СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг-клуб "Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом Е. Осетрова "Икона "Владимирская Богоматерь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для учащихся 11 класса, которые готовятся сдавать государственную итоговую аттестацию по русскому языку в форме изложения с творческим продолжением и нуждаются в образце. Сегодня в центре внимания - текст Е.Осетрова "Икона "Владимирская Богоматерь".

Просмотр содержимого документа
«Тренинг-клуб "Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом Е. Осетрова "Икона "Владимирская Богоматерь"»

Тренинг-клуб «Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом Е.Осетрова «Икона «Владимирская Богоматерь»


Чтобы создать текст на основе предложенного, следует выполнить следующие действия:

1. Прочитайте текст 2-3 раза.

2. Выясните значение непонятных слов в словаре.

3. Работайте с текстом изложения по абзацам, чтобы не упустить и не исказить микротемы текста. Напомню, что в данном тексте необходимо заменить 1-е лицо повествования на 3-е.

4. Используйте приемы сжатия текста.



Оригинал

Текст изложения

Икона «Владимирская Богоматерь»


На вокзале, огромном и холодном, часть стены которого была полуразрушена недавней бомбёжкой, на изрешечённой осколками деревянной скамье сидела женщина с ребенком. Малыш, обвив ручонкой материнскую шею, беспечно спал. Лицо женщины застыло в скорби и печали. Её огромные глаза не замечали суеты. Она смотрела вдаль и думала о чём-то своем.

Икона «Владимирская Богоматерь»

Е.И.Осетров, российский писатель и литературный критик, в сорок первом году стал свидетелем такой картины: на полуразрушенном бомбежкой вокзале сидела женщина с ребенком. Малыш, обвив ручонкой материнскую шею, беспечно спал, а лицо женщины застыло в скорби и печали. Ее огромные глаза не замечали суеты, она смотрела вдаль и думала о своем.

Это было в сорок первом году. На военных дорогах мне довелось видеть всё, что бывает на войне. Но я никогда, наверное, не забуду одинокую женщину с ребенком на вокзале. Она и теперь представляется мне олицетворением скорби фронтовой поры.

На военных дорогах довелось видеть все, что бывает на войне, но никогда он не забывал именно это олицетворение скорби фронтовой поры.

Воспоминания военных лет не случайно посетили меня в ту пору, когда я по шумным улицам, мостам и набережным Москвы шел в Третьяковскую галерею.

Воспоминания военных лет нахлынули на него именно тогда, когда он шел в Третьяковскую галерею.

Вырвавшись из столичной сутолоки, вы попадаете в сравнительно тихий Лаврушинский переулок. В нижних залах Третьяковской галереи вас охватывает состояние ровной задумчивости.


Вырвавшись из столичной сутолоки, он попал в сравнительно тихий Лаврушинский переулок. Здесь его охватило состояние ровной задумчивости.

Третьяковская галерея – бесконечный мир. Каждый в нём может найти то, что ему представляется самым важным и необходимым, отвечающим настроению. Нижний этаж галереи для меня – вечный праздник древнерусского искусства. В двух залах собраны шедевры живописи, что народ создавал столетиями: гениальная рублёвская «Троица», иконы новгородского, владимирского и северного письма, трагически суровые образы Феофана Грека, иконы-исполины, украшавшие иконостасы знаменитых храмов, и миниатюрные иконки, которые путники брали в дорогу.

Третьяковская галерея – бесконечный мир. Каждый в нём может найти то, что ему представляется самым важным и необходимым. Нижний этаж галереи – вечный праздник древнерусского искусства. В двух залах собраны шедевры живописи, что народ создавал столетиями: гениальная рублёвская «Троица», иконы новгородского, владимирского и северного письма, трагически суровые образы Феофана Грека, иконы-исполины, украшавшие иконостасы знаменитых храмов, и миниатюрные иконки, которые путники брали в дорогу.

Присядем на скамью и присмотримся к ликам – скорбным, озаренным надеждой, тревожным, умиротворенным, ликующим.

Он сел на скамью и присмотрелся к ликам — скорбным, озаренным надеждой, тревожным, умиротворенным, ликующим.

Я стою перед иконой «Владимирская Богоматерь»... Встретив её взор, я испытываю чувство, похожее на то, какое я пережил давным-давно, в военную пору, на вокзале. Но не слишком ли далекое сравнение? Что общего между нашей современницей, испытавшей военное лихолетье, и византийской иконой, написанной много столетий назад?

А вот икона «Владимирская Богоматерь»… Встретив её взор, он испытал чувство, похожее на то, какое пережил давным-давно, в военную пору, на вокзале.

Глаза матери полны чувства, которое в Средние века определяли как радость святой печали. Свершится то, что должно. Грядущее неотвратимо. Дитя вырастет и примет мученический конец – пострадает за людей. Мать это знает.

Глаза матери полны чувства святой печали. Свершится то, что должно, ведь грядущее неотвратимо. Дитя вырастет и примет мученический конец — пострадает за людей. Мать это знает.

