профессионализма учительских кадров
для получения новых образовательных результатов учащихся (компетентностей) является активное использование новых педагогических технологий
79
Образовательная технология, в современном понимании – это совокупность специальных форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, выстроенная в определенной последовательности, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых дидактических принципов, направленная на достижение конкретного результата обучения
Технология – это система , охватывающая все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание, формы, методы и средства. Все они генетически связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены
Технология предполагает четко выраженные шаги (технологические операции), каждый из которых имеет свою цель, задачи, содержание, результат
79
Структура педагогической технологии
- Концептуальная основа . Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, краткое описание руководящих целей.
- Содержательная часть обучения: цели и задачи обучения, содержание учебного материала.
- Процессуальная часть - технологический процесс: • организация учебного процесса; • методы и формы учебной деятельности школьников; • методы и формы работы учителя; • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
79
развивающее обучение
технологию дистанционного обучения и др.
проблемное обучение
систему инновационной оценки «портфолио»
разноуровневое обучение
коллективную систему обучения (КСО)
здоровьесберегающие технологии
К числу
современных
образовательных
технологий
можно отнести:
технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ)
информационно-коммуникационные технологии
исследовательские методы в обучении
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
проектные методы обучения
технологию «дебаты»
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр
технологию модульного и блочно-модульного обучения
технологию развития «критического мышления»
лекционно-семинарско-зачетную систему обучения
79
Проблемы хорошего урока
- Организация взаимодействия (учитель –ученик; ученик-ученик; саморефлексия–взаимодействие с самим собой)
- Выстраивание субъект-субъектных отношений
- Ценностное отношение к образованию
79
Важнейшая задача образовательной
системы - переложить ношу ответственности за образование на плечи самого индивида.
Д.В. Гарднер
М О Т И В А Ц И И С Т О Р О Н
1.То чему я учу, полезно для ученика ( Мотивация Учителя)
2. То чему учусь, полезно для меня ( Мотивация Ученика)
79
Модель сотрудничества учителя с учениками
Психологическая готовность учителя к сотрудничеству
Психологическая готовность учеников к сотрудничеству
Предмет деятельности – цель – потребности
Предмет деятельности – цель – потребности
Сближение целей
Практическая готовность учеников к сотрудничеству
Практическая готовность учителя к сотрудничеству
Предоставление ученикам вариантов в выборе средств для достижения цели
Выбор средств для достижения цели
Согласование средств
Процесс сотрудничества
Процесс сотрудничества
Приобретение нового опыта
Ученики используют выбранные средства в процессе сотрудничества
Поддержка и помощь учителя
Взаимообогащение приобретенным опытом как предпосылка дальнейшего сотрудничества
Самооценка сотрудничества и результатов
Самооценка сотрудничества и результатов
Рефлексия над процессом сотрудничества и его результатами
Рефлексия над процессом сотрудничества и его результатами
88
Развитие человека
Развитие
Природное
Социальное
Сотрудничество
Общение
Психическое
Физическое
Сила
Выдержка
Скорость
Ловкость
Осанка
Здоровье
Воля
Эмоции
Интеллект
Развитие интеллекта + Эмоций + Воли =
= Гармоничная личность (уравновешенность)
Развитие Физическое + Психическое + Социальное =
= Всестороннее развитие
89
89
89
89
Что же такое современный урок???
89
«Урок как форму организации обучения придумал
Я.- О. Коменский еще 400 лет назад.
Так что урок – это архаика, он объективно устарел за это время и исчерпал себя.
Словосочетание «современный урок» – это нелепость, нонсенс, оксюморон*, что-то вроде современной архаики, что есть абсурд».
«Колесо, еще древнее, но попробуйте без него обойтись»
Е.А. Ямбург,
директор ЦО № 109, д.п.н
оксюморон*- (от греч.oxymoron –букв. остороумно-глупое),
сочетание слов, образующих неожиданное смысловое единство.
Например, «живой труп», «убогая роскошь»
89
Критерии результативности урока
- Соответствие результатов требованиям государственного стандарта образования, ЕГЭ, инновациям в образовании.
- Объём и уровень результатов учебной деятельности учащегося
89
Единство обучения,
воспитания и развития
Общая функция :
целостное формирование
личности
Триединая цель урока
развитие
воспитание
обучение
Учебно-воспитательные задачи
урока
89
Цели и задачи школьного преподавания
- Знакомство с наукой, как части цивилизации
- Знакомство с методами познания и построения картины мира
- Подготовка учащихся к продолжению образования и успешному усвоению других учебных предметов
- Совершенствование личности ученика – его образование
89
Цель –это заранее запрограммированный результат,
который человек должен получить в будущем в процессе той или
иной деятельности
Функционирование урока
Целеполагание
Целе-
Целеустрем-
осуществление
ленность
89
Целеполагание - процесс формирования цели и ее развертывание (алгоритм)
- анализ ситуации ;
- учет соответствующих нормативных документов;
- установление потребностей и интересов;
- определение ресурсов;
- выбор потребностей, удовлетворение которых при данной затрате ресурсов дает оптимальный эффект;
- формулировка цели
89
Целеосуществление - процесс перехода из внутренней причины в следствие – фактическое поведение человека, в ходе которого формируется конечный результат деятельности
Целеустремленность – действие в соответствии с поставленной целью. Умение декомпозировать цель, т. е. расчленить ее на более частные цели подсистем и элементов
89
Учить и воспитывать - как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке!
Е. Ильин
89
Критерии результативности
урока
Результат
Результат
работы
работы
ученика
учителя
89
Концеп-
Предметно-
Понятийная
Мировоз
Деятельност-
ная
образная
зренчес-
туальная
кая
Широкое
и целостное
представление
о предмете
познания
Понятийный анализ явления
Разработка
новых идей,
способов
решения
учебной проблемы
Духовно-
нравствен-ное обоснова-
ние явления
Обобщение
способов деятельнос-ти,перенос в новые условия
89
Структура учебного успеха
Зависит от моей
системы ценностей
хочу
знаю
Я
Я сам
Я с другими
могу
умею
Зависит от моей природы
89
Учебный успех
Учебная мотивация
Общеучебные умения и
навыки
Система ценностей
89