Тренинг лидерства
Цель: раскрыть личностный потенциал участников тренинга;
формировать представление о лидерстве.
Цель: раскрыть личностный потенциал участников тренинга;
формировать представление о лидерстве.
Выполнила работу с
Шикалова Ольга Павловна
Что такое лидерство?
Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.
Лидер — лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия
Три важнейших составляющих лидерства
- Видение (смысл) – это внутренняя сила, которая побуждает к действию.
- Ценности- убеждения, которые человек рассматривает как важные, которые стабильны во времени и влияют на поведение.
- Доверие - это внутреннее согласие с носителем авторитета и готовность действовать в соответствии с его установками, что означает признание необходимости, правильности и результативности его действий.
Признаки лидера
- высоко активен и инициативен при решении группой основных задач
- способен оказывать влияние на других членов группы
- хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом
- поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе
- обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы
- способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций
Функции лидера
- организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
- выработка и поддержание групповых норм;
- представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
- принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
- установление и поддержание микроклимата группы.
Типы лидерства
- лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует
- лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей
- лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу, без колебаний вступает в борьбу
- лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей
- лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту
Принципы работы группы
Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
- «Искренность и открытость»
Принцип способствует получению и предоставлению другим честной обратной связи, которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии
активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательным
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы
Цель и задачи тренинга
Цели тренинга:
- Раскрытие личностного потенциала участников группы.
- Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.
Задачи тренинга:
- Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.
- Формирование навыков понимания друг друга.
- Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.
- Выявление и развитие представлений о лидерстве.
- Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.
Этапы тренинга
Вступительный
- создание благоприятного психологического пространства
- выработка, принятие усвоения правил работы группы
- налаживание прямой и обратной связи «участник-группа» и «группа-участник»
- прогнозирование ожидаемых результатов
Знакомство. Правила. Разминка. Ожидания. Упражнения на рефлексию. Упражнения на развитие двигательной активности.
До 15 мин. для тренинга продолжительностью 1,5-3 часа.
Этапы тренинга
Основной
- оценка уровня осведомленности по проблематике
- актуализация проблемы и конкретных задач для ее решения
- предоставление информации, усвоение знаний
- формирование умений, навыков, развитие способностей
- подведение итогов по содержанию работы
Интерактивные техники. Упражнения на оценку групповых процессов, состояния развития группы.
Рассчитывается как разница общего времени тренинга и времени, нужного для проведения вступительной и заключительной частей вместе.
Этапы тренинга
Заключительный
- Подведение итогов по процессу работы.
- Оценка полученного опыта. Настройка участников на атмосферу обычной жизни
- Упражнения на рефлексию и восстановление сил участников. Прощание.
До 15 мин. для тренинга продолжительностью 1,5-3 часа.
Тренинг лидерства
Тема развития лидерских качеств школьников в общеобразовательной организации становится все более актуальной в современном мире, так как от этого во многом зависит формирование их личности и активной жизненной позиции.
- Игровой тренинг «Я - лидер»
- Тренинг «Лидер и его команда»
- Тренинг « Лидерство в изменениях. По следам команды Амундсена»
- Тренинг «Развитие лидерства»
- Тренинг «Как стать лидером»
- Игровой цикл «Лидер-организатор»
- Тренинг «Лидер и его качества»
- Тренинг «Наш лидер»
- Тренинг « Школа молодого лидера. Кто такой лидер»
Игровой тренинг «Я - лидер»
“ Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?”
Цель : развитие лидерских качеств участников. Задачи:
- Расширение знаний о лидерстве
- Повышение уровня самосознания
- Развитие рефлексивных способностей
- Формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции
- Развитие навыков эффективного взаимодействия и социального восприятия
- Формирование навыков планирования и организации деятельности.
Вступительный этап «Разминка»
Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.
Материалы: ватман, карандаши (фломастеры), клей, листы А4, ножницы.
Упражнение «Ты и твое имя»
Цели:
развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;
потренироваться в самооценке и самопрезентации.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого игрока.
Время: 15-30 минут.
Ход упражнения
Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.
Пример:
М - мечтать (умею)
И - интеллигентность
X - харизма
А - активная позиция в коммуникации
И - интеллект
Л - любовь к жизни
Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.
Вступительный этап «Разминка»
Упражнение «Аквариум»
Цель: знакомство.
Задачи: зарядить группу энергией.
Время: 15 – 20 мин.
Материалы: ватман, листы А4, ножницы, карандаши (фломастеры), клей.
Ход упражнения
Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15 - 20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.
На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
- Возникали ли у вас затруднения при рассказе?
- Какие чувства вы при этом испытывали?
Вступительный этап «Разминка»
Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения : участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Алёна, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители г. Гатчина, или мы одного роста и т. п.)». Алёна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом, предлагая свой вариант сходства с собой. Игра продолжается до тех пор, пока все участники, группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Комплименты»
Процедура проведения : ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Кирилл, ты очень справедливый человек» или «Татьяна, у тебя очаровательная улыбка». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Основной этап «Лидер ли я?»
Упражнение «Если.., то…»
Цель: выявление лидерских качеств.
Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.
Время: 15-40 минут.
