Спиши предложения, вставив данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Укажите падёж изменённых имён существительных.
У меня сегодня много (дело). 2. В магазине не было (мандарин). 3. В ящике было много (апельсин). 4. В книге мы читали о подвигах (партизан).
_______________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
Запишите данные имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Сапоги, портфели, валенки, ботинки, овцы, кони, колосья.
________________________________________________________________________________________________________________
Поставь имена существительные и имена прилагательные в единственном числе. В скобках запиши вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Выдели окончания у имён прилагательных.
ОБРАЗЕЦ: свежие огурцы – огурец (какой) свежий.
Вкусные дыни_________________________________________
Фруктовые сады _______________________________________
Синие платья __________________________________________
Скоростные шоссе______________________________________
Вышитые скатерти______________________________________
Снежные бураны_______________________________________
Школьные учебники____________________________________
Разлинованные тетради_________________________________
Красные вишни________________________________________
Белые облака _________________________________________
Запишите имена существительные с подходящими именами прилагательными. Выдели окончания имён прилагательных.
__________________________________ полотенце
__________________________________ тюль
__________________________________ какао
__________________________________ прорубь
__________________________________ депо
__________________________________ пальто
__________________________________ скатерть
__________________________________ рояль
__________________________________ мозоль
__________________________________ молодёжь
__________________________________ меч
__________________________________ кот
Запиши слова по группам: в первую – имена прилагательные женского рода, во вторую – мужского.
Воздушный, смешная, летняя, радостный, холодный, большой, яблочный, зелёная, синяя, преданный, настоящая, древняя.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши данные слова по вопросам: какую? какого?
Длинную, солнечного, парного, травянистую, громкую, мыльного, столового, душистого, перелётную, многосерийную, соседнего, мышиную.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спиши, ставя данные в скобках имена существительные вместе с именами прилагательными в родительном падеже. Выдели окончания имён прилагательных в родительном падеже. Объясни смысл пословиц.
У (скупой человек) в мороз льду не выпросишь.
Лучше глаза лишиться, чем (доброе имя).
От (худое дитя) у отца голова седеет.
Нет (лучший дружок), чем родная матушка.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Найди в каждой паре предложений одинаковые имена прилагательные. Укажи их падеж. Выделенное предложение разбери по членам, выпиши словосочетания.
Мама купила свежее м__л__ко. Свежее м__л__ко ст__яло в стакане.
Пут__шественники увидели огромное оз__ро. Огромное оз__ро укр__шало мес__ность.
Наш п__чтовый ящик з__лёного цвета. В п__чтовый ящик опустили п__сьмо.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставь пропущенные безударные гласные в корне и окончании. Как вы проверили написание безударных гласных в корне слов; безударных окончаний имён прилагательных?
у спальн_______ в__гона
к главн________ инж__неру
на колхозн______ ог__роде
по плазменн______ т__л__визору
тяжёл___________ м__л__тком
от способн_______ уч__н___ка
с верн___________ т__вар__щем
около соседн_____ м__г__зина
в тёпл____________ ж__лище
на коротк________ р__сст__яние
Вставь окончание. Выпиши словосочетание с окончанием – яя.
Дальн___ дорога, син___ лента, весен___ настроение, утренн___ пробежка, соседн___ плечо, древн___ история, ранн___ утро, осенн___ распутица, верхн___ полка,
хорош___ кафе написаны на кроликах.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
Составь предложения. Запиши их. Вставь пропущенные буквы. Укажи падёж имён прилагательных. В первом предложении укажи части речи.
растут, в, рощи, т__нистой, ландыш__, в, прохладе, б__рёзовой, ближней,
к__л__кольчики, их, в, б__леют, высокой, траве,
нап__минают, бубенчики, в, ч__сти, цв__тки, верхней,
л__сной, укр__шением, являются, солнечной, ландыш__, п__лянки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши местоимения.
Тобой, её, а, ими, вам, или, его, около, меня, она
____________________________________________________________________________________________________________________
Замени в словосочетаниях местоимение 2-го лица местоимением 1-го лица множественного числа. С любым словосочетанием составь и запиши предложение. Подчеркни в нём главные члены.
Взять у тебя, сделать для тебя, приехать к тебе, встретил тебя, поговорил с тобой, вспомнил о тебе
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От данных глаголов при помощи приставок образуй глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? Во всех словах выдели корень.
Считать, греметь, сверкать, гладить, желать, свистеть, работать, терять, писать, стирать.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши глаголы в неопределённой форме.
Улыбаться, награждать, выгнал, упасть, побелеть, шелестят, заметить, кружиться, улетают, сказать.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Распредели слова по группам: в первую в столбик запиши глаголы 2-го лица, во вторую – глаголы 3-го лица.
Стираешь, убираете, готовят, подметает, пылесосит, моют, кормите, зашивает, поишь, варите.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К глаголам подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении. Укажи спряжение глаголов.
(Песня, вода) льётся. (Звери, реки) спят. (Время, самолёт) летит. (Лес, ребёнок) шумит. (Человек, совесть) молчит.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставь окончания. Выпиши слова, у которых окончание – ит.
Кос______, руб_____, гасн_____, хвал_____, моч______, свет______, охраня______, пил______, сажа______, дразн______,
веша______, хвал______.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши словосочетания, заменяя глаголы неопределённой формы глаголами прошедшего времени. В словарных словах вставь пропущенные буквы. Укажи число и род глаголов.
агр__ном (посадить) - _____________________________________
ж__лезо (заржаветь) - _____________________________________
к__р__ндаш (затупить) - ___________________________________
__ктябрь (окончиться) - ____________________________________
с__лома (высохнуть) - ______________________________________
уч__ники (подготовиться) - __________________________________
р__стение (вытянуться) - ____________________________________
м__шина (сломаться) - ______________________________________
Спиши, употребив глаголы в прошедшем времени. Разбери глаголы по составу. Укажи число и род глаголов.
***
Свежая струя (пробежать) по моему лицу. Я (открыть) глаза: утро (зачинаться). Ещё нигде не (румяниться) заря, но уже забелелось на востоке. Бледно-серое небо (светлеть, холодеть, синеть). Звёзды то (мигать) слабым светом, то (исчезать). (Отсыреть) земля, (запотеть) листья.
(По И. Тургеневу).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________