1. Прочитайте текст 2-3 раза.
2. Выясните значение непонятных слов в словаре.
3. Работайте с текстом изложения по абзацам, чтобы не упустить и не исказить микротемы текста. Напомню, что в данном тексте необходимо заменить 1-е лицо повествования на 3-е.
4. Используйте приемы сжатия текста.
Оригинал | Текст изложения |
Икона «Владимирская Богоматерь» На вокзале, огромном и холодном, часть стены которого была полуразрушена недавней бомбёжкой, на изрешечённой осколками деревянной скамье сидела женщина с ребенком. Малыш, обвив ручонкой материнскую шею, беспечно спал. Лицо женщины застыло в скорби и печали. Её огромные глаза не замечали суеты. Она смотрела вдаль и думала о чём-то своем. | Икона «Владимирская Богоматерь» Е.И.Осетров, российский писатель и литературный критик, в сорок первом году стал свидетелем такой картины: на полуразрушенном бомбежкой вокзале сидела женщина с ребенком. Малыш, обвив ручонкой материнскую шею, беспечно спал, а лицо женщины застыло в скорби и печали. Ее огромные глаза не замечали суеты, она смотрела вдаль и думала о своем. |
Это было в сорок первом году. На военных дорогах мне довелось видеть всё, что бывает на войне. Но я никогда, наверное, не забуду одинокую женщину с ребенком на вокзале. Она и теперь представляется мне олицетворением скорби фронтовой поры. | На военных дорогах довелось видеть все, что бывает на войне, но никогда он не забывал именно это олицетворение скорби фронтовой поры. |
Воспоминания военных лет не случайно посетили меня в ту пору, когда я по шумным улицам, мостам и набережным Москвы шел в Третьяковскую галерею. | Воспоминания военных лет нахлынули на него именно тогда, когда он шел в Третьяковскую галерею. |
Вырвавшись из столичной сутолоки, вы попадаете в сравнительно тихий Лаврушинский переулок. В нижних залах Третьяковской галереи вас охватывает состояние ровной задумчивости. | Вырвавшись из столичной сутолоки, он попал в сравнительно тихий Лаврушинский переулок. Здесь его охватило состояние ровной задумчивости. |
Третьяковская галерея – бесконечный мир. Каждый в нём может найти то, что ему представляется самым важным и необходимым, отвечающим настроению. Нижний этаж галереи для меня – вечный праздник древнерусского искусства. В двух залах собраны шедевры живописи, что народ создавал столетиями: гениальная рублёвская «Троица», иконы новгородского, владимирского и северного письма, трагически суровые образы Феофана Грека, иконы-исполины, украшавшие иконостасы знаменитых храмов, и миниатюрные иконки, которые путники брали в дорогу. | Третьяковская галерея – бесконечный мир. Каждый в нём может найти то, что ему представляется самым важным и необходимым. Нижний этаж галереи – вечный праздник древнерусского искусства. В двух залах собраны шедевры живописи, что народ создавал столетиями: гениальная рублёвская «Троица», иконы новгородского, владимирского и северного письма, трагически суровые образы Феофана Грека, иконы-исполины, украшавшие иконостасы знаменитых храмов, и миниатюрные иконки, которые путники брали в дорогу. |
Присядем на скамью и присмотримся к ликам – скорбным, озаренным надеждой, тревожным, умиротворенным, ликующим. | Он сел на скамью и присмотрелся к ликам — скорбным, озаренным надеждой, тревожным, умиротворенным, ликующим. |
Я стою перед иконой «Владимирская Богоматерь»... Встретив её взор, я испытываю чувство, похожее на то, какое я пережил давным-давно, в военную пору, на вокзале. Но не слишком ли далекое сравнение? Что общего между нашей современницей, испытавшей военное лихолетье, и византийской иконой, написанной много столетий назад? | А вот икона «Владимирская Богоматерь»… Встретив её взор, он испытал чувство, похожее на то, какое пережил давным-давно, в военную пору, на вокзале. |
Глаза матери полны чувства, которое в Средние века определяли как радость святой печали. Свершится то, что должно. Грядущее неотвратимо. Дитя вырастет и примет мученический конец – пострадает за людей. Мать это знает. | Глаза матери полны чувства святой печали. Свершится то, что должно, ведь грядущее неотвратимо. Дитя вырастет и примет мученический конец — пострадает за людей. Мать это знает. |
В испытующем взоре есть и какая-то смутная тайна, и невыразимая словами боль, и влекущая, загадочная сила. | В ее испытующем взоре есть какая-то смутная тайна, и невыразимая боль, и загадочная сила. |
В произведении выражено то, что близко людям всех времён и народов. Нет, совсем не случайно, глядя на скорбный лик Богоматери, вспомнил я женщину военных лет, прижимавшую к себе ребёнка, которому грозили, как и всем нам, многие беды. | В произведении выражено то, что близко людям всех времён и народов. Нет, совсем не случайно, вспомнил он женщину военных лет, прижимавшую к себе ребёнка, которому грозили, как и всем нам, многие беды. |
