СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренеровочные задания в форме ЕГЭ по теме "Познание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная перезентация представляет собой задания в форме ЕГЭ. В ней представлены задания по составлению сложного плана, обществоведческим понятиям и решению задач.

Просмотр содержимого документа
«Тренеровочные задания в форме ЕГЭ по теме "Познание"»

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: познание

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:

познание

Понятие «познание».  1. предложение: информация о формах чувственного познания.  2. предложение: раскрывающее особенности обыденного познания Познание – деятельность, направленная на получение новых знаний. Принято выделять три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Особенностью обыденного познания является его опора на опыт повседневной жизни, здравый смысл.

Понятие «познание». 1. предложение: информация о формах чувственного познания. 2. предложение: раскрывающее особенности обыденного познания

Познание – деятельность, направленная на получение новых знаний.

  • Принято выделять три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
  • Особенностью обыденного познания является его опора на опыт повседневной жизни, здравый смысл.
Понятие: «Истина»  1. предложение: содержащее информацию о критериях истины.  2. предложение: раскрывающее основные виды истины. Истина – знание, соответствующее действительности (предмету познания). 1. Существуют разные подходы к определению важнейшего критерия истины: практика, разум, опыт.  2. Выделяют относительную (неполное знание о предмете) и абсолютную (полное, неопровержимое знание о предмете) истины.

Понятие: «Истина» 1. предложение: содержащее информацию о критериях истины. 2. предложение: раскрывающее основные виды истины.

Истина – знание, соответствующее действительности (предмету познания).

1. Существуют разные подходы к определению важнейшего критерия истины: практика, разум, опыт.

2. Выделяют относительную (неполное знание о предмете) и абсолютную (полное, неопровержимое знание о предмете) истины.

Понятие: «Практика»  1. предложение: информация о формах практики.  2. предложение: раскрывающее функцию практики как критерий истины. «Практика – активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. 1. Практика существует как материальное производство, социальное действие или научный эксперимент. 2. Практика как критерий истины позволяет на опыте проверить гипотезу и тем самым доказать или опровергнуть ее истинность.

Понятие: «Практика» 1. предложение: информация о формах практики. 2. предложение: раскрывающее функцию практики как критерий истины.

«Практика – активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

1. Практика существует как материальное производство, социальное действие или научный эксперимент.

2. Практика как критерий истины позволяет на опыте проверить гипотезу и тем самым доказать или опровергнуть ее истинность.

Понятие: «научное познание».  1. предложение: информация об уровнях научного познания.  2. предложение: раскрывающее цель научного познания. Научное познание – познание, направленное на выявление сущности предметов и явлений материального мира, опирающееся на систему доказательств. 1. Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях. 2. Целью научного познания является постижение истины, достоверного знания о мире.

Понятие: «научное познание». 1. предложение: информация об уровнях научного познания. 2. предложение: раскрывающее цель научного познания.

Научное познание – познание, направленное на выявление сущности предметов и явлений материального мира, опирающееся на систему доказательств.

1. Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.

2. Целью научного познания является постижение истины, достоверного знания о мире.

Понятие: «научное знание».  1. предложение: информация о признаках научных знаний.  2. предложение: методы получения научных знаний. Научное знание – это знания, установленные и проверенные с помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний. 1. Научное знание характеризуется объективностью, доказательностью, логичностью, проверяемостью, универсальностью. 2. Основными методами получения научных знаний являются наблюдения, эксперимент, описание, анализ, синтез, моделирование.

Понятие: «научное знание». 1. предложение: информация о признаках научных знаний. 2. предложение: методы получения научных знаний.

Научное знание – это знания, установленные и проверенные с помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний.

1. Научное знание характеризуется объективностью, доказательностью, логичностью, проверяемостью, универсальностью.

2. Основными методами получения научных знаний являются наблюдения, эксперимент, описание, анализ, синтез, моделирование.

Понятие: «социальное познание».  1. предложение: информация о любой особенности социального познания.  2. предложения: науки, занимающиеся социальным познанием. Социальное познание – особая форма познания, объектами которого являются общество, социальные факты, явления, процессы, закономерности. 1. Особенностью социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом. 2. К социальным наукам относят историю, экономику, социологию, правоведение, политологию.

