Время проведения: 25.09.2019г. Место проведения : «КММ СШ№4 г.Тайынша»; учитель казахского языка и литературы Койшибаева Гульжан Кайржановна
Коучинг
Тема: Дозированность домашних заданий
Цель: после завершения данного семинара учителя должны:
-понимать насколько эффективны применение различных видов домашних заданий;
-быть в состоянии запланировать дозированное домашнее задание ;
-быть в состоянии учитывать возрастные особенности детей
І. Разминка «Сиамские близнецы»
Участники тренинга делятся по парам. После чего тренер сообщает инструкцию: «Представьте себе, что вы и ваш партнер – это одно целое, что вы, как сиамские близнецы, приросли плечо к плечу; голова к голове; колено к колену; бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ноги тоже частично срослись, так что приходится шагать как одному существу – сначала шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя «боковыми» ногами. Пройдитесь по комнате, привыкайте друг к другу.»
Легко ли выполнять задания?
Какое задание легче выполнять, а какое труднее? Почему?
ІІ.Просмотр видео
-Определите тему коучинга?
Вредный и достаточно распространенный прием-наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. И создается впечатление, что школьное образование- необходимый, но тяжелый и безрадстный труд. В настоящее время много полемик задавать или нет? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость?
Но одно верно: если уж задавать, то с максимальной пользой!
-С чем мы сегодня уйдем?
-Чего мы не знаем?
-Что должны сделать?
-Сегодня мы пстараемся найти ответы на эти вопросы.
III. Просмотр презентаций
ІҮ.Деление на группы: Стратегия «Сердце», в руках у меня сердце, которое обозначает любовь, мы редко говорим о любви и о том, кого и что мы любим. Давайте вспомним и расскажем друг другу о том, кого или что мы любим. Например, Я люблю свою внучку, а ВЫ.....
В группах создать постер, обозначьте символом домашнее задание и впишите какими должны быть домашние задания : для І группы с позиции учителей, ІІ группе с позициии ученика.
Ү. Защита постера
ҮI. Стратегия «Ромашка» . На столах лежит ромашка, на лепесточках написаны уровни и виды д\з, каждой группе, членам группы представить виды д\заданий.
1) Три уровня д\з
Формула №1 учитель задает одновременно д\з двух или трех уровней.
І уровень- обязательный минимум. Главное- оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
ІІуровень- Тренировочный . Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
ІІІ уровень – Творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой. Например: разработать:
-сказки, басни, частушки
-кроссворды, чайнврды,
-учебные комиксы
-стихи или формулировки
-постеры
-майн меб
2) Задание массивом
- Учитель дает несколько задач или стихов, из которых ученик должен сам выбрать и решить заранее оговоренное количество.
-Задается большой массив задач сразу- в рамках темы. Например, из 60 задач 15 надо решить обязательно, остальные - по желанию, стимулируется контрольной работой. Или же изучаем творчество Абая, из творчества поэта 3 стихотворения выучить наизусть по выбору.
3)Особое задание
В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание. Например, это ваш «олимпийский резерв». Ему предлагаются тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.
4) Творчество работает на будущее
- ученики выполняют творческое домашнее задание.
5) Идеальное задание
Учитель предлагает детям выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Кто-то решит несколько задач, кто-то подберет пример, нарисует иллюстрацию или фишбон.
Плохой учитель учит предмету. Средний учитель помогает понять суть предмета. Хороший учитель помогает понять самих себя через понимание предметаРефлексия:
1) Три уровня д\з
учитель задает одновременно д\з двух или трех уровней.
І уровень- обязательный минимум. Главное- оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
ІІуровень- Тренировачный . Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
ІІІ уровень – Творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой.
.
Лист оценивания
Были ли Вам понятны цели процесса коучинга?
Да Нет
Комментарии
Признаете ли Вы данные цели сответствующими Вашим потребностям?
Да Нет
Комментарии
Были ли Вам продемонстрированы новые подходы в преподавании и обучении?
Да Нет
Если – да, то каковы они?
Осознали ли Вы свою вовлеченность в период проведения коучинг-занятия?
Да Нет
Почему?
Изучили ли Вы что-то новое в период проведения коучинг-занятия и что именно?
Да Нет
Утвердилась ли Ваша уверенность при использовании новых подходов и каким образом?
