СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренажер ЕГЭ (обществознание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренажер ЕГЭ (обществознание)»











Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.



1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Многообразие политических партий

ТИПЫ

ПОЛИТИЧЕСКИХ

ПАРТИЙ

(в зависимости от

идеологии)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Консервативная

партия

Отстаивает ценность порядка, традиций и

стабильности развития, незыблемость моральных

принципов, лежащих в основе семьи, религии

и собственности и др.

… партия

Провозглашает священность и неотчуждаемость

естественных прав личности, их приоритет над

интересами общества и государства, правовое

равенство граждан, политический плюрализм


Ответ:_____________________.


2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.


Унитарное предприятие, производственный кооператив, юридическое лицо, коммандитное товарищество, акционерное общество.

Ответ: ____________________.



3. Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) открытие и обслуживание пластиковых карт; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) назначение учётной ставки; 6) эмиссия денег.

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.



Ответ:


4. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.

2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.

3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.

4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.

5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

Ответ: ___________________________.


5. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОТРЕБНОСТИ

 

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) в общественном признании

Б) в общении

В) в утолении голода и жажды

Г) в самосохранении

Д) в труде

 

1) социальные

2) биологические (естественные)

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам. 

А

Б

В

Г

Д






Ответ:



6. Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры. 

1) использование технических средств для прослушивания

2) развлекательный характер произведения

3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей

4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения

6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями

Ответ: ____________________.

7. Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.

2) Продажу за границу товаров и услуг называют импортом.

3) Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения.

4) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.

5) Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.

Ответ: ____________________.


8. Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ НАЛОГОВ

И СБОРОВ В РФ

А) налог на имущество организаций

Б) водный налог

В) транспортный налог

Г) торговый сбор

Д) акциз

 

1) региональные

2) местные

3) федеральные

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам.

А

Б

В

Г

Д






Ответ:



9. Фирма оказывает услуги по наружной и внутренней уборке помещений. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы в краткосрочном периоде. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) плата за охрану офиса

2) приобретение моющих средств

3) оплата транспортных услуг

4) выплата сдельной заработной платы работников

5) обслуживание банковского кредита

6) арендная плата за офис фирмы

Ответ: ____________________.

10. На рисунке отражено изменение спроса на парусные яхты на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1. (P – цена; Q – количество.)

 

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) серия несчастных случаев с парусными яхтами

2) снижение издержек на производство яхт

3) увеличение количества производителей яхт

4) проведение удачной рекламной кампании

5) появление моды на моторные яхты

Ответ: _____________________.

11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь.

2) Любая организация может устанавливать нормы права.

3) От других видов социальных норм обычаи отличаются тем, что в них всегда выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле.

4) Социальные нормы призваны способствовать интеграции индивида в социум.

5) Социальные нормы являются одним из элементов социального контроля.

Ответ: _____________________.

12. В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны Z им предлагали высказать своё мнение о социальной поддержке граждан со стороны государства.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 2007 г. доля тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам, больше тех, кто считает, что государство должно оказывать помощь только оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2) Равные доли опрошенных обеих групп затруднились с ответом.

3) В 2007 г. равные доли опрошенных ответили, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, и затруднились ответить.

4) В 2017 г. доля тех, кто считает, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, больше доли тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам.

5) Доля тех, кто считает, что государство должно помогать только тем, кто не в состоянии обеспечить себя самостоятельно, сократилась за 10 лет.

Ответ: _____________________.

13. Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.

2) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.

3) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.

4) Государство любого типа обладает монопольным правом на правотворческую деятельность и налогообложение физических и юридических лиц.

5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.

Ответ: ____________________.

14. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

 

СУБЪЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РФ

А) осуществление управления федеральной

собственностью

Б) объявление амнистии

В) осуществление мер по борьбе с преступностью

Г) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами

субъектов Российской Федерации

Д) обеспечение исполнения федерального бюджета

 

1) Государственная Дума

2) Конституционный Суд РФ

3) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам.

А

Б

В

Г

Д






Ответ:



15. В государстве Z была проведена реформа избирательной системы. Какие изменения в законодательстве о выборах свидетельствуют об утверждении пропорциональной избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) введение всеобщего, равного и прямого избирательного права

2) отражение хода избирательной кампании в СМИ

3) введение образовательного ценза для кандидатов в депутаты

4) распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах

5) проведение голосования по спискам политических партий

6) введение 7%-ного избирательного барьера для политических партий.

Ответ: ____________________.

16. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) занятие предпринимательской деятельностью

2) защита Отечества

3) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

4) сохранение исторического и культурного наследия

5) обращение в органы государственной власти

Ответ: ____________________.


17. Выберите верные суждения о гражданском праве. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1) Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.

2) В основе взаимоотношений партнёров – частный интерес и автономная воля каждого участника в возникших правоотношениях.

3) Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.

4) Гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства и т.п., регулирует авторское право.

5) К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом РФ, относят предупреждение, дисквалификацию.

Ответ: ________________________.

18. Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

 

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ

ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

А) Матвей З. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.

Б) Виктория К. нашла более престижную работу.

В) Комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве.

Г) Ираклий З. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий.

Д) 26-летний Пётр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу.

 

1) инициатива работника

2) инициатива работодателя

3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам

А

Б

В

Г

Д






Ответ:



19. Леонид Васильевич работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса, и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) расследовать преступления

2) изготовлять копии документов и делать выписки из них

3) давать разъяснения по вопросам совершения действий, находящихся в его компетенции

4) представлять и защищать интересы доверителя в суде

5) осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

6) удостоверять брачный договор

Ответ: ________________________.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве и (или) кровном родстве, совместном ведении ________(Б), моральной взаимной ответственности и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. К её основным функциям относится также организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) супружество

2) репродукция

3) брак

4) контроль

5) институт

6) хозяйство

7) норма

8) семья

9) мобильность

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам.

А

Б

В

Г

Д

Е







Ответ:



Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.



Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК

ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.


Прочитайте текст и выполните задания 21–24.


В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность... Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Б.А. Исаев

21. Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)

22. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?

23. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводитесоответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Эксперты считают, что искусственное ограничение социальной мобильности государством приводит к негативным последствиям. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких последствия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «деятельность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности;

− одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.

 

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

 

26. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние изменения цены факторов производства на предложение товаров и услуг. (Сначала приведите пример, затем назовите фактор производства.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


27. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.

Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.


28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Альтернативная гражданская служба в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).


Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников: общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1

Философия

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути — благо или зло». (Й. Хейзинга)

29.2

Экономика

«Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С.Н. Канарейкин)

29.3

Социология, социальная психология

«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)

29.4

Политология

«Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению или решению». (И.А. Ильин)

29.5

Правоведение

«Законы — прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу». (Л. Вовенарг)


Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.


Система оценивания экзаменационной работы по истории

Часть 1

Правильное выполнение заданий 1–3, 10, 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Номер задания

Правильный ответ

1

либеральная

2

юридическое лицо

3

56

4

135

5

11221

6

356

7

135

8

13123

9

156

10

15

11

145

12

125

13

234

14

31323

15

456

16

234

17

234

18

31223

19

236

20

862743



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!