Ход упражнения
Каждый из участников в течение пяти минут должен вспомнить и записать на листе бумаги логическое продолжение формулы "Если .., то...». В данном случае, мы займемся конкретной темой: готовностью к ведению переговоров, наукой убеждать. Поэтому просим участников тренинга сосредоточиться на их опыте и записать наблюдения, которые связаны для них с показателем успешности переговоров, например
- "Если партнер смотрит мне в глаза, я чувствую, что он сосредоточен на моих аргументах"
- "Если при первом рукопожатии я ощущаю энергичную доброжелательность собеседника, я верю в то, что встреча закончится удачно"
- "Если я вошел в комнату для переговоров с правой ноги, то это примета успеха"
- "Если по дороге к клиенту, с которым я должен подписать контракт, мне встречается на улице блондинка, я уверен, что закончу встречу успешной продажей"
Таких примет успеха должно быть у каждого не меньше пяти. Обязательно, чтобы каждый пункт основывался не на неких глобальных представлениях, а на собственном, пусть даже очень субъективном, опыте успеха каждого из членов команды.
Основной этап «Лидер ли я?»
Игра «Лидер это-...»
Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.
Задачи: потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.
Время: 40 мин.
Материалы: листы полуватмана, ножницы, клей, маркеры, карандаши, множество рекламных проспектов, журналов, газет.
Ход игры
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30 - 40 минут они готовят (поодиночке либо в парах) некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.
Тема работы: «Лидер – это» . В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
Когда время на подготовку закончено, музыка микшируется – это знак участникам начать уборку рабочих мест, освобождение комнаты от обрезков и мусора. В это время тренер нумерует полученные от участников анонимные листы и развешивает их. После того как «субботник» завершен и место освобождено для продолжения работы, начинаем «лидерский променад». Все лидеры прогуливаются по комнате, на стенах которой закреплены скотчем рекламные постеры, и делают для себя пометки, кто является, по их мнению, авторами увиденных работ.
Основной этап «Лидер ли я?»
Игра «Лидер это-...»
Завершение
Собираемся вместе и обсуждаем увиденное. Участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе товарищей.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
- Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Как вы считаете кто такой лидер?
В заключение на доске или флип-чарте записываем набор лидерских качеств.
Основной этап «Лидер ли я?»
Тест «Лидер ли я?»
Инструкция к тесту : «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для
вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».
Тестовый материал
1.Что для вас важнее в игре?
А)Победа. Б)Развлечение.
2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А)Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б)Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А)Да. Б)Нет.
4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А)Да. Б)Нет.
5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А)Да. Б)Нет.
6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А)Да. Б)Нет
7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А)Да. Б)Нет.
8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А)Нет. Б)Да.
9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А)Да. Б)Нет.
10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А)Да. Б)Нет.
Основной этап «Лидер ли я?»
Обработка и интерпретация результатов теста:
- Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.
- Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
- Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
- Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
- Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Вопросы для обсуждения:
- Довольны ли вы полученным результатом?
- Узнали ли для себя что – то новое?
Основной этап «Лидер ли я?»
Игра «Стили лидерства»
Цель: обучение разным стилям управления коллективом и анализу практики организатора коллектива, анализу собственной позиции в структуре взаимоотношений. Для этой цели служит игра под названием «Стили лидерства».
Содержание игры
Прожить три стиля управления: демократический, авторитарный, попустительский. Любой из этих стилей носит яркий тип отношений: демократический – коллегиальность принятия решений, соотнесение собственной точки зрения и коллективной, поиск компромисса; авторитарный – единоличное принятие решений, игнорирование других точек зрения; попустительский – формальное руководство, отсутствие контроля.
Основной этап «Лидер ли я?»
Игра «Стили лидерства»
Игру можно проводить в двух вариантах:
1 вариант : Участникам предлагается проиграть эти стили лидерства. Группа делится на три команды (три стиля управления). Каждой команде дается задание подготовить мероприятие определенным способом. Задания должны быть равноценными (дело может быть только одно, основное внимание уделяется именно отношениям). Перед игрой выбирают группу экспертов, которая дает характеристику каждому стилю, следит за следование лидера в игре. Может быть выбрана и группа аналитиков, социологов, цель которой собрать мнение участников. В процессе анализа игры важно обратить внимание на позитивные и негативные стороны определенного стиля лидерства, отметить ситуации, где эти стили имеют место.
2 вариант : участники не в курсе о начале игры. Все три стиля лидерства демонстрируют организаторы, или существующие лидеры группы. Игра должна проводиться небольшой группой в определенный промежуток времени (например, три часа). По истечении этого срока участникам предлагается проанализировать, что им понравилось, кто из лидеров учитывал их мнение, в каком случае был достигнут наилучший результат.
Заключительный этап
Упражнение «Свеча»
Цель: получение обратной связи.
Время: 10 мин.
Материалы: свеча.
Ход упражнения
Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: «Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?».
Значения тренинга
Тренинг
- это интенсивная форма групповой работы, в которой акцент делается не столько на передачу информации, сколько на обретение участниками личного опыта и формирование практических навыков
- это обучающие игры, сочетающие в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций
В самом широком смысле слова тренинг предполагает развитие профессиональных навыков, креативного мышления и интеллектуальных способностей личности, а также организационно-управленческих и коммуникативных связей в группе.
Современная российская молодежь становится одним из самых активных и властных социальных объектов. Уметь решать актуальные проблемы и принимать значимо-ответственные решения, быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели и помочь другим поверить в ее достижимость, обладать наибольшим ценностным потенциалом и быть высоко рейтинговой, авторитетной личностью, управлять собой и влиять на окружающих - быть в лидерах - наша общая задача.
Список использованной литературы
- Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. 384 с.
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с.
- Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. 342 с.
- Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике/ учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. 320 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. 342 с.
- Божович Л. И. О некоторых проблемах и методах изучения личности |школьника // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 1968.
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. М., Астрель, 2000. 234 с. 9. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации// Журнал Народное образование. М., 2000. № 9. С.177-180.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.