СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг лидерских способностей учителя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг лидерских способностей поможет работающему в педклассе преподавателю.

Его задачами являются:

Отслеживание лидерских качеств у будущих педагогов – участников тренинга;

выявление их творческого потенциала; способствование развития коммуникативных качеств;снижение барьеров, препятствующие развитию педагогической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг лидерских способностей учителя»

11 опп

Тема: Тренинг лидерских способностей учителя

Цель тренинга:

Развитие лидерских качеств, выявление творческого потенциала и повышение уровня коммуникации среди будущих педагогов-участников тренинга.

задачи тренинга:

1. Выявление лидерского потенциала: Анализ поведения и реакций участников на различные ситуации, оценка инициативности и способности брать ответственность.

2. Определение творческих возможностей: Проведение упражнений, направленных на раскрытие креативности и нестандартного подхода к решению педагогических задач.

3. Формирование эффективных коммуникационных навыков: Обучение методикам эффективного общения, разрешение конфликтов и работа в команде.

4. Преодоление внутренних барьеров: Работа над страхами, неуверенностью и стереотипами, мешающими профессиональной реализации.

Структура тренинга:

Этап I. Введение и диагностика

Цель этапа — знакомство с участниками, определение целей каждого участника и проведение первичной диагностики личностных особенностей.

Методы: анкетирование, психологические тесты, индивидуальные беседы. Приложени1

Этап II. Лидерство и инициатива

Участникам предлагается ряд заданий, позволяющих проявить инициативу и принять решение в сложных ситуациях. Включены упражнения, направленные на развитие самостоятельности и ответственности. Приложение 2

Пример задания: командная игра, где каждый участник получает роль лидера группы и принимает решения в условиях ограниченного времени.

Этап III. Творческий потенциал

Задания направлены на стимулирование креативности и создание условий для проявления уникальных идей. Участники выполняют творческие проекты индивидуально и в группах.

Пример задания: разработка инновационного урока или мероприятия для школьников.

Этап IV. Коммуникационные навыки

Обучение эффективному общению и взаимодействию между участниками. Проводятся групповые дискуссии, ролевые игры и тренинг общения.

Пример задания: разыгрывание конфликтных ситуаций и поиск оптимальных путей разрешения конфликта.

Этап V. Преодоление барьеров

Работа направлена на снижение страхов и комплексов, мешающих профессиональному росту. Используются техники арт-терапии, медитации и аутотренинга. Приложение 3

Пример задания: визуализация идеального профессионального будущего и составление плана действий для достижения цели.

Итоги тренинга:

Проведение итогового анализа эффективности программы. Каждый участник подводит итоги своей личной траектории роста и разрабатывает индивидуальный план дальнейшего саморазвития.

Заключение:

Тренинг направлен на формирование всесторонне развитых специалистов-педагогов, обладающих высоким уровнем компетенции, творческим мышлением и способностью эффективно решать профессиональные задачи.

Приложени1 Анкета диагностики личностных особенностей учащегося

Уважаемые учащиеся! Эта анкета предназначена для выявления ваших индивидуальных характеристик, склонностей и предпочтений. Ответьте честно и внимательно на поставленные вопросы. Ваши ответы помогут нам лучше понять ваши сильные стороны и предложить подходящие направления развития.

Часть 1. Общительность и отношения с окружающими людьми

1. Как часто вы инициируете общение с новыми знакомыми?

- Часто

- Иногда

- Редко

- Никогда

2. Насколько комфортно вы чувствуете себя в больших компаниях?

- Очень комфортно

- Достаточно комфортно

- Немного некомфортно

- Совсем некомфортно

3. Легко ли вы находите общий язык с разными людьми?

- Да, легко

- Обычно да

- Бывают трудности

- Нет, сложно

4. Любите ли вы выступать перед аудиторией?

- Я обожаю публичные выступления

- Мне приятно иногда выступить

- Чувствую дискомфорт

- Избегаю выступлений

5. Какие чувства вызывает у вас необходимость провести беседу с учителем/родителями?

- Спокойствие и уверенность

- Небольшое волнение

- Значительное беспокойство

- Страх и тревога

Часть 2. Целеустремленность и активность

6. Вы предпочитаете планировать свою деятельность заранее или действовать спонтанно?

