Требования к уроку физической культуры в школе
В связи с тем что урок физической культуры — основная форма организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания. Поэтому в общей и частных дидактиках выделен ряд требований, предъявляемых к уроку. Они могут быть скорректированы, дополнены и частично изменены в соответствии с доминирующими на разных этапах развития общества направленностью, целями и задачами деятельности самой общеобразовательной школы и школьного звена государственной системы физического воспитания.
Самые общие требования, которые остаются неизменными на протяжении всего периода существования школьного звена системы физического воспитания, — соответствие содержания урока принципам дидактики и системы физического воспитания.
Дидактические принципы:
- содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой общества, систематичным и последовательным;
- на уроках должны быть обеспечены активность и сознательность усвоения школьниками учебного материла;
- в преподавании следует оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые методы;
- обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого, единство обучения, воспитания и развития школьников.
Поэтому для современного урока прежде всего характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, воспитания идейно-нравственных качеств личности, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школьников. Исходя из этого, учитель физической культуры должен намечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера.
Таковы общедидактические требования к уроку физической культуры.
Частнодидактические требования к уроку физической культуры:
1. Образовательная направленность, обеспечение физкультурной образованности школьников при обязательной воспитательной направленности1. Это значит, что процесс формирования системы теоретических сведений (знаний), двигательных навыков, умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и развития двигательных качеств одновременно направлен на укрепление здоровья учащихся и формирование их мировоззрения и убеждений.
2. Планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, т. е. на каждом уроке решаются конкретные и заранее намеченные задачи, представляющие собой систему задач для достижения конечной или поэтапной цели обучения, воспитания и оздоровления детей в соответствии с программой. Учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальных особенностей учащихся класса: быть доступной для выполнения, в меру индивидуализированной и требующей определенных усилий, вызывать положительные эмоции. Результаты урока, так же как его цели и задачи, должны быть доведены до учащихся и осознаны ими.
3. Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются попутно, в единстве со специфическими, в соответствии со складывающимися условиями (или специально созданными). Аналогичным путем решаются задачи эстетического воспитания2.
4. Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления. Физические и интеллектуальные усилия должны варьироваться по интенсивности так, чтобы обеспечить максимально возможную занятость, оптимальный уровень работоспособности занимающихся на протяжении всего урока.
5. Содержание урока должно соответствовать конкретным особенностям каждого класса. Отсюда вытекает необходимость систематически изучать учащихся. Если учитель располагает сведениями о состоянии здоровья, физическом развитии, физической подготовленности своих учеников, ему следует дополнительно выяснить, каковы их общественная активность, отношение к учебе вообще и физической культуре в частности, ведущие интересы, склонности, навыки учебного труда, успеваемость, волевые и моральные качества, работоспособность и влияние на них микро-и макросреды и др., т. е. все основные компоненты структуры личности школьников. Без систематического изучения учащихся невозможно конкретизировать цели, задачи, содержание, методы урока физической культуры.
6. Разнообразие приемов организации урока, методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока. Здесь недопустимы шаблон, использование узкого круга приемов организации, средств и методов обучения и воспитания.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные этапы становления урока как формы организации занятий физической культурой в школе.
2. Каково место урока в структуре педагогической системы учебного предмета «Физическая культура»?
3. Что определяет вид урока физической культуры?
4. Что определяет тип урока физической культуры?
5. Дайте классификацию уроков физической культуры по их видам и типам.
6. Что составляет содержание урока физической культуры?
7. Что называется структурой урока физической культуры?
8. Назовите элементы структуры урока физической культуры по их частям.