СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг-клуб «Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом Б. Васильева «Летят мои кони»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для одиннадцатиклассников, которые готовятся сдавать государственную итоговую аттестацию в форме изложения с творческим заданием. В центре внимания - текст Б.Васильева "Летят мои кони".

Просмотр содержимого документа
«Тренинг-клуб «Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом Б. Васильева «Летят мои кони»»

Тренинг-клуб «Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом Б. Васильева «Летят мои кони»


Чтобы создать текст на основе предложенного, следует выполнить следующие действия:

1. Прочитайте текст 2-3 раза.

2. Выясните значение непонятных слов в словаре.

3. Работайте с текстом изложения по абзацам, чтобы не упустить и не исказить микротемы текста. Напомню, что в данном тексте необходимо заменить 1-е лицо повествования на 3-е.

4. Используйте приемы сжатия текста.



Оригинал

Текст изложения

Летят мои кони


Человек создан на столетия, если судить по ни с чем не сравнимой трате сил. Лев, убив антилопу, отдыхает сутки. Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя боками. Каранар — верблюд Едигея, год копил силы, чтобы буйствовать и торжествовать полмесяца. Для человека подобные подвиги – блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

Летят мои кони

Человек создан на столетия, если судить по трате его сил. Лев, убив антилопу, отдыхает сутки. Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе. Каранар — верблюд Едигея, год копил силы, чтобы буйствовать и торжествовать полмесяца. Для человека подобные подвиги – блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. Сумма энергии, заложенной в нём, соотносима с ним, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. Не потому ли они и не подозревают, что жизнь конечна?

Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. Она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы и сутки, пролетевшие, словно мгновения. И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. Для меня сверхзадачей искусства является его способность насыщать человеческую жизнь смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.



Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: они живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в котором может существовать только человек. Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. Она вмещает в себя секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. По утверждению русского писателя Б.Васильева, сверхзадачей искусства является его способность насыщать человеческую жизнь смыслом, учить людей активно существовать во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

Это − о духовности, но и в физической жизни человеку отпущено заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. Зачем? Ведь в природе всё разумно, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. А превышающий потребности запас энергии для чего дан человеку?


Это - о духовности, но и в физической жизни человеку отпущено заведомо больше, чем нужно. Зачем? Ведь в природе всё разумно. А превышающий потребности запас энергии для чего дан человеку?


Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики и решил, что она объясняет всё. И она действительно всё мне тогда объяснила. Кроме человека. А его объяснить не смогла. Именно здесь кончалась логика знания и начиналась многовариантная логика понимания.

Автор задался этим вопросом в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики и решил, что она объясняет всё. И она действительно ему всё тогда объяснила, кроме человека. Именно здесь закончилась логика знания и началась многовариантная логика понимания.

Я тогда этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем человеку столько отпущено.

− Для работы. − Понятно, − сказал я, ничего не поняв.

Он тогда этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и пришлось спросил отца, зачем человеку столько отпущено. Тот ответил, что для работы.

- Понятно, - ответил он, ничего не поняв.

Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − заложено в нем, по утверждению В.Васильева, от природы. Житейски оно ему всегда мешало, ибо он не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: он запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, и уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. Жизнь, он уверен, требует от человека не ответов, а желания искать их.


Я пишу об этом ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. Это стало альфой и омегой моего мировоззрения. И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного труда.

Два слова отца определили для него весь смысл существования, альфу и омегу его мировоззрения. Он стал писателем совсем не потому, что рождён был с блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного труда.

466 слов По Б.Л. Васильеву*

428 слов


4. Прочитайте полученный текст снова.

5. Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.

6. После того как черновик написан, перечитайте его.

7. Подумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, сохранена ли вами композиция изложения? Разделили ли вы текст на абзацы?

8. Исправьте ошибки и недочеты.


Алгоритм работы над творческим заданием к тексту

1. Прочитайте задание.

2. Продумайте свой ответ на задание.

3. Продумайте композицию творческой работы.

4. Проанализируйте выполненное задание, исправьте недочеты.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Поразмышляйте над проблемой «В чем смысл жизни человека?» и выскажите свое согласие/несогласие с позицией автора.

Возможный вариант творческого задания


ВСТУПЛЕНИЕ

В данном тексте писатель Борис Васильев рассуждает о смысле человеческой жизни. Проведя параллель между миром зверей и миром людей, он делает вывод, что человеку отпущен природой такой энергетический ресурс, какой он не может использовать за свою жизнь. Автор считает, что колоссальный запас энергии человеку необходим для работы. Именно в труде, постоянном, целенаправленном, и видит он смысл человеческой жизни. И с этим трудно не согласиться.

ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ

Издавна человек пытался совершить нечто невозможное: полететь к звездам или открыть эликсир молодости, изобрести перпетуум- мобиле или найти философский камень. Человек не сидел сиднем на печи всю свою жизнь, какая-то внутренняя сила толкала его на свершения, на действия, которые могли значительно улучшить жизнь, и не только его, могли бы помочь понять смысл существования.

ТЕЗИС 1

Любуясь картинами великих мастеров, наслаждаясь прекрасной музыкой, читая бессмертные книги, путешествуя по обжитой человеком земле, мы редко думаем о том, что всё это — щедрый дар, полученный нами в наследство от людей, которых мы не знали, чей жизненный путь завершился задолго до нашего рождения.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1

О смысле жизни немногие задумываются в ранней юности, когда неизбежный конец представляется бесконечно далеким, а человеческие возможности — неограниченными. Но вспомним, что поэт Д.Веневитинов ушел из жизни в 22 года, М.Ю.Лермонтов — в 26, Д.И. Писарев — в 28, а гениальная Надя Рушева, оставившая более десяти тысяч прекрасных рисунков, - в 17. Назовем также одного из отцов воздухоплавания Н.И.Кибальчича, великого математика Эвариста Галуа, не доживших и до 30 лет…

МИНИ-ВЫВОД 1

Эти люди бессмертны. Они не только успели подумать, для чего живут, но и реализовали себя в творчестве, в науке, в созидании, хотя ушли из жизни очень рано.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ

Но горькой и одинокой становится участь человека, существующего бесцельно, страшен час, когда приходится подводить итоги.

ТЕЗИС 2

Вспомним «Героя нашего времени». Ночь перед дуэлью.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2

Печорин думает о главном: «...зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал назначения...»

МИНИ-ВЫВОД 2

Да, он жил для себя, любил для себя, никому не принес счастья, ему нечего оставить людям, поэтому в ночь перед дуэлью он трагически одинок. «Лишний человек!» Бессмысленная, бесцельная жизнь!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я уверен, только упорный каждодневный труд (над созданием материальных, духовных ценностей или над самим собой) может сделать человека значимым, в этом и заключается смысл жизни.