СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг-клуб «Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом А. Захлебного «Земля — колыбель человека»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для одиннадцатиклассников, которые готовятся сдавать государственную итоговую аттестацию  по русскому языку в форме изложения с творческим продолжением. В центре внимания - текст А.Захлебного "Земля - колыбель человека" 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг-клуб «Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом А. Захлебного «Земля — колыбель человека»»

Тренинг-клуб «Готовимся к ГИА: изложение с творческим продолжением. Работаем с текстом А. Захлебного «Земля — колыбель человека»


Чтобы создать текст на основе предложенного, следует выполнить следующие действия:

1. Прочитайте текст 2-3 раза.

2. Выясните значение непонятных слов в словаре.

3. Работайте с текстом изложения по абзацам, чтобы не упустить и не исказить микротемы текста.

4. Используйте приемы сжатия текста.

Исключение

  • Исключение повторов;

  • одного или нескольких синонимов;

  • уточняющих и поясняющих конструкций;

  • фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

  • одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.


Земля — колыбель человека


Оригинал

Текст изложения

Земля, какая она?

Земля рождает прозрачные ручьи и потоки. Миллионы стеблей и колосьев. Носит на себе океаны. Облака и их тени. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в небеса, быстроногое зверье по всем лесам. Качает на себе города, железные и бетонные башни. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет.

Земля, какая она?

Наша планета рождает прозрачные ручьи и потоки, миллионы стеблей и колосьев, носит на себе океаны, облака и их тени, раскрывает жерла дымных вулканов, пускает птиц в небеса, быстроногое зверье по всем лесам, качает на себе города, железные и бетонные башни, выбрасывает всплески ракет, уносящихся ввысь.

Земля принимает в себя все дожди, снега и туманы, мохнатые семена и гладкие зерна. За каждым среднерусским селом дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников русской земли.

Она принимает в себя все дожди, снега и туманы, мохнатые семена и гладкие зерна. За каждым среднерусским селом дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников русской земли.

Все говорят: земля, а каждый видит и понимает своё.

Для космонавта среди звезд и созвездий — она планета. Для моряка — она берег. Для геолога — твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ. Для солдата — она образ Родины, её просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его. Для хлебопашца земля — это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которой ждет плодородного хлебного дара. Так что же она, Земля?

Все говорят о земле, но каждый видит и воспринимает ее

по-своему.

Для космонавта среди звезд и созвездий — она планета, для моряка — берег, для геолога — твердь, для солдата — она образ Родины, ценность, которую он защищает, сила, которая его питает. Для земледельца— это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которой ждет плодородного хлебного дара.

Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом вёсен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Ему хотелось заглянуть, что же там, зарёй, за соседним лесом и лугом. И он собирался в путь, отправлялся на новые земли — за тридевять известных, в тридесятую, неведомую. Стоял на краю земли, седой, постаревший в странствии. Человек уносил за три моря в котомке горстку родной земли. И потом чужие люди ее высыпали ему в изголовье. Невидящие, уснувшие навеки глаза наполнялись родной землей.

Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом вёсен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Ему хотелось заглянуть, что же там, за зарёй, соседним лесом и лугом. А когда он собирался в путь, уносил за три моря в котомке горстку родной земли. И потом чужие люди ее высыпали ему в изголовье, а уснувшие навеки глаза наполнялись родной землей.

Человек стремится к земле, открывая ее, давая ей имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее как за высшую святыню и ценность.

Человек стремится к земле, открывает ее, дает ей имена и названия, одушевляет, бьется за нее как за высшую святыню и ценность.

Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. В своем «триумфальном» шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории.

Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу, а люди в своем «триумфальном» шествии часто оставляют после себя территории, непригодные для жилья и хозяйствования.

Сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с землёй. На наших глазах происходят могучие людские деяния, направленные на овладение землей.

Сегодня особо остро стоит проблема взаимодействия человека с землёй, на наших глазах происходят могучие деяния, направленные на овладение землей.

Земля умирает, если её убивать. Земля оживает, если её возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки. Беря от неё, давать ей. Нанося раны, лечить. Превращать терриконы в шумящие лесом горы. Карьеры — в рощи с чистыми ручьями. Цивилизация не означает вечного конфликта с землей.

Земля умирает, если её убивают, и оживает, если возрождают. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки, а это значит, не только брать, но и отдавать, лечить, превращать терриконы в шумящие лесом горы, а карьеры — в рощи с чистыми ручьями. Цивилизация не означает вечного конфликта с землей.