В испытующем взоре есть и какая-то смутная тайна, и невыразимая словами боль, и влекущая, загадочная сила.

В ее испытующем взоре есть какая-то смутная тайна, и невыразимая боль, и загадочная сила.

В произведении выражено то, что близко людям всех времён и народов. Нет, совсем не случайно, глядя на скорбный лик Богоматери, вспомнил я женщину военных лет, прижимавшую к себе ребёнка, которому грозили, как и всем нам, многие беды.

В произведении выражено то, что близко людям всех времён и народов. Нет, совсем не случайно, вспомнил он женщину военных лет, прижимавшую к себе ребёнка, которому грозили, как и всем нам, многие беды.

Приблизимся к древнему творению и останемся с ним наедине.

Сын, сидящий на правой руке, прижался округлым личиком к материнской щеке, и его детские глаза устремлены к Марии. Тонкие уста матери сомкнуты, но в уголках губ мы ощущаем горечь. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Мария придерживает левой рукой младенца, словно пытаясь робко защитить его от уготовленной ему судьбы.

Он приблизился к древнему творению и замер.

Сын, сидящий на правой руке, прижался личиком к материнской щеке, его детские глаза устремлены к Марии. Тонкие уста матери сомкнуты, но в уголках губ ощущается горечь. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Мария придерживает левой рукой младенца, словно пытаясь робко защитить его от уготовленной ему судьбы.

Можно поручиться, что если вы хоть раз внимательно вглядитесь в это древнейшее произведение искусства, то вы его никогда не забудете, станете стремиться повидать его вновь и вновь. Глаза Марии, весь её облик так запоминаются посетителям галереи, что и спустя десятилетия при мысли о редкостной иконе они испытывают чувство благоговения перед мощью искусства.

Его не покидало ощущение, что, если хоть раз внимательно вглядеться в это древнейшее произведение искусства, оно не забудется никогда. Глаза Марии, весь её облик так запоминаются посетителям галереи, что и спустя десятилетия при мысли о редкостной иконе они испытывают чувство благоговения перед мощью искусства.

Если бы она могла так же говорить, как она умеет смотреть, её рассказы напомнили бы нам о событиях отечественной истории, и трагических, и печальных, и торжественных...

Если бы она могла так же говорить, как она умеет смотреть, её рассказы напомнили бы о событиях отечественной истории, и трагических, и печальных, и торжественных...

479 слов По Е. Осетрову*

396 слов


4. Прочитайте полученный текст снова.

5. Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.

6. После того как черновик написан, перечитайте его.

7. Подумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, сохранена ли вами композиция изложения? Разделили ли вы текст на абзацы?

8. Исправьте ошибки и недочеты.


Алгоритм работы над творческим заданием к тексту

1. Прочитайте задание.

2. Продумайте свой ответ на задание.

3. Продумайте композицию творческой работы.

4. Проанализируйте выполненное задание, исправьте недочеты.


Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от 3-его лица.

Опишите своё впечатление от посещения художественного или краеведческого музея.



Возможный вариант творческого задания


Летом прошлого года мне посчастливилось оказаться в Феодосии. И здесь впервые я побывал в картинной галерее. Трудно передать то ощущение трепета и восторга, которое я испытал, ведь Феодосийская картинная галерея — один из самых популярных музеев живописи, наибольшее в мире собрание произведений великого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского. Что тянет нас сюда? Наверное, каждому посетителю хочется вдохнуть атмосферу творчества, «заразится ею» и разгадать удивительную тайну гения живописи, поэтому так надолго замираем мы и останавливаемся в отделе, который называется «Мемориальный».

Экспонаты здесь отражают основные этапы жизни и деятельности художника, рассказывают об истории Феодосийской картинной галереи с момента ее организации и до наших дней. Мы видим акварель, изображающую Феодосию тех далеких времен, когда в ней жили родители Айвазовского. Беден и заброшен был тогда этот маленький городок. На стенде представлена фотография дома, в котором родился и жил Айвазовский до той поры, пока не уехал в Петербург, в Академию художеств. Здесь же портреты отца, матери и А.И.Казначеева, который помог ему стать художником. Будучи уже в преклонном возрасте, Айвазовский написал автопортрет, на котором мальчик рисует свой родной город. У него была не только хорошая память, уводившая его в далекое прошлое, но и большое сердце. Он очень любил свой маленький городок и не случайно сказал однажды: «Я мог бы жить в любой части мира, но всему предпочитаю Феодосию.»

Вот большой овальный портрет, на котором Айвазовский изображен за работой в кругу семьи с молодой женой и первой дочерью в колыбели. Здесь же находится картина «Лунная ночь у взморья» («Константинополь»), которая была подарена вдове А.С.Пушкина Наталье Николаевне.

В центре комнаты - два портрета Айвазовского: один написан Крамским, второй — самим художником. Они изображают неутомимого мастера на склоне лет.

Когда экскурсия закончилась, я ещё долгое время находился под приятным впечатлением от увиденного. Посещение картинной галереи помогло мне раскрыть как личность человека-творца, так и истоки его творчества.