СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для педагогов по составлению сказки по-новому с элементами творчества (с использованием методики Фесюковой Л.Б.)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример тренинга для педагогов по составлению сказки "Красная Шапочка" по-новому с элементами творчества (с использованием методики Фесюковой Л.Б.)

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов по составлению сказки по-новому с элементами творчества (с использованием методики Фесюковой Л.Б.)»

Тренинг для педагогов по составлению сказки по-новому с элементами творчества (с использованием методики Фесюковой Л.Б.)


Нягина Ирина Борисовна,

учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад №6 города Донецка»


Данный вид работы способствует развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае дошкольник изобретает, то есть, придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях.


Примерные вопросы:


  • Мне позвонила мама Красной Шапочки из сказки и попросила помочь разыскать её дочку.

  • Как вы думаете, почему она решила, что Красная Шапочка пропала?

  • Не отвечал мобильник Красной Шапочки.

  • Красная Шапочка вовремя не вернулась домой.

  • Соседка бабушки вернулась из аптеки с лекарствами для больной бабушки, но никого не обнаружила.

  • Сорока на хвосте принесла.

  • Узнала из программы «Новости».

  • Позвонил Волк и потребовал выкуп за Красную Шапочку и бабушку.

  • Мама сама приехала к бабушке и никого не застала.

  • Видели Волка в бабушкином чепчике.

  • Маме приснился плохой сон – предвестник беды.

  • Увидела фото бабушки, развешенное на доске «Поиск».

  • Собака выла (плохая примета)…


  • Почему мама (взрослая умная женщина) отправила маленькую, доверчивую Красную Шапочку к бабушке?

  • У мамы срочные и неотложные дела или обстоятельства:

  • Она лежит с высокой температурой.

  • Она на работе.

  • У нее деловая встреча.

  • Она в командировке.

  • У нее операция.

  • Она повезла дедушку в санаторий и сейчас в дороге.

  • Она за границей.

  • Мама на борту самолета.

  • Никогда не было случаев нападения на людей…

  • Мама знала, что дочка владеет приёмами самообороны.


  • Как Волку удалось первым прибежать к Бабушке?

  • Красная Шапочка никогда раньше волков не видела.

  • Волк обманул ее, разговаривая тоненьким голосочком.

  • Он притворился добрым, услужливым.

  • Красная Шапочка не заметила обмана.

  • Он коварный и льстивый.

  • Она выдала всю информацию, и он ею воспользовался.

  • Волк бегает очень быстро.

  • Волк побежал напрямик через лес.


  • Как сказать по-другому?

  • «Бежал что было духу» - быстро, стремительно, стремглав.

  • «Не торопясь» - медленно, еле-еле, вразвалочку.

  • Хриплый голос – грубый, низкий.


  • Угадайте, о чём я говорю:

  • Хриплый, тоненький … (голосок).

  • Подберите другие слова к слову «голос». (Тихий, громкий, звонкий)


  • Охарактеризуйте голос льстивого Волка, пытающегося обмануть Красную Шапочку.



  • Охарактеризуйте голос матёрого Волка, не скрывающего своего отношения к Красной Шапочке.



Глуховатый, гнусавый, ломкий, простуженный, зычный, старушечий, хрипловатый, плаксивый, вкрадчивый, писклявый, звучный, бархатистый, скрипучий, сиплый, певучий, взволнованный, заспанный, ворчливый, визгливый, звенящий, сонный, старческий, мальчишеский, грубоватый, бесстрастный, плачущий, чарующий, бодрый, басовитый, сварливый, монотонный, мелодичный, звонкий, властный, встревоженный, раздражённый, сдавленный, томный, девичий, громоподобный, просящий, участливый, неуверенный, ласковый, скучный, уверенный, командирский, рассудительный, ехидный, насмешливый, шипящий, , жалостливый, мужской, женский, возбуждённый, вялый, жизнерадостный, обеспокоенный, недовольный, знакомый, трескучий, приветливый, повелительный, сердитый, отрывистый, умоляющий.

  • Кто в сказке говорил тоненьким голоском?

  • Кто в сказке говорил грубым голосом?

  • А кто говорил и тоненьким, и грубым, хриплым голосом.

  • Когда волк говорил тоненьким голоском? А когда наоборот?


  • Каким увидела Красная Шапочка лежащего в бабушкиной кровати Волка?

  • Страшным, клыкастым, ощетинившимся, …

  • Что подумала Красная Шапочка, увидев разъяренного Волка?

  • Что подумал Волк, увидев Красную Шапочку?


  • Ответьте на вопросы:


  • Кто такие дровосеки? (Люди, которые занимаются рубкой леса на дрова).

  • Как сказать по-другому? (Лесорубы)

  • Дровосеки распороли Волку живот. Что ещё можно распороть? (Пальто, рубашку и т.д.)

  • Что (кто?) может распороть? (Рукотворные предметы: нож, меч, клинок, рапира, стрела, взрыв, осколок, металл, рапира, ножницы, серп, гвоздь, шило, скальпель… Природный мир: молния, камень, сучок, наконечник, шипы крыжовника, розы, облепихи, ежевики, малины, коготь, клык, бык, кабан, морж …)

  • Как же вернуть Красную Шапочку и бабушку?