Да Нет
Вдохновило ли Вас проведенное коучинг-занятие на внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения, и какие именно изменения?
Да Нет
Лист оценивания
Были ли Вам понятны цели процесса коучинга?
Да Нет
Комментарии
Признаете ли Вы данные цели сответствующими Вашим потребностям?
Да Нет
Комментарии
Были ли Вам продемонстрированы новые подходы в преподавании и обучении?
Да Нет
Если – да, то каковы они?
Осознали ли Вы свою вовлеченность в период проведения коучинг-занятия?
Да Нет
Раздаточные материалы учителям:
ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ
Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление – книжный бум. Книжный бум – это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают , стоят в очереди за книгами, – это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую . Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдет своего читателя.
«О благодарности»
Как-то давно я прочла мысль, высказанную древними мудрецами. Она звучала так: «Бойся неблагодарных». Тогда я не согласилась с ней. Ну, подумаешь, встретила человека, который не сказал спасибо. Можно этого человека не уважать, можно, в конце концов, пожалеть за то, что не получил хорошее воспитание, но зачем бояться. Какое зло можно нанести неблагодарностью, чтобы вызвать страх?
И, как всегда, жизнь сама преподносит тебе опыт познания. Как я благодарна мудрецам за то, что они просто высказывают свои мысли, а не объясняют их! Какая радость в том, что они позволяют тебе самой дойти до истины, своим носом почувствовать и осознать потрясающую правоту и простоту мысли!
Нас всех с самого детства учили говорить слова благодарности. Если нам что-либо дарили или предлагали, наши мамы всегда напоминали: «А что нужно сказать?». И мы с вами, совершенно не понимая значения этих слов, механически их повторяли, а в ответ получали — поцелуй, улыбку, похвалу.
Бойтесь неблагодарных, потому что неблагодарные люди всегда и обязательно завистливы, жадны, бездарны, мстительны, безжалостны, бездуховны и несчастны.
Я очень боюсь неблагодарных, но больше всего боюсь быть неблагодарной.
Радость жизни. Говорят, что человек создан для счастья, как вольная птица для полета. . Наверное, это так и есть. Важно еще и другое: человек создан для того, чтобы жить окруженным живой природой. В одной книжке, мне рассказывали, написано про революционера - узника, томившегося в одиночной камере царской тюрьмы. Книги, конечно, радовали его. Но вот он нашел прилипшее к книжной странице крохотное зернышко неведомого пока для него растения. Он посадил это зернышко в землю, поливал его, и вскоре, о чудо, к неописуемой радости узника, в сером каменном мешке взросла и вызрела веточка лесной земляники с крупными темно-красными ягодами. Узник признавался потом, что радость, которую принесла ему тонкая веточка земляники, безусловно, невозможно измерить никакой человеческой мерой.
Итак, какими бы толстыми стенами не отделялись мы от природы, природа всегда будет властно и требовательно звать нас к себе, потому что она наша мать, а мы ее родные дети. (137 слов.)
(По В. Солоухину.)
На мой взгляд, крапива - одно из самых любопытных растений. Во-первых, зачем ей жалиться? А между тем природа ничего напрасно не делает... Пчелиное жало объяснено, змеиный яд понятен, ядовитые колючки некоторых рыб не вызывают никаких кривотолков. Но зачем жжется крапива? Защищая себя? От кого? Почему другие соседние травы обходятся без такой защиты и процветают? Да и какой вред крапиве, если ее съест какое-нибудь травоядное существо? Чтобы ее извести, нужны не благодушная корова, не лось, не коза, а железо, огонь, терпенье и многие годы...
Как только появляется признак какой-нибудь человеческой деятельности, как только человеческое жилье, крапива уж тут как тут. Выкопайте колодец среди чистой поляны, вокруг которой на километр не росло ни одной крапивинки, тотчас ваш колодец окружит зеленой толпой неизвестно откуда взявшаяся крапива. Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте корзину щепок или другого мусора, крапива уж тут как тут!
Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач, то часто профессиональное мастерство, знания, опыт противопоставляются нравственным качествам: чуткости, простоте, общительности. (2) Кто-то резонно говорит, что врач не священник, что его дело — грамотно лечить, а не утешать. (З) Другие возражают: физическое здоровье человека неразрывно связано со здоровьем душевным. (4) Добрым словом, сочувствием, отзывчивостью можно добиться большего, чем са- мыми эффективными лекарственными препаратами. (5) 17 июня два выпускника медицинской академии, Кирилл Максимов и Артём Беляков, одетые в строгие костюмы, торопливо шагали по улице, боясь опоздать на торжественное вручение дипломов. (б) Вдруг, переходя улицу, Артём увидел, что в открытом канализационном колодце кто-то лежит. (7) 3нойное солнце, гул машин, спешащие люди, кусты пыльной сирени, сквозь которые стекают золотистые струи света... (8) Всё как обычно! (9) А тут, прямо под ногами, неподвижно лежит человек. (10) — Кирилл, подойди! (11) Кирилл подошёл и посмотрел вниз, потом оглянулся по сторонам. (12) — Пошли скорее! — придушенным шёпотом прошипел он. (13) — Вечно ты куда-нибудь влипаешь! (14) — Куда пошли?! (15)Может, человеку плохо! (16) — Тема, это не человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы! (17) — Да тут любому упасть — нечего делать. (18) Я сам чуть в эту дыру не свалился... (19) Может, так же шёл человек, зазевался и упал вниз... (20) Кирилл закатил глаза: (21) — Тема, у меня красный диплом, а у тебя синий. (22) 3наешь, почему? (23) Потому что я умный, а ты — нет. (24) И вот тебе умный человек говорит: это бродяга отсыпается после бурной ночи. (25) Пошли отсюда, пока не подцепили какую-нибудь чесотку. (26) Артём неуверенно оглянулся, потом вздохнул и стал спускаться по железной лестнице в шахту. (27) Лежащий ничком мужчина, услышав посторонние звуки, резко вздрогнул, испуганно вскинул бородатое лицо с исцарапанными до крови скулами и что-то нечленораздельно крикнул. (28) — Мужчина, с вами всё нормально? — спросил Артём. (29) Сверху раздался хохот. (30) — Тема, ты ему сделай искусственное дыхание по методу «рот в рот»... (31) — Вы не ушиблись? — громче спросил Артём, морщась от густого запаха пота и закисшей сырости. (32) Бродяга перевалился на бок и, недружелюбно сверля глазами вторгшегося в его жилище чужеземца, стал растирать затёкшие руки. (33) — Аскорбинку ему дай или через пипетку рыбьего жира накапай! —веселился Кирилл. (34) Артём вылез из шахты. (35) Кирилл, взвизгнув, изображая панический страх, отскочил в сторону. (36) — Тема, не приближайся ко мне. (37) Ты теперь биологическое оружие массового поражения... (38) Посмотри на себя! (39) Пугало! (40) Как ты пойдёшь в таком виде диплом получать?! (41) Артём снял пиджак и горько вздохнул: на спине темнели жирные пятна, на локтях, словно присосавшиеся пиявки, висели тяжёлые капли жёлтой краски. (42) — Король трущобных окраин! — насмешливо покачал головой Кирилл, глядя на удручённого друга. (43) — Говорили ему умные люди... (44) ...Когда на сцену под бурные аплодисменты вышел Кирилл, ректор вручил ему красный диплом и, пожимая руку, по-отечески ласково улыбнулся. (45) Потом, не выпуская его руки, повернулся к важному чиновнику из министерства здравоохранения и с гордостью показал на сияющего отличника. (46) Артём, услышав свою фамилию, выскочил на сцену, стесняясь неуничтожимого запаха помойки, торопливо выхватил диплом из рук ректора и, ссутулившись, побежал на своё место. (По Е. Лаптеву)
Виды домашних заданий и способы их проверки
Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.
По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи. Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы ).
Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.
Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.
Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).
По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные. Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.
Способы дифференцирования домашней работы.
По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:
Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.
Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.
Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.
Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.
Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.
Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.
Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.
Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.
Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.
Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.
Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.
Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.
Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.
Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.
Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы ...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.
Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.
Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.
Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке. Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.
Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания - помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.
Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их проверки. Наиболее распространенным является их деление на репродуктивные, конструктивные и творческие, а также устные и письменные. Относительно способов проверки домашней работы, установили, что основными способами являются фронтальная, индивидуальная проверка и взаимопроверка.
Красива берёзка весной. До самой земли свисают её тонкие ветви. Они покрыты пушистыми серёжками. Проклюнулись молодые листики. На ветках блестят капельки росы. Любит народ берёзку, слагает о ней песни и стихи.