Приблизимся к древнему творению и останемся с ним наедине. Сын, сидящий на правой руке, прижался округлым личиком к материнской щеке, и его детские глаза устремлены к Марии. Тонкие уста матери сомкнуты, но в уголках губ мы ощущаем горечь. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Мария придерживает левой рукой младенца, словно пытаясь робко защитить его от уготовленной ему судьбы. | Он приблизился к древнему творению и замер. Сын, сидящий на правой руке, прижался личиком к материнской щеке, его детские глаза устремлены к Марии. Тонкие уста матери сомкнуты, но в уголках губ ощущается горечь. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Мария придерживает левой рукой младенца, словно пытаясь робко защитить его от уготовленной ему судьбы. |
Можно поручиться, что если вы хоть раз внимательно вглядитесь в это древнейшее произведение искусства, то вы его никогда не забудете, станете стремиться повидать его вновь и вновь. Глаза Марии, весь её облик так запоминаются посетителям галереи, что и спустя десятилетия при мысли о редкостной иконе они испытывают чувство благоговения перед мощью искусства. | Его не покидало ощущение, что, если хоть раз внимательно вглядеться в это древнейшее произведение искусства, оно не забудется никогда. Глаза Марии, весь её облик так запоминаются посетителям галереи, что и спустя десятилетия при мысли о редкостной иконе они испытывают чувство благоговения перед мощью искусства. |
Если бы она могла так же говорить, как она умеет смотреть, её рассказы напомнили бы нам о событиях отечественной истории, и трагических, и печальных, и торжественных... | Если бы она могла так же говорить, как она умеет смотреть, её рассказы напомнили бы о событиях отечественной истории, и трагических, и печальных, и торжественных... |
479 слов По Е. Осетрову* | 396 слов |
4. Прочитайте полученный текст снова.
5. Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.
6. После того как черновик написан, перечитайте его.
7. Подумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, сохранена ли вами композиция изложения? Разделили ли вы текст на абзацы?
8. Исправьте ошибки и недочеты.
1. Прочитайте задание.
2. Продумайте свой ответ на задание.
3. Продумайте композицию творческой работы.
4. Проанализируйте выполненное задание, исправьте недочеты.
Летом прошлого года мне посчастливилось оказаться в Феодосии. И здесь впервые я побывал в картинной галерее. Трудно передать то ощущение трепета и восторга, которое я испытал, ведь Феодосийская картинная галерея — один из самых популярных музеев живописи, наибольшее в мире собрание произведений великого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского. Что тянет нас сюда? Наверное, каждому посетителю хочется вдохнуть атмосферу творчества, «заразится ею» и разгадать удивительную тайну гения живописи, поэтому так надолго замираем мы и останавливаемся в отделе, который называется «Мемориальный».
Экспонаты здесь отражают основные этапы жизни и деятельности художника, рассказывают об истории Феодосийской картинной галереи с момента ее организации и до наших дней. Мы видим акварель, изображающую Феодосию тех далеких времен, когда в ней жили родители Айвазовского. Беден и заброшен был тогда этот маленький городок. На стенде представлена фотография дома, в котором родился и жил Айвазовский до той поры, пока не уехал в Петербург, в Академию художеств. Здесь же портреты отца, матери и А.И.Казначеева, который помог ему стать художником. Будучи уже в преклонном возрасте, Айвазовский написал автопортрет, на котором мальчик рисует свой родной город. У него была не только хорошая память, уводившая его в далекое прошлое, но и большое сердце. Он очень любил свой маленький городок и не случайно сказал однажды: «Я мог бы жить в любой части мира, но всему предпочитаю Феодосию.»
Вот большой овальный портрет, на котором Айвазовский изображен за работой в кругу семьи с молодой женой и первой дочерью в колыбели. Здесь же находится картина «Лунная ночь у взморья» («Константинополь»), которая была подарена вдове А.С.Пушкина Наталье Николаевне.
В центре комнаты - два портрета Айвазовского: один написан Крамским, второй — самим художником. Они изображают неутомимого мастера на склоне лет.
Когда экскурсия закончилась, я ещё долгое время находился под приятным впечатлением от увиденного. Посещение картинной галереи помогло мне раскрыть как личность человека-творца, так и истоки его творчества.