СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг на формирование лидерских качеств в 6 классе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг на формирование лидерских качеств в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Тренинг на формирование лидерских качеств в 6 классе»

Тренинг по формированию лидерских качеств подростков.


1. Вступление «Мини-лекция» (5-7 мин.)


Лидерство – доминирование одних членов группы над другими. Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).


Признаки лидеров:

1)высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

2)способен оказывать влияние на других членов группы;

3)хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

4)поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5)обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6)способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.


Функции лидера:

1)организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

2)выработка и поддержание групповых норм;

3)представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4)принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5)установление и поддержание микроклимата группы.


Типы лидерства:

1)лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2)лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3)лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4)лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5)лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.


Качества присущие лидеру:

- Целеустремленность. Для лидера важно понимать свою цель, четко представлять требуемый результат. Если цели у человека нет, то необходимо ее разработать. Цель является важнейшим мотиватором для лидера.

- Ответственность. Умение брать ответственность за события своей жизни (позиция творца).

- Уверенность в себе. Только уверенному человеку доверяют люди.

- Энергетика. Энергия лидера чувствуется в скорости его движений, реакций и решений.

- Активность. Лидер энергичен, а значит активен.

- Имидж или статус. Окружающие видят в лидере его исключительность, а лидер ее всячески подчеркивает.

- Навыки конструктивного общения. Лидеру необходимо получать отклик.

- Любовь к себе. Лидеры любят себя и знают себе цену.


Цели тренинга:

1.Раскрытие личностного потенциала участников группы.

2.Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.


Задачи тренинга:

1.Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.

2.Формирование навыков понимания друг друга.

3.Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.

4.Выявление и развитие представлений о лидерстве.

5.Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.


Ресурсы: доска, маркеры, бумага и ручка для каждого игрока, листы А4, фломастеры, цв. карандаши, ватманы, журналы, буклеты, ножницы, клей и др..


РАЗМИНКА


Знакомство и принятие правил тренинга


«3 слова о себе».

Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.


Упражнение № 4 – «Трям-здравствуйте!».

Каждый участник должен за определенное время (1 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку.


Необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. По завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?» Аплодисменты самым общительным участникам!


Поклониться и пригласить в Тилимилитрямдию, кататься на облаках. Ведущий спрашивает: «У кого самое доброе приглашение? У кого самое бодрое приглашение? С кем больше всего хотелось поехать?»


Упражнение № 4 – «Орехи»????

Каждому в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Затем y каждого по кругу спрашивается, как он

определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и доброе и так далее.



5. Упражнение “Передать одним словом”

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, читаем короткий стишок “уронили мишку на пол”. Угадайте эмоции


Список эмоций.

 Радость.

 Удивление.

 Сожаление.

 Разочарование.

 Подозрительность.

 Грусть.

 Веселье.

 Холодное равнодушие.

 Спокойствие.

 Заинтересованность.

 Уверенность.

 Желание помочь.

 Усталость.

 Волнение.

 Энтузиазм.

 Рефлексия:



Упражнение 3Посидите на стуле так, как сидят

пчела на цветке,

кассир на рабочем месте,

невеста на свадьбе.

Поросенок на кактусе

Торжествующая собака

Побитая собака

Принц Датский

Обезьянка с бананом



Упражнение 4. Изобразите, как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индейский вождь. Девушка на каблуках, жмут туфли, из пакета падают яблоки


ТЕСТ «ВЫ ЛИДЕР?» (15 мин.)

Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в».

1. Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя
чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?

а) встревожитесь;

б) смутитесь;

в) заинтересуетесь.

2. Вы группой разрабатываете сценарий школьного вечера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?

а) ваши хуже;

б) ваши лучше;

в) ваши не хуже, но и необязательно лучше.

3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то
важное другим?

а) вас не слушают;

б) вас слушают, но им «слабо понять»;

в) вас обычно слушают и понимают.

4. Вы затратили не какое-то дело много времени. Но вас
никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили ни­
какой отдачи. Что вы станете делать?

а) будете обескуражены и все забросите;

б) оставите это дело и перейдете к другому;

в) закончите это дело, потому что считаете это нужным.

5. Вам поручили совсем не «лидерское» задание при под­
готовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?

а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера
вы чувствуете себя неудобно;

б) не станете участвовать, если вас не назначат главным;

в) вы не против того, чтобы иной раз быть рядовым уча­стником.

6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытае­тесь сделать?

а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что
вы ни на что не годитесь;

б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;

в) вы извлекаете из неудачи урок, который поможет вам в бу­дущем.

7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то
задания, как вы будете вести дело?

а) предоставите большую часть работы другим;

б) все сделаете сами;

в) распределите отдельные поручения между всеми в со­ответствии с интересами и навыками каждого.

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?

а) неловкость;

б) чувство своего превосходства или неполноценности;

в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас...

а) недовольство собой;

б) гнев;

в) стремление продвинуть дело.

10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут
не так, как вам этого хотелось бы?

а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было
бы, если бы...;

б) обвиняете во всем других;

в) ищите пути для продвижения дела дальше.


Теперь подсчитайте количество ответов «а», «б», «в».


7 или больше «а» означают, что вам, для того чтобы стать хорошим лидером, надо вырабатывать уверенность в себе.

