СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг-консультация как эффективный прием формирования предметных и метапредметных результатов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прием тренинг-консультаций особенно эффективен при исследовательском приеме на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг-консультация как эффективный прием формирования предметных и метапредметных результатов»

Тренинг-консультация как эффективный прием формирования предметных и метапредметных результатов Учитель русского языка и литературы г. Дзержинска Нижегородской области Макарычева Елена Николаевна

Тренинг-консультация как эффективный прием формирования предметных и метапредметных результатов

Учитель русского языка

и литературы г. Дзержинска

Нижегородской области

Макарычева Елена Николаевна

Формирование базовых компетенций Информационная Организационная Коммуникативная Образовательная

Формирование базовых компетенций

Информационная

Организационная

Коммуникативная

Образовательная

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Личностные Метапредметные Предметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций»

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Результаты образования

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие «компетентности к обновлению компетенций»

 Предметные результаты образовательной деятельности  Выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

Предметные результаты образовательной деятельности

Выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

Метапредметные результаты  Освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

Освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

  • " Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
  • Метапредметность в изучении русского языка неразрывно связана с таким его свойством, как метасистемность : язык, в том числе русский , является фундаментальной универсальной системой, которая может быть использована для описания других систем.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ – общий для всех образовательных предметов, универсальный, касающийся различных сфер деятельности.

Оценка результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Оценка результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

  • Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Тренинг-консультация как эффективный прием формирования предметных и метапредметных результатов Тренинг-консультация  - форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий.

Тренинг-консультация как эффективный прием формирования предметных и метапредметных результатов

  • Тренинг-консультация - форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала.
  • Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий.
Результаты Результатом проведения уроков-тренингов является усилением коммуникативного аспекта в обучении,повышение уровня абстрактного мышления, логического мышления учащихся. Процесс закрепления, повторения,обобщения знаний становится более творческим,осознанным.Таким образом,тренинг-консультация является эффективным приемом формирования предметных и метапредметных результатов.

Результаты

  • Результатом проведения уроков-тренингов является усилением коммуникативного аспекта в обучении,повышение уровня абстрактного мышления, логического мышления учащихся. Процесс закрепления, повторения,обобщения знаний становится более творческим,осознанным.Таким образом,тренинг-консультация является эффективным приемом формирования предметных и метапредметных результатов.
Задания уроков-тренингов Простые : сравнение, классификация, выделение общих признаков, анализ; Конвергентное мышление Сложные –теоретическое обобщение, абстрагирование, синтез Дивергентное мышление

Задания уроков-тренингов

  • Простые : сравнение, классификация, выделение общих признаков, анализ;
  • Конвергентное мышление
  • Сложные –теоретическое обобщение, абстрагирование, синтез

Дивергентное мышление

 «Пунктуация в сложных синтаксических конструкциях с сочинением и подчинением» ЦЕЛЬ : углубление понятия о ССК, совершенствование навыка постановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях

«Пунктуация в сложных синтаксических конструкциях с сочинением и подчинением»

  • ЦЕЛЬ : углубление понятия о ССК, совершенствование навыка постановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях
Задачи урока: Обучающие : Закрепить полученные знания о ССК с сочинением и подчинением; Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в ССК с сочинением и подчинением. Развивающие : Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; Развивать навыки исследовательской деятельности Воспитательные : Содействовать формированию мировоззренческих понятий.

Задачи урока:

  • Обучающие :
  • Закрепить полученные знания о ССК с сочинением и подчинением;
  • Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в ССК с сочинением и подчинением.
  • Развивающие :
  • Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  • Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • Развивать навыки исследовательской деятельности
  • Воспитательные :
  • Содействовать формированию мировоззренческих понятий.
Метапредметные результаты Формируются следующие метапредметные результаты: Управление своей деятельность; Контроль и коррекция; Инициативность и самостоятельность; Речевая деятельность; Работа с информацией; Выполнение логических операция сравнения, анализа, обобщения, классификации Установление аналогий Подведение к формулировке понятия Формирование российской идентичности

Метапредметные результаты

  • Формируются следующие метапредметные результаты:
  • Управление своей деятельность;
  • Контроль и коррекция;
  • Инициативность и самостоятельность;
  • Речевая деятельность;
  • Работа с информацией;
  • Выполнение логических операция сравнения, анализа, обобщения, классификации
  • Установление аналогий
  • Подведение к формулировке понятия
  • Формирование российской идентичности
Актуализация знаний Прочитайте предложения, сопоставьте их, расставьте знаки препинания: 1. С весел капали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. С весел капали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 2. Меня не тянула улица если на ней было тихо но когда я слышал веселый ребячий гам убегал со двора. Меня не тянула улица если на ней было тихо но когда я слышал веселый ребячий гам убегал со двора , , , , _ , то _ , , , то , , , ,