- Всегда планирую

- Чаще всего планирую

- Предпочитаю действовать по обстоятельствам

- Полностью зависимо от настроения

7. Что больше характеризует ваше поведение при выполнении учебных заданий?

- Постоянно достигаю высоких результатов

- Стараюсь достичь хороших результатов

- Исполняю работу достаточно удовлетворительно

- Трудности вызывают выполнение многих заданий

8. Вам легче начать новое дело самостоятельно или присоединиться к чужой инициативе?

- Начинать новое люблю сам

- Могу начинать новый проект вместе с кем-то

- Лучше присоединяться к существующей группе

- Ожидаю инициативы со стороны окружающих

9. Способны ли вы длительное время сохранять интерес к одному делу?

- Долго занимаюсь одним делом, доводя его до конца

- Интерес сохраняется надолго, но иногда теряется

- Быстро переключаюсь на другое занятие

- Плохо удерживаю внимание долго

10. Какой аспект учебы мотивирует вас сильнее всего?

- Желание добиться успеха

- Возможность раскрыть таланты

- Хорошее отношение учителей и родителей

- Понимание важности полученных знаний

Часть 3. Самооценка и эмоциональность

11. Оцениваете ли вы себя объективно или склонны переоценивать/занижать свои возможности?

- Объективно оцениваю

- Склонен немного занижать самооценку

- Переоцениваю свои силы

- Сложно определить точно

12. Как вы справляетесь с неудачами?

- Легко принимаю неудачи и делаю выводы

- Размышляю и стараюсь исправить ситуацию

- Тяжело переживаю поражения

- Пытаюсь избегать любых ошибок

13. Есть ли у вас устойчивый круг друзей, или вы чаще меняете компанию?

- Дружба стабильна, поддерживаю старые связи

- Регулярно появляются новые друзья

- Периодически меняются дружеские контакты

- У меня много знакомых, но настоящих друзей мало

14. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств или оно стабильно независимо от окружения?

- Настроение редко меняется

- Иногда испытываю резкие смены настроений

- Во многом определяюсь обстоятельствами вокруг

- Очень сильно реагирую на внешние события

15. Можете ли назвать себя ответственным человеком?

- Абсолютно ответственно отношусь ко всему

- Стремлюсь соблюдать обязательства

- Ответственность проявляю избирательно

- Не считаю себя особо ответственным

Расшифровка анкеты предполагает последовательный анализ каждой её части отдельно, а также обобщённый вывод по общей сумме набранных баллов. Рассмотрим пошагово процесс обработки данных:

Шаг 1. Интерпретация по частям анкеты

Часть 1. Общительность и отношения с окружающими людьми

Для каждого вопроса в первой части выставляется определённое количество баллов согласно следующим критериям:

| Вопрос | Баллы |

|--------|-------------|

| 1 | Часто=3 |

| | Иногда=2 |

| | Редко=1 |

| | Никогда=0 |

|--------- |

| 2 | Очень комфортно=3 |

| | Достаточно комфортно=2 |

| | Немного некомфортно=1 |

| | Совсем некомфортно=0 |

|--------- |

| 3 | Да, легко=3 |

| | Обычно да=2 |

| | Бывают трудности=1 |

| | Нет, сложно=0 |

|--------- |

| 4 | Обожаю публичные выступления=3 |

| | Приятно иногда выступить=2 |

| | Чувствую дискомфорт=1 |

| | Избегаю выступлений=0 |

|--------- |

| 5 | Спокойствие и уверенность=3 |

| | Небольшое волнение=2 |

| | Значительное беспокойство=1 |

| | Страх и тревога=0 |

Итоговая сумма баллов показывает степень общительности и адаптации ребёнка в обществе:

- Более 12 баллов — высокая общительность и адаптация.

- 8—11 баллов — средняя общительность.

- До 7 баллов включительно — недостаточный уровень социализации.