7 или больше «б» показывают, что вам надо научиться больше доверять другим.

7 или больше «в» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и других. Ваше отношение к себе и другим позволяет вам быть хорошим лидером.


Если ваш результат на пригодность к лидерству не такой, как вы рассчитывали, попробуйте выяснить причину.


Вопросы  для обсуждения:

1.Довольны ли вы полученным результатом?

2.Узнали ли для себя что – то новое?




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Упражнение “Всеобщее внимание”

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?



Упражнение № 3 – «Вавилонская башня».

В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?


Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.


Задание четвертое. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка, он тоже может участвовать в расстановки членов семьи. Более никаких установок не дается, вы сами должны решить, кому кем быть и где стоять. После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши. Обсуждение: Кто на ваш взгляд был лидером? По каким критериям вы это определяли? У лидера спросить: как сам оцениваешь - был ли ты лидером? Если был, что тебе помогало? Что мешало? Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Эта игра может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.


Упражнение № 5 – «Без командира».

Ход упражнения:

Ведущий: Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне! Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

 в колонну по росту;

 в два круга;

 в треугольник;

 в шеренгу по росту;

 в четыре колонны с одинаковым количеством участников;

 в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос;

 в живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.


Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему? Кто из вас лидер по натуре? Легко ли вам было отказаться от

руководящего стиля поведения? Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний? Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?





6.Игра «Выборы царя зверей» (45 мин.)

Цель игры: Развитие умения работать в команде.

Задачи: Формирование толерантного, позитивного отношения к лидерам с различными личностными особенностями и стилями работы в группе.

Время:30 - 40 мин.

Материалы: карточки с ролями, листы бумаги, ручки.

Ход игры:

Ведущий: Сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она «Выборы царя зверей».

Вступление: Как-то раз на лесной опушке, собрались все лесные зверушки... стали они обсуждать, кто будет льва заменять? Кто же из других зверей достоин чести сей?

Каждому из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он отличается от других зверей и какие личные качества всех других важней (при каких условиях и ситуациях)?

Ведущий: Итак, нам понадобятся пять желающих на роль кандидатов царя-зверей.

Этап 1. Распределение ролей.

Вышедшие участники вытягивают карточки лидеров претендентов (см. приложение к игре).

В списке кандидатов зарегистрировалось шесть лесных жителей (1 карточка запасная):

1)Лиса – хитра, дипломатична, находчива.

2)Заяц – скромен, застенчив, уступчив.

3)Медведь – силен, прямолинеен, настойчив.

4)Волк – храбр, спокоен, сдержан.

5)Муравей – трудолюбив, умен, умеет работать в команде.

б)Сова – мудра, уравновешенна, нетороплива.

Этап 2.Формирование группы поддержки (5 минут).

Ведущий: Сейчас каждому лидеру по очереди нужно набрать себе команду из оставшихся участников (других лесных жителей).

Этап 3. РR-кампания (10 – 15 минут).

Ведущий: Сейчас каждому лидеру и его группе поддержки необходимо выполнить следующее:

–написать на листочке положительные черты, качества своего лидера в соответствии с выпавшей ролью (если вдруг группа считает, что у их кандидата только отрицательные качества, важно убедить посмотреть на эти черты с другой стороны и найти в минусах что-то положительное);

–продумать рекламный ролик своего кандидата (по времени не более 3 – 5 минут). Ролик может быть сделан в любом формате: интервью, представляющее героя; инсценировка, представление личных качеств кандидата; рисунок, шарж, с последующей театрализацией и комментариями; стихотворение, песня.

Важное условие: каждый член группы должен принимать участие в обсуждении и создании презентации. Время работы 10 минут.

Этап 4.Презентация рекламных роликов в течение 3 – 5 минут на каждую команду (если есть возможность, желательно снять этот этап на камеру)

Этап 5.Дебаты между кандидатами (5 – 7 минут).

Ведущий: Главные кандидаты садятся в центр круга.

Сейчас у вас будет последняя возможность перед выборами показать, что вы лучший претендент на эту должность. Ваша задача – в течение 5 минут проявить себя в лучшем свете перед лесными жителями на этих дебатах.

Все участники группы поддержки садитесь, пожалуйста, во внешний круг, вы теперь становитесь наблюдателями.

Этап 6.Выборы (5 – 10 минут).

Ведущий׃ Итак, предвыборная кампания завершилась. Наступил день выборов. Каждая команда, скорее всего, хотела бы проголосовать за своего кандидата, считая его лучшим. Но у нас выборы будут организованы несколько иначе: команды должны будут обсудить и выбрать любого лидера, кроме своего, с кратким объяснением почему.

Этап 7. Подведение итогов. Объявление победителей.

Вопросы для обсуждения:

1.Что помогло выигратъ выборы (вопрос победителю и группе поддержки)?

2.Что было сложнее всего в предвыборной борьбе? Почему?

3.Помогали Вам или мешали заданные роли?


ЗАВЕРШЕНИЕ


Упражнение «Свеча» (10 мин.)

Цель: получение обратной связи.

Время:10 мин.

Материалы:свеча.

Ход упражнения:

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: «Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?».




Упражнение № 7 – «Скажи приятное».

Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).

Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?

2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?

3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.

4. Что не понравилось? Почему?


Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!