Тренинг для воспитателей «Речь без логопеда»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по развитию речевого развития у детей дошкольного возраста.
Задачи: систематизировать знания педагогов по проблеме формирование речи детей в игровой форме; вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию речи детей.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. В наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его речи.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции.
Прежде чем мы преступим к игре, предлагаю вам выполнить упражнение "Что нас объединяет?". «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять в нашей профессии?»
Каждый участник с передачей мягкой игрушки называет 1 общий признак (качество) для всех присутствующих». Я начну: (любовь к детям; гуманизм; интеллигентность; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность; социальная активность; юмор; физическое и психическое здоровье; организаторские способности; находчивость; коммуникативность; грамотная, поставленная речь и четкая дикция).
А сейчас обратите внимание, какой несчастный у нас стоит цветик – семицветик. Налетел ветер и сдул с него все лепестки. Чтобы вернуть их на место нам нужно выполнить задания. За каждым его лепестком таится новое задание.
1-ое задание «Зарядка для языка»
Вам нужно представиться, сказать быстро ваше имя и отчество.
Глориоза Провна
Шушаника Минична
Эннафа Варсонофьевна
Фессалоникия Якубовна
Вивиана Ионична
Маркелина Ермилинична
Нунехия Амфиохъевна
Антигона Маевна
Геновефа Иркнеевна
Ермиония Питиримовна
Беата Нифонтовна
Домитилла Ювенальевна
Рипсимия Флегонтовна
Вестита Евменьевна
Геласия Доримедонтовна
Для детей все слова, особенно новые, именно так и слышаться, а произносятся с большим трудом. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика.
2-ое задание. «Эмоции и чувства».
Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
Я раздам вам карточки с названием эмоции. Каждый педагог по очереди изображает выражение лица и произносит фразу «я воспитатель» соответствующую данной эмоции, другая команда должна догадаться и назвать эту эмоцию (радость, злость, испуг, удивление, отвращение, грусть, любопытство (интерес), паника, раздражение, гордость, восхищение, стыд и т. д.) .
Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития человека. Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
3 задание «Подскажите слово» (проводится в быстром темпе)
Каждой команд предлагается добавить слово:
Кошка мяукает, а воробей…
Соль в солонке, а масло…
У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
У кошки котята, а у слонихи…
Корова мычит, а собака…
Курица кудахчет, а утка…
Воробей маленький, а орел…
Воробей чирикает, а ворона…
4-ое задание Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в образовательных учреждениях. Как составить такой синквейн?
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
• первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
• вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
• третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
• пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее. Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно, первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое, так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т. д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
КАЖДАЯ КОМАНДА ПРИДУМЫВАЕТ СВОЙ СИНКВЕЙН.
5-ое задание «Найдите похожие по звучанию слова»
Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
Спички – (синички)
Врач – (мяч)
Значок – (крючок)
Ключи – (кирпичи)
Стол – (пол)
Халат – (салат)
Елка – (иголка)
Белка – (стрелка)
6- ое задание Составьте пословицы и поговорки из набора слов
(Каждой команде предлагаются карточки с набором слов для составления пословицы)
Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит)
Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев)
7-ое задание называется «Добавь словечко»
На мой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающихся с буквы (К).
• Назовите имя на букву К? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
• Название города на букву К? (Калининград, Краснодар, Киев и т. д.)
• Название профессии на букву К? (кондитер, кладовщик, каменщик, кассир и т. д.)
• Какое вы знаете животное на букву К? (кабан, крокодил, кошка, кролик, кенгуру, кобра и т. д.)
Посмотрите, какой веселый и счастливый стал наш цветик-семицветик.