Актуализация знаний

  • Прочитайте предложения, сопоставьте их, расставьте знаки препинания:
  • 1. С весел капали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
  • С весел капали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
  • 2. Меня не тянула улица если на ней было тихо но когда я слышал веселый ребячий гам убегал со двора.
  • Меня не тянула улица если на ней было тихо но когда я слышал веселый ребячий гам убегал со двора

,

,

,

,

_

,

то

_

,

,

,

то

,

,

,

,

Какими пунктуационными правилами вы руководствовались при постановке знаков препинания в этих конструкциях?  [ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ]  [ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ] Вывод : в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза ТО , ТАК или союза НО , _ вторая часть п. союза
  • Какими пунктуационными правилами вы руководствовались при постановке знаков препинания в этих конструкциях?
  • [ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ]

  • [ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ]

Вывод : в смежных предложениях между

сочинительными и подчинительными союзами

запятая ставится тогда, когда после придаточного

нет второй части двойного союза ТО , ТАК или союза

НО

,

_

вторая часть п. союза

Тренинг Объяснить наличие или отсутствие запятой на стыке сочинительного и подчинительного союзов: 1. Путник резко осадил лошадь, спешился, распахнул дверь, неуклюже протиснулся, но едва  переступил порог, застыл в явном замешательстве. 2. Полк двигался походной колонной, и когда колонна вышла из леса, боевое охранение уже скрылось в селе за крайними хатами. 3. Солнце медленно сползает с неба на край степи, и когда оно почти коснется земли, то становится багровым. , , _

Тренинг

  • Объяснить наличие или отсутствие запятой на стыке сочинительного и подчинительного союзов:
  • 1. Путник резко осадил лошадь, спешился, распахнул дверь, неуклюже протиснулся, но едва переступил порог, застыл в явном замешательстве.
  • 2. Полк двигался походной колонной, и когда колонна вышла из леса, боевое охранение уже скрылось в селе за крайними хатами.
  • 3. Солнце медленно сползает с неба на край степи, и когда оно почти коснется земли, то становится багровым.

,

,

_

, 4. Закат погас, и когда они подходили к стану, уже стыл над темными горбатыми полями ущербный месяц. 5. Потом дед повел его на пасеку, и хоть на лице была сетка, а рукава завязаны, Костя на всякий случай вжал голову в плечи. 6. День был ясный, тихий и морозный, и хотя юноша шел быстрой походкой, однако сильно озяб и рад был, завидя дом. 7. Костя держал в руках сапоги, и хотя иногда сбивал ноги о камни, но уже почти не чувствовал боли. , _ _

,

  • 4. Закат погас, и когда они подходили к стану, уже стыл над темными горбатыми полями ущербный месяц.
  • 5. Потом дед повел его на пасеку, и хоть на лице была сетка, а рукава завязаны, Костя на всякий случай вжал голову в плечи.
  • 6. День был ясный, тихий и морозный, и хотя юноша шел быстрой походкой, однако сильно озяб и рад был, завидя дом.
  • 7. Костя держал в руках сапоги, и хотя иногда сбивал ноги о камни, но уже почти не чувствовал боли.

,

_

_

Есть ли основание не ставить запятую на месте подчеркивания? Аргументируйте свою точку зрения.  1. Солнце медленно сползает с неба на край степи, и когда оно почти коснется земли, то становится багровым. 2. Ты всегда хороша несравненно, но когда я уныл и угрюм, оживляется так вдохновенно твой веселый, насмешливый ум. 3. Она (туча), плоская и неподвижная, и хотя в нее поступают все новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается.
  • Есть ли основание не ставить запятую на месте подчеркивания? Аргументируйте свою точку зрения.
  • 1. Солнце медленно сползает с неба на край степи, и когда оно почти коснется земли, то становится багровым.
  • 2. Ты всегда хороша несравненно, но когда я уныл и угрюм, оживляется так вдохновенно твой веселый, насмешливый ум.
  • 3. Она (туча), плоская и неподвижная, и хотя в нее поступают все новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается.
Постановка запятой при стечении сочинительного и подчинительного союзов [ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ] [ ] , с. союз ( п. союз ) , вторая часть п. союза [ ]  , _ (Практическая работа по карточкам проводится в группах: тренинг – консультация.)