  • Необходимо выехать в лес. Какой транспорт будет наиболее подходящим? (Ответы детей)

  • Вызвать врача, прооперировать Волка.

  • Заставить Волка выплюнуть Красную Шапочку и бабушку (сказать, что они ядовитые, несъедобные, горькие, невкусные…)

  • Вывернуть Волка наизнанку и вытряхнуть пропавших.

  • Перевернуть вверх ногами

  • Попросить волшебника повернуть события вспять (назад)


(Со сказками работа идет в нетрадиционном ключе. Введение частицы «не» способствует введению вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло: «Не Красная Шапочка понесла пирожки, а… её нянька, её папа, Карлсон и т.д.…)


  • Красная Шапочка не встретилась с Волком. Почему?

  • Она использовала транспорт (мотоцикл, такси, скорую помощь и т.д.).

  • Сказочный транспорт (ковер-самолет, сапоги-скороходы).

  • Использовала службу доставки.

  • Бабушка позвонила и отказалась от пирожков.

  • Девочка использовала дрон и квадрокоптер для отслеживания дороги на предмет безопасности.


  • Волк не встретился с Красной Шапочкой. Почему?

  • Встретил Медведя (испугался, убежал)

  • Встретил Зайца (насытился).

  • Встретил Лису (пошел в гости).

  • Увидел охотников (убежал).

  • Разминулись.

  • Его отловили и отправили в зоопарк.

  • Он простудился и заболел.

  • Волку подарили коньки, он увлекся фигурным катанием и стал зарабатывать на еду своими выступлениями.

  • Попал в другие сказки и охотился за «Тремя поросятами», «Семерыми козлятами».

  • Волка превратили в мышку, камешек, …


«Метод аналогий». Волк обманул Красную Шапочку. Каких ещё героев из других сказок Волк пытался обмануть? («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»)



  • Красная Шапочка встретились, но конфликт исчерпался. Почему?

  • Красная Шапочка взяла с собою оружие для самозащиты.

  • Она обучена приемам каратэ, дзюдо, боксу, бегу.

  • Она взяла факел и спички и огнем отпугнула Волка.

  • Заготовила продукты для Волка – со снотворным и со смешинками.

  • Предусмотрела взять скатерть-самобранку, чтобы накормить голодного Волка.

  • Взяла «Двое из сумы», чтобы при необходимости использовать их для самозащиты.

  • Попросила работников цирка принять Волка на работу (пристроила на постоянное довольствие).

  • Волк стал бизнесменом, мог прокормить себя продажей густой волчьей шерсти.

  • Волк подошел к камню, где было написано: прямо пойдешь еду найдешь…


  • У Волка поменялся характер. Каким он стал?

  • Он стал добрым

  • Культурным

  • Вежливым

  • Воспитанным

  • Хорошим


  • Кем была Красная Шапочка несколько лет назад?

По возрасту:

  • Новорожденной

  • Малышкой

  • Ребенком

  • Карапузом

  • Малюткой

  • Младенцем


По здоровью:

  • Беззубая

  • Неуклюжая

  • Слабенькая


По развитию:

  • Глупенькой

  • Доверчивой

  • Несмышленой


  • Кем будет Красная Шапочка в будущем?

По возрасту:

  • Через 10 лет? (Девушкой)

  • Через 20? (Женщиной, дамой)

  • Через 50? (Старушкой, бабушкой).


По развитию:

  • Мудрая, умная, опытная, хитрая

  • Если занималась каратэ – известной каратисткой…


Мудрая Красная Шапочка будет учить своих внучат не поворачиваться спиною к Волку, защищаться, правильно себя вести с незнакомыми: не рассказывать о своих планах, где живешь, куда идешь, кто есть дома.


Мудрый матерый Волк будет учить волчат, как вести себя с людьми (бояться оружия, огня, хитрости, капканов…)


Обыгрывание ситуации. Диалог. Встреча старой Красной Шапки и старого Волка. Они сядут, и будут вспоминать свою молодость. О чём они могут говорить?

  • Здравствуй Волк. Как живешь?

  • Я женился, родились волчата, внучата.

  • Я работаю в цирке, зоопарке.

  • Я учу волчат правильно вести себя в лесу, (в цирке - выполнять трюки, в зоопарке – терпеливо жить в клетке)

  • А как ты живешь?

  • Я вышла замуж. У меня дети, внуки. Детей зовут Красные Шапочки, а внуков зовем Красненькими Шапчонками. Я читаю им энциклопедию, как вести себя в лесу, с незнакомыми. Я рассказываю им нашу с тобой историю.


  • Объясните поговорку. Назовите жизненные ситуации, связанные с поговоркой.

  • Хвостом виляет, а зубы скалит. 

  • Говорит сладко, а делает горько. 

  • Голосок соловьиный, а жало змеиное.

  • Волк ежегодно линяет, а норов не меняет.


Итог:

Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок.

  • Какой урок мы с вами усвоили?

  • Чего никогда нельзя делать?

1. Нельзя поступать так, как мама не велит.

2. Нельзя разговаривать с незнакомцами.

3. Нельзя сходить с намеченного пути.

4. Нельзя быть чересчур доверчивым.

5. Идя в лес, изучить среду обитания, предугадать и исключить любые случайности.


На втором этапе работы предложить детям придумать сказку с новым сюжетом, учитывая всё вышесказанное.