Часть 2. Целеустремлённость и активность

Здесь баллы начисляются аналогично первому блоку вопросов:

| Вопрос | Баллы |

| 6 | Всегда планирую=3 |

| | Чаще всего планирую=2 |

| | Действую по обстоятельствам=1 |

| | Полностью зависимо от настроения=0 |

|--------- |

| 7 | Постоянно высокие результаты=3 |

| | Стараюсь достичь хороших результатов=2 |

| | Исполняю удовлетворительно=1 |

| | Трудности вызывают многие задания=0 |

|--------- |

| 8 | Начинать новое люблю сам=3 |

| | Могу начинать новый проект вместе с кем-то=2 |

| | Лучше присоединяться к существующей группе=1 |

| | Ожидаю инициативы со стороны окружающих=0 |

|--------- |

| 9 | Долго сохраняю интерес=3 |

| | Сохраняю интерес долгое время, но бывает ослабевает=2 |

| | Быстро переключаюсь=1 |

| | Плохо удерживаю внимание=0 |

|--------- |

| 10 | Желание добиться успеха=3 |

| | Возможность раскрыть таланты=2 |

| | Хорошее отношение учителей и родителей=1 |

| | Понимание важности знаний=0 |

Оцениваем сумму баллов:

- Больше 12 баллов — ярко выраженная целеустремлённость и активность.

- 8—11 баллов — умеренный уровень.

- До 7 баллов — низкие показатели.

Часть 3. Самооценка и эмоциональность

Критерии начисления баллов такие же, как и ранее:

| Вопрос | Баллы |

|--------|----------------------|

| 11 | Объективно оцениваю=3 |

| | Занижаю самооценку=2 |

| | Переоцениваю силы=1 |

| | Неопределённо=0 |

|--------- |

| 12 | Легко принимаю неудачи=3 |

| | Размышляю и исправляю=2 |

| | Тяжело переживаю поражение=1 |

| | Избегаю ошибок=0 |

|--------- |

| 13 | Стабильная дружба=3 |

| | Новые друзья регулярно=2 |

| | Меняются дружеские контакты=1 |

| | Мало близких друзей=0 |

|--------- |

| 14 | Настроение стабильно=3 |

| | Резкие перемены настроения=2 |

| | Влияют обстоятельства=1 |

| | Сильно реагирую на внешнюю обстановку=0 |

|--------- |

| 15 | Ответственно отношусь=3 |

| | Соблюдаю обязательства=2 |

| | Проявляю ответственность выборочно=1 |

| | Особо неответственный=0 |

Анализируем суммарные значения:

Более 12 баллов — зрелая самооценка

Приложение 2

Задание 1. Решение проблемной ситуации в классе

Ученик систематически нарушает дисциплину, мешая проведению уроков другим детям. Преподаватель сталкивается с необходимостью принятия решения относительно мер воздействия.

Варианты возможных решений учителя:

- Индивидуальная беседа с учеником для выяснения причины нарушений дисциплины.

- Совместная встреча с родителями ученика для обсуждения стратегии воспитания.

- Применение системы наказаний или поощрений в зависимости от поведения ученика.

- Изменение методики подачи материала, чтобы заинтересовать ученика учебой.

Задача учителя: выбрать оптимальное решение, которое позволит восстановить порядок в классе и способствовать улучшению учебной атмосферы.

Задание 2. Конфликт между учениками

Два ученика постоянно конфликтуют друг с другом, что негативно сказывается на атмосфере класса и успеваемости обоих. Учитель обязан вмешаться и решить проблему.

Возможные шаги преподавателя:

- Отдельные встречи с каждым участником конфликта для понимания сути разногласия.

- Организация совместной работы учеников, чтобы установить сотрудничество и взаимопонимание.

- Проведение классного часа, посвящённого теме толерантности и уважения друг друга.

- Привлечение школьного психолога для консультаций и помощи в разрешении конфликта.

Задача учителя: найти компромиссное решение, позволяющее устранить конфликты и наладить взаимоотношения между школьниками.

Задание 3. Отсутствие мотивации у ученика

Один из учеников теряет интерес к учебе, демонстрируя низкую успеваемость и отсутствие желания заниматься предметом. Перед преподавателем стоит задача повышения заинтересованности и восстановления мотивации.

Предложенные варианты действий:

- Установление доверительного контакта с учеником, выявление причин потери интереса.