Понятие: «социальное познание». 1. предложение: информация о любой особенности социального познания. 2. предложения: науки, занимающиеся социальным познанием.

Социальное познание – особая форма познания, объектами которого являются общество, социальные факты, явления, процессы, закономерности.

1. Особенностью социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом.

2. К социальным наукам относят историю, экономику, социологию, правоведение, политологию.

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем с точки зрения современных научных взглядов является это представление: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите пример заблуждения и относительной истины в познании мира. Высказывание является заблуждением;   заблуждение - непреднамеренное искажение действительности, а относительная истина – изменчивое знание по мере развития познания, которое заменяется на новое и более точное знание или становится заблуждением.  Заблуждение : Колумб считал, что западный путь в индию был короче;  относительная истина: в древности люди полагали, что атом неделим.

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем с точки зрения современных научных взглядов является это представление: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите пример заблуждения и относительной истины в познании мира.

Высказывание является заблуждением; заблуждение - непреднамеренное искажение действительности, а относительная истина – изменчивое знание по мере развития познания, которое заменяется на новое и более точное знание или становится заблуждением. Заблуждение : Колумб считал, что западный путь в индию был короче; относительная истина: в древности люди полагали, что атом неделим.

Группа археологов проводит раскопки в Средней Азии. Им удалось обнаружить парфянские монеты и женские украшения. Археологи составили описание находок. На основании исследований найденных материалов была выдвинута гипотеза о развитии торговых отношении массагетских племен, населяющих Среднюю Азию в древности, с Парфянским царством. Какие уровни научного познания и методы использовали ученые в своем научном поиске? Укажите названия двух групп методов и проиллюстрируйте каждую одним примером из задания. 1 . Эмпирическое (проведение раскопок. Нахождение парфянских монет и женских украшений; составление описание находок);  2. Теоретическое (выдвижение научной гипотезы о развитии торговых отношений массагетских племен, населяющих Среднюю Азию в древности, с Парфянским царством).

Группа археологов проводит раскопки в Средней Азии. Им удалось обнаружить парфянские монеты и женские украшения. Археологи составили описание находок. На основании исследований найденных материалов была выдвинута гипотеза о развитии торговых отношении массагетских племен, населяющих Среднюю Азию в древности, с Парфянским царством. Какие уровни научного познания и методы использовали ученые в своем научном поиске? Укажите названия двух групп методов и проиллюстрируйте каждую одним примером из задания.

1 . Эмпирическое (проведение раскопок. Нахождение парфянских монет и женских украшений; составление описание находок); 2. Теоретическое (выдвижение научной гипотезы о развитии торговых отношений массагетских племен, населяющих Среднюю Азию в древности, с Парфянским царством).

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предложил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. Какие методы научного познания применил Магеллан. Укажите три метода. 1. Выдвижение гипотезы (гипотеза);  2. Теоретический анализ;  3. практическое исследование (наблюдение);

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предложил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. Какие методы научного познания применил Магеллан. Укажите три метода.

1. Выдвижение гипотезы (гипотеза); 2. Теоретический анализ; 3. практическое исследование (наблюдение);

Ученые отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеванием сердечно-сосудистой системы. Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ. 1. Назван метод – научный эксперимент ( можно наблюдение);  2. Указан эмпирический уровень научного познания;  3. приведен аргумент: итогом исследования является научный факт, установленный в результате эксперимента.

Ученые отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеванием сердечно-сосудистой системы. Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

1. Назван метод – научный эксперимент ( можно наблюдение); 2. Указан эмпирический уровень научного познания; 3. приведен аргумент: итогом исследования является научный факт, установленный в результате эксперимента.

Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером. Стремление к объективному знанию: (Коперник убедительно доказал, что Земля одна из планет и тоже вращается вокруг Солнца, он стремился познать мир таким, какой он есть). Использование специальных средств и методов (для измерения напряжения требуется вольтметр, ключ, соединительные провода). Научное познание требует специальной подготовки, определенных навыков (необходимо получить не только высшее образование, но и соответствующую подготовку).

Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

  • Стремление к объективному знанию: (Коперник убедительно доказал, что Земля одна из планет и тоже вращается вокруг Солнца, он стремился познать мир таким, какой он есть).
  • Использование специальных средств и методов (для измерения напряжения требуется вольтметр, ключ, соединительные провода).
  • Научное познание требует специальной подготовки, определенных навыков (необходимо получить не только высшее образование, но и соответствующую подготовку).