Горожане, отошедшие от земли и природы, словно прозревая, начинают искать природу. Слышат то, чего не слышали прежде: шум ливня, свист ветра в деревьях, крик кукушек, журчание ручья. Видят то, что не видели прежде: форму трав и листвы, орнамент на крыле бабочки, блестки слюды в придорожном камне, восход луны и солнца, чистый блеск звезд. Ловят ароматы ржаных полей, талых сугробов, прелых, сбитых ливнями листьев.

Жители города, которые отошли от неё, словно прозревая, начинают искать природу, слышать то, чего не слышали прежде, и видеть то, чего не видели раньше.


Люди идут к земле, вооружённые новым восприятием, опытом прежних горьких ошибок, тонким пониманием себя и природы. Куда бы ни полетел человек, он всегда будет с нею, с праматерью, его породившей, со своей колыбелью — любимой навеки землей.

Люди идут к земле, вооружённые новым восприятием, опытом прежних горьких ошибок, тонким пониманием себя и природы. Куда бы ни полетел человек, он всегда будет с нею, со своей колыбелью — любимой навеки землей.

442 слова * По А. Захлебному

(355 слов)


4. Прочитайте полученный текст снова.

5. Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.

6. После того как черновик написан, перечитайте его.

7. Подумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, сохранена ли вами композиция изложения? Разделили ли вы текст на абзацы?

8. Исправьте ошибки и недочеты.


Алгоритм работы над творческим заданием к тексту

1. Прочитайте задание.

2. Продумайте свой ответ на задание.

3. Продумайте композицию творческой работы.

4. Проанализируйте выполненное задание, исправьте недочеты.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Продолжите изложение своим комментарием к высказыванию М.Ганди: «Земля дает достаточно для всех человеческих нужд, но не достаточно для человеческой алчности».


Возможный вариант творческого задания


ВСТУПЛЕНИЕ

Однажды индийский философ Махатма Ганди сказал: «Земля дает достаточно для всех человеческих нужд, но не достаточно для человеческой алчности». В этом высказывании заключен глубокий смысл.

ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ

Одним из главных пороков человека всегда считалась жадность - бесконечное желание получить как можно больше, алчность же приводит к тому, что люди начинают потреблять безмерно, забывая об окружающем мире.

ТЕЗИС 1

Вспомним роман Ч.Айтматова «Плаха».

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1

Преступное браконьерство возведено в ранг государственной политики, так как отстрел сайгаков ведется для выполнения плана мясосдачи: «требование момента — хоть из-под земли, но дать план». И вот вертолеты гонят сайгаков туда, где их поджидают охотники, а вернее, расстрельщики. «На вездеходах- «уазиках» погнали животных дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы — бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай. Сцена страшная, вызывающая содрогание. После этой трагедии на уничтожение обречена и естественная среда обитания волков, что и предопределяет у Айтматова страшное завершение единоборства синеглазой Акбары с человеком. Убив волчицу, несчастный Бостон убивает и своего сына, и для него наступает конец света.

МИНИ-ВЫВОД 1

Роман Ч.Айтматова - крик, отчаянный призыв, обращенный к каждому: одуматься, осознать свою ответственность за все, что так предельно обострилось и сгустилось в мире. Землю надо спасать: угроза ядерной и экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ

С другой стороны, философ утверждает, что Земля дает достаточно для человеческих нужд. С этим трудно не согласиться. Людям хватает места на земле. Сейчас у нас достаточно воздуха, воды и природных ресурсов, а значит, Земля дает нам все необходимое.

ТЕЗИС 2

Проблема ответственного отношения к природе — одна из главных проблем русской классической литературы, в которой природа всегда очеловечена, наделена чувствами, душой; она ранима и терпелива, кротка и величественна. Такова природа в изображении М.М.Пришвина. Его перу принадлежит немало произведений, и все они посвящены природе.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2

В сказке-были «Кладовая солнца» автор высказал свои сокровенные мысли о взаимоотношении человека и природы. По мнению писателя, если человек действительно духовно силен, то он не позволит себе пренебрежительного высокомерного отношения к природе: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

МИНИ-ВЫВОД 2

Только в гармонии с природой, которая является следствием ответственного отношения к ней человека, каждый из нас способен постичь смысл жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Махатма Ганди высказал главную проблему человечества. Чтобы решить её, мы должны с любовью относиться к нашему общему дому — Земле.