В соответствии со стратегией модернизации российского образования Образовательное пространство школы, формируется на основе компетентного подхода. Задача состоит в разработке и адаптации образовательной программы как основы образовательно-воспитательной программы конкретной школы.
Знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать.
Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия и становится современный кабинет.
Традиционно ученики начальных классов обучаются в России в условиях кабинетной системы. Школьный учебный кабинет за последние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУН к пространству, обеспечивающему разнообразную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учитель — ученик» и «ученик — ученик».
Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации образования. Так, параметры оценки кабинета становятся все разнообразнее, соответствуя экологическим требованиям к условиям организации пространства жизнедеятельности, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса.
В то же время в требованиях к средствам и оборудованию кабинета все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, которые отражены в образовательных стандартах.
Однако реализация любого права выбора на практике требует как минимум достаточную вариативность объектов, из которых предлагается свободно выбирать, и владение выбирающим субъектом адекватным целям способами выбора оптимального варианта из возможных. Первое условие — вариативность объектов — зависит не только от учителя, но и от возможностей конкретной школы.
Специфика оформления кабинета начальной школы основана на особенностях работы учителя, преподающего практически все учебные предметы, а также заключается в особенностях восприятия учебного материала младшими школьниками.
Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер.
Управление учебным кабинетом как составляющая профессиональной системы компетенций современного учителя начальной школы — это важный предмет разработки и исследования современной концептуальной педагогики. Успешность любого управления в первую очередь зависит от того, насколько четко представляются цели своей деятельности.
Часто учитель грамотно, правильными словами объясняет, что означает субъектность ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной работы и в процессе внутришкольного контроля, представляя свой кабинет, демонстрирует, насколько удобно в нем преподавать, но не насколько удобно и комфортно в кабинете учиться.
Кабинет должен помогать реализовать цели:
Образовательную: наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников, типовых заданий;
Развивающую;
Воспитательную: Российская атрибутика, информационный материал на нравственные темы.
Оценка качества обустройства кабинета как дидактического ресурса должна отражать структуру учебного успеха ученика (знаю, могу, хочу, умею). Учебный кабинет как ресурс должен:
• содержать информационное обеспечение (ученик должен иметь возможность знать);
• быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизиологических и психических возможностей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности составляют его могу);
• обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов);
• быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, межпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь).
Сопоставление совокупности профессиональных компетенций учителя начальной школы с вышеперечисленными критериями качества обустройства кабинетов выявляют конкретные компетенции, владение которыми обеспечивает высокое качество кабинета как дидактического ресурса личностно-ориентированного развивающего образовательного процесса. Так, недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности учителя проявится в том, что среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые отражают индивидуальный стиль деятельности учителя, но не будут предоставлять возможности для реализации индивидуального стиля деятельности разных учеников. Низкий уровень компетентности «гарантирует» ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением, осанкой. Проанализировать ресурсы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сформулировать цели, выстроить план действий, организовать выполнение этого плана, получить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным целям — эти умения и навыки характеризуют управленческую компетентность учителя, который сознательно управляет своим кабинетом.
Учителям начальных классов нужно владеть технологиями педагогического анализа ресурсов и условий образовательного процесса по обустройству классных комнат; изучить рекомендации по оснащению кабинета в соответствии с системой характеристик индивидуального стиля учебной деятельности ученика начальной школы; сформировать содержание паспорта учебного кабинета по специально разработанной форме, позволяющей учитывать качество обустройства по различным критериям, в том числе по принципам систематизации дидактического сопровождения образовательного процесса.
Кабинет позволяет создать тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками. Именно поэтому кабинет является одной из важных составляющих образовательного процесса.
Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер, проекционная техника, принтер, сканер
Таким образом, традиционные ресурсы, используемые при оснащении кабинета как учебно-методического комплекса, можно объединить в две группы: научно-методические и технические.
Развивающая образовательная среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.
Поэтому развитию социального, предметно-пространственного, технологического и информационного компонентов образовательной среды в начальном образовании должно быть уделено особое внимание.
Компоненты развивающей среды начальной школы: социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный.
Социальный компонент творческой образовательной среды– это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса.
Социальный компонент творческой среды может включать в себя:
- эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится;
-высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»;
-уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни.
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Зуева Татьяна
Преподаватель: Великановская Л.А.
Ейск, 2024