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

  • Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
  • Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д. Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает . Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины .

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные ( например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения людей).

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через  сознание человеком, понято им.

Запомните:   объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна .

Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины. Применимость на практике Инженерные расчеты позволяют построить здания, выдерживающие требуемые нагрузки и пригодные к эксплуатации. Непротиворечивость В доказательстве теоремы Пифагора все звенья цепи рассуждений следует одно из другого, все выводы согласуются со всеми посылками. Верифицируемость (подтверждение и проверка информации) Периодический закон Менделеева подтверждается свойствами химических элементов, выявляемых в ходе эксперимента.

Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины.

Применимость на практике

Инженерные расчеты позволяют построить здания, выдерживающие требуемые нагрузки и пригодные к эксплуатации.

Непротиворечивость

В доказательстве теоремы Пифагора все звенья цепи рассуждений следует одно из другого, все выводы согласуются со всеми посылками.

Верифицируемость (подтверждение и проверка информации)

Периодический закон Менделеева подтверждается свойствами химических элементов, выявляемых в ходе эксперимента.

План по теме: «наука и ее функции на современном этапе общественного развития». 1.Многогранность понятия «наука». а) наука как форма духовной культуры б) наука – сфера человеческой деятельности 2. Отличительные признаки научного знания: а) объективность б) рационализм в) системность и упорядоченность г) проверяемость д)особый язык Функции науки: а) познавательно- объяснительная б) мировоззренческая в) производственно-преобразующая г) прогностическая

План по теме: «наука и ее функции на современном этапе общественного развития».

1.Многогранность понятия «наука».

а) наука как форма духовной культуры

б) наука – сфера человеческой деятельности

2. Отличительные признаки научного знания:

а) объективность

б) рационализм

в) системность и упорядоченность

г) проверяемость

д)особый язык

Функции науки:

а) познавательно- объяснительная

б) мировоззренческая

в) производственно-преобразующая

г) прогностическая

Н.Н. Семенов говорил, что истинный ученый должен быть «Не просто беспристрастным, но самым пристрастным критиком того, что ему дороже всего, - своей творческой работы, которой он посвятил много дней и ночей труда, радости и вдохновения. Он должен быть как бы врагом самому себе- в этом и трагедия и величие ученого». На какую особенность научного познания указывал ученый? Объясните. Укажите любые неупомянутые особенности научного познания . 1.Стремление к объективному знанию. 2. Необходимо изучать мир таким, какой он есть вне и независимо от человека; полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий и от авторитетов, от того сколько времени потрачено на достижение результатов; 3. Использование специальных средств и методов получения; достоверность и проверяемость научных знаний; рациональность; системный характер; получение таких данных, которые связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.

Н.Н. Семенов говорил, что истинный ученый должен быть «Не просто беспристрастным, но самым пристрастным критиком того, что ему дороже всего, - своей творческой работы, которой он посвятил много дней и ночей труда, радости и вдохновения. Он должен быть как бы врагом самому себе- в этом и трагедия и величие ученого». На какую особенность научного познания указывал ученый? Объясните. Укажите любые неупомянутые особенности научного познания .

1.Стремление к объективному знанию.

2. Необходимо изучать мир таким, какой он есть вне и независимо от человека; полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий и от авторитетов, от того сколько времени потрачено на достижение результатов;

3. Использование специальных средств и методов получения; достоверность и проверяемость научных знаний; рациональность; системный характер; получение таких данных, которые связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.

Мальчик на прогулке поделился своими наблюдениями с мамой: если смотреть на солнце, а потом закрыть глаза, то увидишь черные точки. Какой вид познания проявился в этом наблюдении? Назовите три отличительные черты этой формы познания . 1. Обыденное познание.  2. Обыденное познание опирается в основном на эмпирические наблюдения; полученные знания не систематизированы, основано на здравом смысле.

Мальчик на прогулке поделился своими наблюдениями с мамой: если смотреть на солнце, а потом закрыть глаза, то увидишь черные точки.

Какой вид познания проявился в этом наблюдении?

Назовите три отличительные черты этой формы познания .

1. Обыденное познание. 2. Обыденное познание опирается в основном на эмпирические наблюдения; полученные знания не систематизированы, основано на здравом смысле.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!