- Использование интерактивных методов обучения, привлечение игровых элементов.

- Постановка краткосрочных достижимых целей и последующее поощрение достижений.

- Включение темы, связанной с увлечениями ученика, в учебный материал.

Задача учителя: вернуть ученику желание учиться, пробудить интерес к предмету и повысить его академический успех.

Задание 4. Взаимодействие с родителями

Родители одного из учеников недовольны качеством преподавания предмета, считая его недостаточно глубоким и интересным. Они требуют изменений в подходе к обучению своего ребенка.

Действия учителя:

- Назначение родительского собрания для объяснения методик и целей курса.

- Составление совместного плана улучшения качества образования ученика.

- Информирование родителей о новых формах контроля и домашних заданиях.

- Демонстрация положительных примеров работ ученика.


Задача учителя: убедить родителей в правильности избранного метода обучения и одновременно учесть пожелания семьи, улучшив качество образовательного процесса.

Приложение 3

Арт-терапия является эффективным инструментом, помогающим снять внутренние блоки, страхи и комплексы, улучшая эмоциональное состояние и повышая профессиональный рост учителя. Представляем технику арт-терапевтического сеанса, предназначенную специально для преподавателей.

Техника Арт-Терапии для Учителей: Освобождение от Внутренних Барьеров

Цель:

Создание пространства для выражения чувств, снятия стресса, преодоления страха публичных выступлений и тревожности, связанных с профессией педагога.

Материалы:

- Цветные карандаши, краски, пастель

- Лист бумаги формата А3 или А4

- Мягкая музыка для релаксации (опционально)

- Блокнот для записей рефлексивных наблюдений

Этапы Сеанса:

1. Подготовительный этап («Расслабляющая пауза»)

Время: 5 минут

Инструкция:

- Найдите удобное положение сидя, закройте глаза, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов.

- Позвольте себе ощутить комфорт и спокойствие внутри.

2. Рисование мандалы («Символическое выражение внутреннего состояния»)

Время: 15 минут

Инструкция:

- Нарисуйте на листе бумаге большую круглую форму (мандалу), примерно посередине листа.

- Внутри круга выразите цветом своё внутреннее состояние прямо сейчас: каким бы вы хотели видеть себя в профессии, что мешает этому состоянию?

- Рисуйте свободно, не думая о правилах искусства. Главное — почувствовать и передать эмоцию.

Примечание: Процесс рисования — терапевтический акт освобождения подавленных чувств.

3. Фокусировка на образах («Саморефлексия»)

Время: 10 минут

Инструкция:

- Посмотрите на рисунок и подумайте: какой символизм скрыт в изображении? Какие цвета преобладают и почему именно они?

- Запишите в блокноте любые мысли, идеи, ассоциации, возникающие в процессе наблюдения.

4. Трансформация образов («Осознанное изменение»)

Время: 15 минут

Инструкция:

- Теперь представьте, что можете изменить одну деталь рисунка таким образом, чтобы эта новая форма отражала ваше идеальное профессиональное будущее.

- Добавьте новую фигуру, цвет или элемент в вашу мандалу, символизируя позитивные изменения и освобождение от старых ограничений.

Совет: Этот этап помогает перенести внутреннюю энергию трансформации в реальный мир.

5. Завершение сессии («Интеграция опыта»)

Время: 10 минут

Инструкция:

- Медленно вернитесь к настоящему моменту, откройте глаза.

- Просмотрите созданный вами рисунок, найдите взаимосвязь между первоначальным состоянием и финальным результатом.

- Зафиксируйте полученный опыт словами: напишите небольшой текст-рефлексию о вашем путешествии внутрь себя и путь к изменениям.

Рефлексия:

Завершив сессию, обсудите со специалистом или коллегой свои ощущения, выявите инсайт, полученный в ходе практики. Это поможет закрепить положительный эффект и направить внутренний ресурс на дальнейшее профессиональное развитие.


---

Данная техника способна мягко воздействовать на психоэмоциональное состояние педагога, снижая стресс и устраняя препятствия, сдерживающие профессиональный рост. Регулярное применение таких практик улучшает самочувствие, повышает личную уверенность и усиливает педагогический потенциал.