СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для воспитателей"Педагогическое общение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для воспитателей"Педагогическое общение"»

Тема Педагогическое общение Тренинг для воспитателей Подготовлен воспитателем МДОУ «ЯСЛИ – САД №4 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ» 2020 год

Тема

Педагогическое общение

Тренинг для воспитателей

Подготовлен воспитателем

МДОУ «ЯСЛИ – САД №4

ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»

2020 год

 Цель игры. Повысить компетентность слушателей по актуальным вопросам педагогического общения  Задачи игры. Обсудить проблемы педагогического общения воспитателя с детьми и родителями; определить современные пути их решения в свете Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (педагогика сотрудничества); отработать элементы педагогической техники общения.

Цель игры.

Повысить компетентность слушателей по актуальным вопросам

педагогического общения

Задачи игры.

Обсудить проблемы педагогического общения воспитателя с детьми и родителями; определить современные пути их решения в свете Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (педагогика сотрудничества); отработать элементы педагогической техники общения.

Правила  проведения  игры.    Игра проводится между тремя командами, состоит из нескольких  раундов. Длительность каждого раунда устанавливает ведущий. Итоги каждого раунда и игры в целом подводит жюри. Ответы на вопросы, обсуждения должны быть содержательными и  лаконичными. В процессе возникающих дискуссий соблюдать этику общения. Дополнительные баллы команда получает за использование рисунков,  схем, художественного слова, музыки.

Правила

проведения

игры.

  • Игра проводится между тремя командами, состоит из нескольких

раундов.

  • Длительность каждого раунда устанавливает ведущий.
  • Итоги каждого раунда и игры в целом подводит жюри.
  • Ответы на вопросы, обсуждения должны быть содержательными и

лаконичными.

  • В процессе возникающих дискуссий соблюдать этику общения.
  • Дополнительные баллы команда получает за использование рисунков,

схем, художественного слова, музыки.

Раунд 1.  Тимбилдинг Игра 1 «Сказочные пазлы» . Цель - командообразование. Каждому игроку предлагаются пазлы, на которых после соединения появятся изображения Карабаса – Барабаса, Мальвины и Мэри Поппинс. Задача – как можно скорее найти партнёров, сложить пазл и образовать команду. Игра 2 «Говорящие руки».  Цель – эмоционально – психологическое сближение участников. Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: поздороваться с помощью рук. побороться руками, помириться руками, выразить поддержку с помощью рук, пожалеть руками, выразить радость, пожелать удачи, попрощаться . Игра 3. «Кто быстрее». Цель. Координация совместных действий, распределение ролей в команде. Каждая команда, взявшись за руки по команде ведущего должна построить, названную ведущим, фигуру (круг, квадрат, какую – либо букву и т.д.)

Раунд 1. Тимбилдинг

Игра 1 «Сказочные пазлы» .

Цель - командообразование.

Каждому игроку предлагаются пазлы, на которых после соединения появятся

изображения Карабаса – Барабаса, Мальвины и Мэри Поппинс.

Задача – как можно скорее найти партнёров, сложить пазл и образовать команду.

Игра 2 «Говорящие руки».

Цель – эмоционально – психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам: поздороваться с помощью рук.

побороться руками, помириться руками, выразить поддержку с помощью рук, пожалеть руками, выразить радость, пожелать удачи, попрощаться .

Игра 3. «Кто быстрее».

Цель. Координация совместных действий, распределение ролей в команде.

Каждая команда, взявшись за руки по команде ведущего должна построить, названную ведущим, фигуру (круг, квадрат, какую – либо букву и т.д.)

Мы – команда «Профи» Представление команды. Профи – воспитатели – очень важны Профи воспитатели – всем нужны Знают, играют, владеют, умеют, Учат, развлекают, слёзки вытирают. Применяют инновации, знают все педтехнологии Искупайте в овациях профи – педагогов.  Наш девиз Идти к победе до конца, держа в ладошках детские сердца.   Приветствие соперников .  Не доволен — возражай, возражаешь — предлагай,  предлагаешь — делай, берись за дело смело.

Мы – команда «Профи»

Представление команды.

Профи – воспитатели – очень важны

Профи воспитатели – всем нужны

Знают, играют, владеют, умеют,

Учат, развлекают, слёзки вытирают.

Применяют инновации, знают все педтехнологии

Искупайте в овациях профи – педагогов.

Наш девиз

Идти к победе до конца, держа в ладошках детские сердца.

 

Приветствие соперников .

Не доволен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай, берись за дело смело.

