Тренинг для молодых специалистов «Душа с душою говорит».
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов, эмоционального интеллекта.
Задачи:
1. Развитие эмоционального интеллекта средствами арт-терапии (элементы изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии).
2. Совершенствование навыков непроизвольного, непринужденного общения, эмпатии.
3. Формирование эмоционально-положительного опыта, развитие у педагогов интереса к себе, снижение психоэмоционального напряжения.
Оборудование: листы с изображениями контура человека, цветные карандаши, музыкальная композиция «Шум моря», бланки теста «Душа-потемки», фотографии «Эмоции», карточки с названиями эмоций, шкатулка с зеркалом внутри, притча «Волшебная шкатулочка».
Ход.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о душе. Слово «психология» дословно переводиться с латинского как «наука о душе». «Душа ушла в пятки», «душевный человек», «чужая душа потемки» как часто мы слышим эти выражения.
1. Упражнение «Рисунок души». Что же такое душа и где она находиться у человека? Перед вами на листе изображен контур человека, используя цветные карандаши, прислушайтесь к себе и попробуйте ответить на эти вопросы.
2. Диагностический проективный тест «Душа – потемки». Данный тест подскажет, чем живет ваша душа в настоящий момент. На картинке вы видите необитаемый остров с пальмой и океан вокруг него. Вам надо нарисовать человека, солнце и корабль. Все остальные детали на ваше усмотрение. Главное, чтобы рисунок приобрел законченный вид и нравился вам самому.
3. Демонстрация фотографий «Эмоции». Внутренние, душевные переживания и состояния человека, как правило, отображаются на лице. Выражение лица человека отражают его чувства и эмоции. Посмотрите на фотографии и скажите, какие чувства и эмоции испытывают эти люди?
4. Упражнение «Покажи эмоцию». Каждый участник получает 1-2 карточки с названиями эмоций. Ему предлагается изобразить названную на карточке эмоцию или чувство без помощи слов, а только с использованием любых невербальных средств. Показывать карточки другим членам группы нельзя. Зрителям необходимо определить изображаемую эмоцию.
5. Упражнение «Волшебная шкатулка».
Участникам предлагается занять удобное положение и закрыть глаза. После того как все закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)
• Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
• Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?
Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.
6.Притча «Волшебная шкатулочка».
Жила - была девочка. И была у неё волшебная шкатулочка.
Всё, что туда положишь, волшебным образом увеличивалось вдвое.
Положишь одну конфету - достанешь две. И так во всём.
Девочка была жадная, она никогда ни с кем не делилась. И никому про эту шкатулочку не рассказывала.
Всё, что ей дарили - игрушки, сладости, новые наряды, всё это , благодаря шкатулочке, удваивалось.
Девочка считала себя богатой и счастливой.
Шли годы, девочка выросла.
Но счастья не было, не смотря на внешнее благополучие.
Она была жадной и угрюмой, поэтому с ней никто не дружил.
Любовь также обошла её стороной, так как она и сама никогда никого не любила.
В конце концов девочка незаметно превратилась в жадную, ворчливую, одинокую старуху, которую все старались обходить стороной.
Всё дело в том, что волшебная шкатулочка удваивала не только предметы, но и чувства, эмоции.
Каждый раз, пряча что-то в шкатулочку, жадная девочка увеличивала и свои чувства, которые в это время испытывала.
Так и росли её жадность, зависть, злость...
А кроме этого положить в свою шкатулочку ей было нечего.
У каждого из нас есть такая волшебная шкатулочка.
И каждый сам решает, чем её наполнять. Что мы туда положим - то и достанем потом.
Только вдвое больше...
О чем эта притча? Чему она учит?
7.Рефлексия.
• Что понравилось и не понравилось в течение нашей встречи?
• Что было сложно, а что легко?
• Что вы новое сегодня узнали?
Литература.
1. Коммуникативная компетентность педагога ДОО: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград, 2018.
2. М. А. Шевченко Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых.- М., 2015.
3. Практические семинары и тренинги для педагогов/ авт.-сост. Е.В. Шитова.- Волгоград, 2018.