Постановка запятой

при стечении сочинительного

и подчинительного союзов

[ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ]

[ ] , с. союз ( п. союз ) , вторая часть п. союза [ ]

,

_

(Практическая работа по карточкам проводится в группах: тренинг – консультация.)

II. Объяснить наличие или отсутствие запятой перед сочинительным союзом И: 1. Старик угрюмо замолчал и, (когда я лег спать), долго ворочался и вздыхал . 2. Полная луна  плыла по ясному безоблачному небу, и , (по мере того как свет месяца становился ярче), наши тени  делались короче и чернее . _ _ Вывод: В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые замолчал, ворочался, вздыхал, поэтому перед союзом И запятая не ставится.  Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного, поэтому перед союзом И запятая ставится.
  • II. Объяснить наличие или отсутствие запятой перед сочинительным союзом И:
  • 1. Старик угрюмо замолчал и, (когда я лег спать), долго ворочался и вздыхал .
  • 2. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу, и , (по мере того как свет месяца становился ярче), наши тени делались короче и чернее .

_

_

Вывод:

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые замолчал, ворочался, вздыхал, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного, поэтому перед союзом И запятая ставится.

Тренинг 1. Метель  продолжалась еще два дня и (хотя пора было перейти на другой берег реки) из-за подъема воды и быстроты течения осуществить переправу не представлялось возможным . 2. Мальчик долго сидел неподвижно и (когда усталость начала особенно одолевать) привязал себя к опоре прожектора. 3. Разведчик  спал у поваленного дерева и (когда по приказу майора его стали будить) в полусне дважды лягнул ногой воздух.

Тренинг

  • 1. Метель продолжалась еще два дня и (хотя пора было перейти на другой берег реки) из-за подъема воды и быстроты течения осуществить переправу не представлялось возможным .
  • 2. Мальчик долго сидел неподвижно и (когда усталость начала особенно одолевать) привязал себя к опоре прожектора.
  • 3. Разведчик спал у поваленного дерева и (когда по приказу майора его стали будить) в полусне дважды лягнул ногой воздух.
4. Поздней осенью очень быстро темнело и (когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом) треск ветвей стал особенно слышен . 5. Лена с удовольствием приняла на себя роль хозяйки и (поскольку холодильник теперь ломился от продуктов) с радостью копошилась на кухне.  Вывод: Если союз И соединяет однородные сказуемые, то запятая перед ним не ставится. Запятая перед союзом И ставится в том случае, если союз И соединяет простые предложения. (Практическая работа по карточкам проводится в группах: тренинг – консультация.)
  • 4. Поздней осенью очень быстро темнело и (когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом) треск ветвей стал особенно слышен .
  • 5. Лена с удовольствием приняла на себя роль хозяйки и (поскольку холодильник теперь ломился от продуктов) с радостью копошилась на кухне.

Вывод: Если союз И соединяет однородные сказуемые, то запятая перед ним не ставится.

  • Запятая перед союзом И ставится в том случае, если союз И соединяет простые предложения.
  • (Практическая работа по карточкам проводится в группах: тренинг – консультация.)
Составление алгоритма 1. Выяснить, что соединяет сочинительный союз И : Части сложносочиненного предложения ( ставьте запятую перед союзом) или однородные сказуемые ( не ставьте запятую перед союзом). 2. Если после придаточного предложения нет второй части союза то, так или но , то между сочинительным и подчинительным союзами ставьте запятую .

Составление алгоритма

  • 1. Выяснить, что соединяет сочинительный союз И :
  • Части сложносочиненного предложения ( ставьте запятую перед союзом) или однородные сказуемые ( не ставьте запятую перед союзом).
  • 2. Если после придаточного предложения нет второй части союза то, так или но , то между сочинительным и подчинительным союзами ставьте запятую .

Подведение итогов Закончите предложение и запишите , расставляя знаки препинания:  Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы то запятая между ними ставится………………………………………. но если ………………

Подведение итогов

  • Закончите предложение и запишите , расставляя знаки препинания:
  • Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы то запятая между ними ставится………………………………………. но если ………………
Актуальность темы Уроки-тренинги позволяют развиваться ученикам в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать, благодаря представленной им свободе для самовыражения.

Актуальность темы

  • Уроки-тренинги позволяют развиваться ученикам в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать, благодаря представленной им свободе для самовыражения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!