РАУНД 2  Погружение в педагогическую проблему Игра 1. «Сказочные воспитатели» Цель. Назвать и проанализировать стили педагогического общения  присущие героям, созданным из пазлов в процессе деления на команды  (Карабас – Барабас, Снежная королева, Мэри Поппинс) по схеме. Цель общения Средства общения Результат общения Стиль общения Игра 2. «Сам себе диагност» Цель. Дать возможность осознать собственный стиль общения путём выбора одной из предложенных ситуаций.  Участникам раздаются вырезанные из цветного картона красные и зелёные ладошки. Ведущий читает ситуацию и даёт варианты ответов, участники поднимают вверх зелёную ладошку, если считают вариант верным, красную, если не согласны. Обсуждают в командах, озвучивает капитан команды по – очереди.

РАУНД 2 Погружение в педагогическую проблему

Игра 1. «Сказочные воспитатели»

Цель. Назвать и проанализировать стили педагогического общения

присущие героям, созданным из пазлов в процессе деления на команды

(Карабас – Барабас, Снежная королева, Мэри Поппинс) по схеме.

Цель общения

Средства общения

Результат общения

Стиль общения

Игра 2. «Сам себе диагност»

Цель. Дать возможность осознать собственный стиль общения путём выбора одной из предложенных ситуаций.

Участникам раздаются вырезанные из цветного картона красные и

зелёные ладошки. Ведущий читает ситуацию и даёт варианты ответов, участники поднимают вверх зелёную ладошку, если считают вариант верным, красную, если не согласны. Обсуждают в командах, озвучивает капитан команды по – очереди.

Ситуации для игры «Сам себе диагност»

1 ) Считаете ли Вы, что ребенок должен:

  • делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями; b) говорить Вам только то, что сам захочет

c) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2) Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

a) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение; b) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах; c) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3) Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите :

a) похвалите и всем детям покажете его работу; b) проявите заинтересованность, выясните, почему как хорошо получилось сегодня;

c) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4) Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с Вами. Вы:

a) заставите его громко при всех поздороваться; b) не обратите на это внимание; c) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5) Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и Вы предпочтете:

a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются; б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; c) займетесь своими делами в группе.

6) Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

a) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания; b) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; c) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7) Ваша исходная позиция в работе с детьми:

a) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его; b) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; c) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8) Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

a) положительно – без нее невозможно полноценное развитие; b) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; c) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом.

9) Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия:

a) сказали бы: «Ну и не надо»; b) заставили бы выполнить работу; c) предложили бы другое задание.

10) Какую позицию Вы считаете более правильной:

a) ребенок должен быть благодарен взрослым за работу о нем; b) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет; c) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Раунд 3 Игра «Искусство общения с родителями» Цель. Выработать этические принципы общения с родителями Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам. Инструкция: каждой команде необходимо прочитать по 2 тезиса и подготовить короткий комментарий к ним. Привести примеры их использования в конкретной ситуации. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным  источником конфликтов между воспитателем и родителями.  Когда задето чувство собственного достоинства одного из  собеседников, непременно страдает само общение.  Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.  Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.   Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.  Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами. 

Раунд 3

Игра «Искусство общения с родителями»

Цель. Выработать этические принципы общения с родителями

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: каждой команде необходимо прочитать по 2 тезиса и подготовить короткий комментарий к ним. Привести примеры их использования в конкретной ситуации.

  • Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным

источником конфликтов между воспитателем и родителями. 

  • Когда задето чувство собственного достоинства одного из

собеседников, непременно страдает само общение. 

  • Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны. 
  • Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям. 
  • Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель. 
  • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами. 

Раунд 4 Педагогика сотрудничества Практическое задание  «Рисуем принципы педагогики сотрудничества » Цель. Способствовать усвоению принципов педагогики сотрудничества как инструмента успешного педагогического общения . Задание. Каждая команда получает 3 листа бумаги с формулировкой трёх принципов педагогики сотрудничества и изображением трёх фигурок: воспитателя, успешного ребёнка и ребёнка, который только находится на пути к успеху. Необходимо отобразить принцип, добавив, например, выражение лиц и реплику в «облачке». Например, принцип создания творческой атмосферы: А у меня наверное ничего не получится Ну что ты, мне как раз нужен  помощник, чтобы сделать букеты  из осенних листьев Я нарисую  красивую открытку Ситуация. Мы решили  украсить группу  к празднику На пути к успеху Успешный ребёнок воспитатель

Раунд 4

Педагогика сотрудничества

Практическое задание «Рисуем принципы педагогики сотрудничества »

Цель. Способствовать усвоению принципов педагогики сотрудничества как инструмента успешного педагогического общения .

