ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
познание
Понятие «познание». 1. предложение: информация о формах чувственного познания. 2. предложение: раскрывающее особенности обыденного познания
Познание – деятельность, направленная на получение новых знаний.
- Принято выделять три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
- Особенностью обыденного познания является его опора на опыт повседневной жизни, здравый смысл.
Понятие: «Истина» 1. предложение: содержащее информацию о критериях истины. 2. предложение: раскрывающее основные виды истины.
Истина – знание, соответствующее действительности (предмету познания).
1. Существуют разные подходы к определению важнейшего критерия истины: практика, разум, опыт.
2. Выделяют относительную (неполное знание о предмете) и абсолютную (полное, неопровержимое знание о предмете) истины.
Понятие: «Практика» 1. предложение: информация о формах практики. 2. предложение: раскрывающее функцию практики как критерий истины.
«Практика – активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.
1. Практика существует как материальное производство, социальное действие или научный эксперимент.
2. Практика как критерий истины позволяет на опыте проверить гипотезу и тем самым доказать или опровергнуть ее истинность.
Понятие: «научное познание». 1. предложение: информация об уровнях научного познания. 2. предложение: раскрывающее цель научного познания.
Научное познание – познание, направленное на выявление сущности предметов и явлений материального мира, опирающееся на систему доказательств.
1. Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.
2. Целью научного познания является постижение истины, достоверного знания о мире.
Понятие: «научное знание». 1. предложение: информация о признаках научных знаний. 2. предложение: методы получения научных знаний.
Научное знание – это знания, установленные и проверенные с помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний.
1. Научное знание характеризуется объективностью, доказательностью, логичностью, проверяемостью, универсальностью.
2. Основными методами получения научных знаний являются наблюдения, эксперимент, описание, анализ, синтез, моделирование.
Понятие: «социальное познание». 1. предложение: информация о любой особенности социального познания. 2. предложения: науки, занимающиеся социальным познанием.
Социальное познание – особая форма познания, объектами которого являются общество, социальные факты, явления, процессы, закономерности.
1. Особенностью социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом.
2. К социальным наукам относят историю, экономику, социологию, правоведение, политологию.
Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем с точки зрения современных научных взглядов является это представление: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите пример заблуждения и относительной истины в познании мира.
Высказывание является заблуждением; заблуждение - непреднамеренное искажение действительности, а относительная истина – изменчивое знание по мере развития познания, которое заменяется на новое и более точное знание или становится заблуждением. Заблуждение : Колумб считал, что западный путь в индию был короче; относительная истина: в древности люди полагали, что атом неделим.
Группа археологов проводит раскопки в Средней Азии. Им удалось обнаружить парфянские монеты и женские украшения. Археологи составили описание находок. На основании исследований найденных материалов была выдвинута гипотеза о развитии торговых отношении массагетских племен, населяющих Среднюю Азию в древности, с Парфянским царством. Какие уровни научного познания и методы использовали ученые в своем научном поиске? Укажите названия двух групп методов и проиллюстрируйте каждую одним примером из задания.
1 . Эмпирическое (проведение раскопок. Нахождение парфянских монет и женских украшений; составление описание находок); 2. Теоретическое (выдвижение научной гипотезы о развитии торговых отношений массагетских племен, населяющих Среднюю Азию в древности, с Парфянским царством).
Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предложил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. Какие методы научного познания применил Магеллан. Укажите три метода.
1. Выдвижение гипотезы (гипотеза); 2. Теоретический анализ; 3. практическое исследование (наблюдение);
Ученые отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеванием сердечно-сосудистой системы. Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.
1. Назван метод – научный эксперимент ( можно наблюдение); 2. Указан эмпирический уровень научного познания; 3. приведен аргумент: итогом исследования является научный факт, установленный в результате эксперимента.
Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.
- Стремление к объективному знанию: (Коперник убедительно доказал, что Земля одна из планет и тоже вращается вокруг Солнца, он стремился познать мир таким, какой он есть).
- Использование специальных средств и методов (для измерения напряжения требуется вольтметр, ключ, соединительные провода).
- Научное познание требует специальной подготовки, определенных навыков (необходимо получить не только высшее образование, но и соответствующую подготовку).
Что такое истина
Определений истины несколько. Вот некоторые из них.
- Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
- Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.
Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.
Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д. Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.
Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.
Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.
Бывает ли две истины?
Нет, двух истин не бывает . Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.
Что является противоположностью истины?
Противоположность истины- заблуждение.
Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.
Запомните: ложь- не является противоположностью истины .
Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные ( например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения людей).
Объективная и субъективная истина
Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.
Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.
Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.
Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна .
Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины.
Применимость на практике
Инженерные расчеты позволяют построить здания, выдерживающие требуемые нагрузки и пригодные к эксплуатации.
Непротиворечивость
В доказательстве теоремы Пифагора все звенья цепи рассуждений следует одно из другого, все выводы согласуются со всеми посылками.
Верифицируемость (подтверждение и проверка информации)
Периодический закон Менделеева подтверждается свойствами химических элементов, выявляемых в ходе эксперимента.
План по теме: «наука и ее функции на современном этапе общественного развития».
1.Многогранность понятия «наука».
а) наука как форма духовной культуры
б) наука – сфера человеческой деятельности
2. Отличительные признаки научного знания:
а) объективность
б) рационализм
в) системность и упорядоченность
г) проверяемость
д)особый язык
Функции науки:
а) познавательно- объяснительная
б) мировоззренческая
в) производственно-преобразующая
г) прогностическая
Н.Н. Семенов говорил, что истинный ученый должен быть «Не просто беспристрастным, но самым пристрастным критиком того, что ему дороже всего, - своей творческой работы, которой он посвятил много дней и ночей труда, радости и вдохновения. Он должен быть как бы врагом самому себе- в этом и трагедия и величие ученого». На какую особенность научного познания указывал ученый? Объясните. Укажите любые неупомянутые особенности научного познания .
1.Стремление к объективному знанию.
2. Необходимо изучать мир таким, какой он есть вне и независимо от человека; полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий и от авторитетов, от того сколько времени потрачено на достижение результатов;
3. Использование специальных средств и методов получения; достоверность и проверяемость научных знаний; рациональность; системный характер; получение таких данных, которые связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.
Мальчик на прогулке поделился своими наблюдениями с мамой: если смотреть на солнце, а потом закрыть глаза, то увидишь черные точки.
Какой вид познания проявился в этом наблюдении?
Назовите три отличительные черты этой формы познания .
1. Обыденное познание. 2. Обыденное познание опирается в основном на эмпирические наблюдения; полученные знания не систематизированы, основано на здравом смысле.