Тренинг-клуб «Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом И.Бражнина «Книги, без которых я не могу обойтись»
Чтобы создать текст на основе предложенного, следует выполнить следующие действия:
1. Прочитайте текст 2-3 раза.
2. Выясните значение непонятных слов в словаре.
3. Работайте с текстом изложения по абзацам, чтобы не упустить и не исказить микротемы текста. Напомню, что в данном тексте необходимо заменить 1-е лицо повествования на 3-е.
4. Используйте приемы сжатия текста.
Оригинал | Текст изложения |
Книги, без которых я не могу обойтись Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Само собой разумеется, что чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собой сотню книг, затруднения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен десяткой. И уж невыносимо трудно было бы мне, если бы десятку сократили до трёх-четырёх. А всё-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных? | Книги, без которых я не могу обойтись Если бы книгам угрожал всемирный потоп, по утверждению русского писателя И.Бражнина, он бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Но чем меньше был бы ковчег, тем трудней и печальней было бы автору. Если бы можно было взять с собой сотню книг, затруднения его были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен десяткой. И уж невыносимо трудно было бы, если бы десятку сократили до трёх-четырёх. А всё-таки, какие же книги вошли бы в число заветных? |
Первая книга – это, конечно же, стихи Александра Пушкина. Ничто не имело и не имеет для духовной жизни моей, для жизни в прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришёл ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной – и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моём военном багаже. | Первая книга – это стихи Александра Пушкина. Ничто не имело и не имеет для духовной жизни того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он приходит с колыбели и остается до конца. Он всегда рядом – и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это единственная книга в военном багаже писателя. |
Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. А посему вот хотя бы одно пушкинское стихотворение – то, что мне всех милей и дороже: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. | Стихотворение, которое автору дорого, - «Я вас любил...»: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. |
Я не знаю ничего лучшего в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного, человечного, благородного. Это сама поэзия, само сердце. И то и другое необходимы мне всегда. Без них я жить не могу. | В мировой лирической поэзии нет ничего лучшего, более чистого, ясного, человечного и благородного. Это сама поэзия, само сердце, а без них жить нельзя. |
Вторая книга – это «Война и мир» Льва Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, творившие после Толстого. | Вторая книга – «Война и мир» Льва Толстого. Это произведение глубочайшего проникновения в человеческий материал. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, понимать, раскрывать, любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны почти все писатели, творившие после Толстого. |
Третья книга – это «Мёртвые души» Николая Гоголя. Гоголь – явление чрезвычайное. Мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы «Мёртвых душ» невозможно оспорить. Страшная сказка, рассказанная им, прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого. | Третья книга – это «Мёртвые души» Николая Гоголя. Этот писатель – явление чрезвычайное, потому что никто не писал смелее и доказательнее. Его образы невозможно оспорить. Страшная сказка прекрасна и беспощадна одновременно: другой такой никто придумать и рассказать пока не смог, как не смог быть столь прекрасным и живописным в описании уродливого. |
Четвёртая книга – это стихи Владимира Маяковского. Я не люблю Маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Он слишком много якает. Он бесцеремонен, груб и излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиняться. Но я почёл за благо примириться. Я глубоко благодарен Маяковскому, много потрудившемуся над уничтожением всяческих культов всяческих личностей. Он самый современный из современных писателей. Он современен весь, целиком, с головы до пят: стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, неуравновешенностью, словарём, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец – всегда и во всём. Он первооткрыватель и первопроходчик. Он профессиональный Колумб. Это его призвание и его специальность. Прекрасная и ни с чем не сравнимая специальность. | Четвёртая книга – это стихи Владимира Маяковского. Он не относится к любимым поэтам автора, поэтому ему нелегко решиться взять с собой. Он слишком много якает, бесцеремонен, груб и излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиняться. Но примириться с ним — великое благо. Маяковский много потрудился над уничтожением всяческих культов. Он самый современный, весь, целиком, с головы до пят: стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, неуравновешенностью, словарём, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец – всегда и во всём. Он первооткрыватель и первопроходчик, профессиональный Колумб. Это его призвание и его специальность, прекрасная и ни с чем не сравнимая специальность. |
496 слов По И. Бражнину* | 404 слова |
4. Прочитайте полученный текст снова.
5. Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.
6. После того как черновик написан, перечитайте его.
7. Подумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, сохранена ли вами композиция изложения? Разделили ли вы текст на абзацы?
8. Исправьте ошибки и недочеты.
Алгоритм работы над творческим заданием к тексту
1. Прочитайте задание.
2. Продумайте свой ответ на задание.
3. Продумайте композицию творческой работы.
4. Проанализируйте выполненное задание, исправьте недочеты.
Творческое задание
Напишите подробное изложение, передав содержание текста от 3-его лица.
Расскажите о книге, которая произвела на вас впечатление, оказала влияние на формирование вашей личности.
Возможный вариант творческого задания
Мир книг неисчерпаем, и в этом мире каждого из нас ждут великие открытия, наполняющие жизнь новым смыслом. Бесспорно, книга — источник знаний. Но разве дело только в этом? Книга — источник мудрости и совести, истины и милосердия, гуманизма и доброты, накопленных многими поколениями. Она передает нам такой опыт, который не может быть итогом жизни только одного, даже самого гениального, человека. Очень точно сказал об этом А.И.Герцен: «Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить...»
Если бы мне пришлось выбирать одну-единственную книгу, я снял бы её с заветной полки, где стоят самые любимые. Но какую же выбрать? Конечно, такую, которая отвечала бы на главные вопросы, могла бы стать советчиком и другом. Да, но сегодня главным кажется одно, завтра — другое. Однако есть книги, которые не стареют, а растут и взрослеют вместе с нами, читателями. Они всегда — наши ровесники, и с ними не бывает скучно.
И всё-таки какая она, моя единственная книга? С обложки скромного томика смотрят на меня большие трагические глаза. Лермонтов, «Герой нашего времени». Я часто, перелистывая страницы великого романа, думаю о его противоречивом сложном герое, который то поражает умом, самокритичностью, то привлекает каким-то необъяснимым обаянием, то отталкивает холодностью и эгоизмом, то вызывает глубокое сочувствие: не осуществилось назначение великое, погублены «необъятные» силы, никому не принес счастья этот недюжинный, яркий человек, и сам он глубоко несчастлив.
Лермонтов показывает, как это страшно, - никого не любить, ни с кем не дружить, попусту растрачивать свои душевные силы, не видеть в жизни смысла, не иметь цели.
Проблемы, волновавшие писателя, не могут устареть, и люди всегда будут решать их, каждый для себя по-своему. Поэтому никогда не устареет мятежный Лермонтов.