Задание. Каждая команда получает 3 листа бумаги с формулировкой трёх принципов педагогики сотрудничества и изображением трёх фигурок: воспитателя, успешного ребёнка и ребёнка, который только находится на пути к успеху. Необходимо отобразить принцип, добавив, например, выражение лиц и реплику в «облачке». Например, принцип создания творческой атмосферы:

А у меня

наверное

ничего не получится

Ну что ты, мне как раз нужен

помощник, чтобы сделать букеты

из осенних листьев

Я нарисую

красивую открытку

Ситуация. Мы решили

украсить группу

к празднику

На пути к успеху

Успешный ребёнок

воспитатель

Принципы педагогики сотрудничества  Материалы к практическому заданию Обеспечение уверенности детей в собственных силах,  в возможности достижении успеха. Исключение, как правило, методов принуждения к учению. Демократический, доброжелательный стиль НОД, непринужденная  атмосфера общения воспитателя с ребенком, детей между собой . Создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных». Снятие боязни провала и отрицательной оценки. Создание на каждом занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса: обстановка радости успеха. Организация добровольной взаимопомощи «сильных» детей «слабым». Эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов детей к педагогу и друг к другу. Широкое применение педагогических средств, побуждающих ребят к активной познавательной деятельности.

Принципы педагогики сотрудничества

Материалы к практическому заданию

  • Обеспечение уверенности детей в собственных силах,

в возможности достижении успеха.

  • Исключение, как правило, методов принуждения к учению.
  • Демократический, доброжелательный стиль НОД, непринужденная

атмосфера общения воспитателя с ребенком, детей между собой .

  • Создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных».
  • Снятие боязни провала и отрицательной оценки.
  • Создание на каждом занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса: обстановка радости успеха.
  • Организация добровольной взаимопомощи «сильных» детей «слабым».
  • Эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов детей к педагогу и друг к другу.
  • Широкое применение педагогических средств, побуждающих ребят к активной познавательной деятельности.

 Раунд 5  Техника педагогического общения Педагогический такт . Задание1. Прокомментировать педагогические ситуации в форме дискуссии между командами.  1. Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное  от занятий время, педагог спрашивает :  - Что ты собираешься рисовать и чем?  - Как будешь располагать рисунок на листе бумаги?  - Что нарисуешь сначала, а что потом?  Напоминает, что после рисования нужно все  положить на место. 2. Занятие по рисованию по замыслу. Педагог наблюдает за  работой всех детей. Вероника увлеченно рисует пейзаж.  В самый разгар работы со стороны педагога в адрес  Вероники раздаются замечания: «Что ты мне здесь нарисовала? На что это похоже?» Девочка испуганно  смотрит на воспитателя, дети вокруг сочувствующе смотрят на Веронику . .

Раунд 5

Техника педагогического общения

  • Педагогический такт .

Задание1. Прокомментировать педагогические ситуации в форме дискуссии между командами.

1. Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное

от занятий время, педагог спрашивает :

- Что ты собираешься рисовать и чем?

- Как будешь располагать рисунок на листе бумаги?

- Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования нужно все

положить на место.

2. Занятие по рисованию по замыслу. Педагог наблюдает за

работой всех детей. Вероника увлеченно рисует пейзаж.

В самый разгар работы со стороны педагога в адрес

Вероники раздаются замечания: «Что ты мне здесь

нарисовала? На что это похоже?» Девочка испуганно

смотрит на воспитателя, дети вокруг сочувствующе

смотрят на Веронику .

.

Развитие невербальных средств общения Игра 1 «Рассказы о животных без слов» Цель. Уяснить значение невербальных средств в технике общения, изобразив злое или доброе животное с помощью мимики, жеста, движения. Каждая команда показывает 2 миниатюры. Оценивается качество показа. Развитие речи и коммуникативное поведение  воспитателя .  Игра 2 «Словесные эмоции»  Цель. Упражнение в эмоциональном речевом общении путём произнесения приветствия «Здравствуйте» с 10 оттенками: страха,  удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. (Эмоциональные оттенки ведущий показывает на карточках)
  • Развитие невербальных средств общения

Игра 1 «Рассказы о животных без слов»

Цель. Уяснить значение невербальных средств в технике общения, изобразив

злое или доброе животное с помощью мимики, жеста, движения.

Каждая команда показывает 2 миниатюры. Оценивается качество показа.

  • Развитие речи и коммуникативное поведение

воспитателя .

Игра 2 «Словесные эмоции»

Цель. Упражнение в эмоциональном речевом общении путём

произнесения приветствия «Здравствуйте» с 10 оттенками: страха,

удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости,

неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. (Эмоциональные

оттенки ведущий показывает на карточках)

Раунд 6 Рефлексия Игра «Подарок» Цель: положительное завершение игры, рефлексия. Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей команде, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.  Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешную игру аплодисментами! А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы: Что для вас сегодня было важным? Какие чувства вы испытывали? Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги? — Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде Спасибо всем за участие!

Раунд 6

Рефлексия

Игра «Подарок»

Цель: положительное завершение игры, рефлексия.

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей команде, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.

Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешную игру аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

  • Что для вас сегодня было важным?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде Спасибо всем за участие!

Живите так, чтобы в глазах  была  Радость,  в сердце –  Любовь, на душе –  Покой, за спиной –  Крылья

Живите так, чтобы в глазах

была

Радость,

в сердце –

Любовь,

на душе –

Покой,

за спиной –

Крылья