1. Прочитайте текст 2-3 раза.
2. Выясните значение непонятных слов в словаре.
3. Работайте с текстом изложения по абзацам, чтобы не упустить и не исказить микротемы текста.
4. Используйте приемы сжатия текста.
Оригинал | Текст изложения |
Земля, какая она? Земля рождает прозрачные ручьи и потоки. Миллионы стеблей и колосьев. Носит на себе океаны. Облака и их тени. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в небеса, быстроногое зверье по всем лесам. Качает на себе города, железные и бетонные башни. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет. | Земля, какая она? Наша планета рождает прозрачные ручьи и потоки, миллионы стеблей и колосьев, носит на себе океаны, облака и их тени, раскрывает жерла дымных вулканов, пускает птиц в небеса, быстроногое зверье по всем лесам, качает на себе города, железные и бетонные башни, выбрасывает всплески ракет, уносящихся ввысь. |
Земля принимает в себя все дожди, снега и туманы, мохнатые семена и гладкие зерна. За каждым среднерусским селом дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников русской земли. | Она принимает в себя все дожди, снега и туманы, мохнатые семена и гладкие зерна. За каждым среднерусским селом дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников русской земли. |
Все говорят: земля, а каждый видит и понимает своё. Для космонавта среди звезд и созвездий — она планета. Для моряка — она берег. Для геолога — твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ. Для солдата — она образ Родины, её просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его. Для хлебопашца земля — это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которой ждет плодородного хлебного дара. Так что же она, Земля? | Все говорят о земле, но каждый видит и воспринимает ее по-своему. Для космонавта среди звезд и созвездий — она планета, для моряка — берег, для геолога — твердь, для солдата — она образ Родины, ценность, которую он защищает, сила, которая его питает. Для земледельца— это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которой ждет плодородного хлебного дара. |
Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом вёсен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Ему хотелось заглянуть, что же там, зарёй, за соседним лесом и лугом. И он собирался в путь, отправлялся на новые земли — за тридевять известных, в тридесятую, неведомую. Стоял на краю земли, седой, постаревший в странствии. Человек уносил за три моря в котомке горстку родной земли. И потом чужие люди ее высыпали ему в изголовье. Невидящие, уснувшие навеки глаза наполнялись родной землей. | Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом вёсен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Ему хотелось заглянуть, что же там, за зарёй, соседним лесом и лугом. А когда он собирался в путь, уносил за три моря в котомке горстку родной земли. И потом чужие люди ее высыпали ему в изголовье, а уснувшие навеки глаза наполнялись родной землей. |
Человек стремится к земле, открывая ее, давая ей имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее как за высшую святыню и ценность. | Человек стремится к земле, открывает ее, дает ей имена и названия, одушевляет, бьется за нее как за высшую святыню и ценность. |
Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. В своем «триумфальном» шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории. | Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу, а люди в своем «триумфальном» шествии часто оставляют после себя территории, непригодные для жилья и хозяйствования. |
Сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с землёй. На наших глазах происходят могучие людские деяния, направленные на овладение землей. | Сегодня особо остро стоит проблема взаимодействия человека с землёй, на наших глазах происходят могучие деяния, направленные на овладение землей. |
Земля умирает, если её убивать. Земля оживает, если её возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки. Беря от неё, давать ей. Нанося раны, лечить. Превращать терриконы в шумящие лесом горы. Карьеры — в рощи с чистыми ручьями. Цивилизация не означает вечного конфликта с землей. | Земля умирает, если её убивают, и оживает, если возрождают. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки, а это значит, не только брать, но и отдавать, лечить, превращать терриконы в шумящие лесом горы, а карьеры — в рощи с чистыми ручьями. Цивилизация не означает вечного конфликта с землей. |
Горожане, отошедшие от земли и природы, словно прозревая, начинают искать природу. Слышат то, чего не слышали прежде: шум ливня, свист ветра в деревьях, крик кукушек, журчание ручья. Видят то, что не видели прежде: форму трав и листвы, орнамент на крыле бабочки, блестки слюды в придорожном камне, восход луны и солнца, чистый блеск звезд. Ловят ароматы ржаных полей, талых сугробов, прелых, сбитых ливнями листьев. | Жители города, которые отошли от неё, словно прозревая, начинают искать природу, слышать то, чего не слышали прежде, и видеть то, чего не видели раньше. |
Люди идут к земле, вооружённые новым восприятием, опытом прежних горьких ошибок, тонким пониманием себя и природы. Куда бы ни полетел человек, он всегда будет с нею, с праматерью, его породившей, со своей колыбелью — любимой навеки землей. | Люди идут к земле, вооружённые новым восприятием, опытом прежних горьких ошибок, тонким пониманием себя и природы. Куда бы ни полетел человек, он всегда будет с нею, со своей колыбелью — любимой навеки землей. |
442 слова * По А. Захлебному | (355 слов) |
4. Прочитайте полученный текст снова.
5. Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.
6. После того как черновик написан, перечитайте его.
7. Подумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, сохранена ли вами композиция изложения? Разделили ли вы текст на абзацы?
8. Исправьте ошибки и недочеты.
1. Прочитайте задание.
2. Продумайте свой ответ на задание.
3. Продумайте композицию творческой работы.
4. Проанализируйте выполненное задание, исправьте недочеты.
ВСТУПЛЕНИЕ | Однажды индийский философ Махатма Ганди сказал: «Земля дает достаточно для всех человеческих нужд, но не достаточно для человеческой алчности». В этом высказывании заключен глубокий смысл. |
ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ | Одним из главных пороков человека всегда считалась жадность - бесконечное желание получить как можно больше, алчность же приводит к тому, что люди начинают потреблять безмерно, забывая об окружающем мире. |
ТЕЗИС 1 | Вспомним роман Ч.Айтматова «Плаха». |
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1 | Преступное браконьерство возведено в ранг государственной политики, так как отстрел сайгаков ведется для выполнения плана мясосдачи: «требование момента — хоть из-под земли, но дать план». И вот вертолеты гонят сайгаков туда, где их поджидают охотники, а вернее, расстрельщики. «На вездеходах- «уазиках» погнали животных дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы — бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай. Сцена страшная, вызывающая содрогание. После этой трагедии на уничтожение обречена и естественная среда обитания волков, что и предопределяет у Айтматова страшное завершение единоборства синеглазой Акбары с человеком. Убив волчицу, несчастный Бостон убивает и своего сына, и для него наступает конец света. |
МИНИ-ВЫВОД 1 | Роман Ч.Айтматова - крик, отчаянный призыв, обращенный к каждому: одуматься, осознать свою ответственность за все, что так предельно обострилось и сгустилось в мире. Землю надо спасать: угроза ядерной и экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия. |
ВТОРОЙ АРГУМЕНТ | С другой стороны, философ утверждает, что Земля дает достаточно для человеческих нужд. С этим трудно не согласиться. Людям хватает места на земле. Сейчас у нас достаточно воздуха, воды и природных ресурсов, а значит, Земля дает нам все необходимое. |
ТЕЗИС 2 | Проблема ответственного отношения к природе — одна из главных проблем русской классической литературы, в которой природа всегда очеловечена, наделена чувствами, душой; она ранима и терпелива, кротка и величественна. Такова природа в изображении М.М.Пришвина. Его перу принадлежит немало произведений, и все они посвящены природе. |
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2 | В сказке-были «Кладовая солнца» автор высказал свои сокровенные мысли о взаимоотношении человека и природы. По мнению писателя, если человек действительно духовно силен, то он не позволит себе пренебрежительного высокомерного отношения к природе: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». |
МИНИ-ВЫВОД 2 | Только в гармонии с природой, которая является следствием ответственного отношения к ней человека, каждый из нас способен постичь смысл жизни. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Махатма Ганди высказал главную проблему человечества. Чтобы решить её, мы должны с любовью относиться к нашему общему дому — Земле. |