Тренинг для воспитателей «Я-ценность»
Цель: профилактика профессионального выгорания.
Задачи:
способствовать формированию положительного Я-образа педагога (воспитателя);
способствовать снижению личностной тревожности и повышению уверенности в себе;
сплотить коллектив;
развивать умение работать в паре;
дать возможность проявиться лидерам в коллективе;
Упражнение «Знакомство». Назвать свое имя и качество характера, на первую букву своего имени. Затем завершить фразу: «Никто не знает, что я…».
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Сейчас в хорошем настроении.
Чувствует себя неуверенно (растерянным) в начале своего профессионального пути.
Считает, что профессия воспитатель, педагог - его призвание.
Любит участвовать в различных конкурсах.
Не боится публичных выступлений.
Стремится к карьерному росту.
Работает в саду первый год.
Работает в саду с его открытия.
У кого стаж работы более 15 лет.
Кто чувствует себя счастливым человеком.
Кто чувствует себя успешным человеком.
У кого есть мечта.
Планирует отпуск за границей.
Любит свою работу.
Кому комфортно работается.
3.Мини-дискуссия «Для чего Вы работаете?»
Цель: повысить мотивацию к принятию профессии, развить рефлексивные умения.
4.Упражнение: три рисунка «Я работаю педагогом».
Изобразить:
Начало трудового пути (или представления студента, если у специалиста совсем маленький опыт работы);
В настоящее время;
Через 5-10 лет.
Присутствующие делятся в первую очередь ощущениями от собственных рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.
Время выполнения 5 минут. При его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.
5. Упражнение «Пальчики»
Цель: выявить активных участников тренинга, позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тренера.
Участники сидят на стульях. Тренер просит подняться столько человек, сколько показывает пальцев.
Обсуждение:
Кто из педагогов чаще всего поднимался (активная позиция)?
Кто ни разу не поднялся, что мешало? (влияние на позицию в работе.)
Что было проще – встать или отсидеться?
Упражнение «Мои сильные стороны…»
Цель: определить собственные сильные стороны, сформировать привычку думать о себе положительно.
Тренер: « У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели выработать их в себе. Участники сидят в кругу, озвучивают записи и комментарии к ним, на каждое выступление дается 2 мин. Тренер: «Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но…», «если…», «может быть…», «я не совсем уверен в том, что…» и т.п.». Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Выступающий не обязан объяснять, почему считает те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен. В конце упражнения следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытывал во время упражнения.
Упражнение «Нас с тобой объединяет».
Инструкция. Каждый участник по очереди, обращаясь к троим другим участникам (третий справа сосед, третий слева сосед и сосед напротив), находя общее между собой и тем человеком, к которому обращается, произносит следующие фразы, заканчивая их:
«Нас с тобой объединяет…мне нравится в тебе…»
Упражнение «Совместный рисунок»
Цель: проследить умение работать в паре
Инструкция. Перед вами лист бумаги и два карандаша: синий и красный. Вам нужно будет что-то изобразить на этом листе, дополняя рисунок по очереди.
Упражнение «Я даю коллективу…»
Цель: способствовать сплочению группы.
Участники встают в круг. Тренер держит в руках игрушку «солнце». Тренер. Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то доброту, строгость, дисциплину, организованность и т.д. – все это очень важно для коллектива. Сейчас мы будем передавать это солнце – символ тепла и света. Тот, кто пожелает, может сказать о своем вкладе в коллектив, начиная со слов «Я даю коллективу…».
Вывод. Все мы разные, но мы вместе. Мы - частички одной мозаики. Если мы поворачиваемся друг к другу своей хорошей стороной и своим хорошим настроением, то картина получается яркой и красивой.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: Эмоционально оценить себя и участников тренинга, обменяться чувствами.
Участники встают в круг и аплодируют самим себе. Затем выбирают человека, которому хотелось бы подарить аплодисменты. Тот, кто первым начинает упражнение, подходит к выбранному человеку и аплодирует ему. Затем они вдвоем выбирают третьего – аплодируют ему. Далее уже втроем выбирают четвертого… и так по кругу, пока все участники не поаплодируют друг другу.
Упражнение «Ожерелье благопожеланий»
У меня в руках длинные и короткие разноцветные нити. Мы сплетем из них ожерелье для каждого. Пожалуйста, каждый возьмите по одной длинной нити. Повесьте себе на шею и завяжите концы. Это основа ожерелья. А теперь возьмите себе по охапке маленьких нитей. Подойдите к каждому человеку, скажите добрые слова, комплимент, пожелания и в память об этом завяжите узелок на ожерелье.
Рефлексия занятия
Упражнение «Откровенно говоря…» Участникам нужно закончить предложения, тем самым высказав свое отношение к занятию:
-Во время занятия я понял, что…
-Самым полезным для меня было…
-Я был бы более откровенным, если бы …
-Мне не понравилось…
-Больше всего мне понравилось, как работал (а)…
-На следующем занятии я хотел бы …
-На месте ведущего я …