Тренинг на повышение эмоциональной
устойчивости подростков.
Составила педагог-психолог
МБОУ СОШ№28 г.Пятигорска
Пономаренко Инна Владимировна
2023 год
Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья учащихся через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов. Снятие накопленного напряжения, повышение стрессоустойчивости..
Задачи:
- Формирование навыка самовыражения, осознанности своей значимости.
- Укрепление уверенности в себе
- Повышение эмоционального тонуса, снятие мышечное напряжение, усталости.
- Гармонизация межличностных отношений, формирование сотрудничества между детьми.
Ход занятия:
Приветствие. Представление ведущего. Информирование о целях тренинга специальных умений и знакомство с правилами работы в тренинговой группе.
Оборудование: стулья
Знакомство с правилами тренинговой группы:
Принятие правил
Психолог. Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить?
Примерные правила
Активная работа на занятии каждого участника.
Внимательность к говорящему.
Доверие друг к другу.
Недопустимость насмешек.
Не выносить обсуждение за пределы занятия.
Право каждого на свое мнение.
Упражнение №1 «Знакомство»
Цель упражнения: познакомиться друг с другом.
Время: 10 мин.
Ход проведения: Игра «Меня зовут… Я люблю себя за то, что…» Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.
Упражнение № 2 «Настроение»
Цель упражнения: рассказать о своём настроении.
Время: 10 мин.
Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.
Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?
Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.
Упражнение № 3 «Нарисуй и передай»
Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (например, хлопок в ладоши), начинайте рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.
Обсуждение: Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?
Анализ:
Понравилось ли вам то, что получилось?
Поделитесь своими чувствами, настроением.
Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Упражнение 4 «Шарик»
Цель: овладение навыкам мышечного расслабления.
Инструкция: Одна из особенностей нашего состояния в стрессовой ситуации – это напряжение всех мышц. Но напряженные мышцы не способствуют выходу из отрицательной ситуации, ещё сильнее замыкая нас в ней. Вот почему следует усвоить прямо противоположную реакцию: расслаблять мышцы во всех тех случаях, когда возникает дискомфорт или стресс.
Расслабление мышц делает практически невозможным обычное протекание стрессовой ситуации, поскольку вы уже не сможете реагировать в этой ситуации так, как прежде. Как же достичь расслабления? Представьте себя в какой-нибудь стрессовой ситуации, отметьте, как напряглись ваши мышцы. Вообразите себя туго надутым шариком. А теперь, развяжите веревочку и представьте, как шарик спускается (на выдохе произносим: с-с-с-с-…)
Обсуждение: Что вы теперь чувствуете? Повторите упражнение еще раз.
Упражнение 5 «Молодец!»
Цель: формирование уверенного поведения в момент стресса.
Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний – внутренний. Образуйте два круга: внутренний и внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего; встать друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает - загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, всё равно мужественно утверждайте о себе только хорошее. Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!».
Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока ещё не можете быть совершенны.
По сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров. Игра продолжается.
Анализ:
Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?
Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»
Чему вы научились у своего партнера?
Заключительный этап.
Ребятам предлагается послушать притчу.
Притча о колодце.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца был невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Обсуждение притчи.
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Упражнение «Массаж по кругу»
Все участники становятся в круг так, чтобы получился замкнутый паровозик, кладут руки на плечи впередистоящего и, начиная движения по кругу, мнут друг другу плечи, имитируя движения массажа.
Рефлексия: «Мне сегодня…» подростки по очереди высказываются о том, что им понравилось или не понравилось на тренинге. С какой эмоцией уходишь с тренинга?
В конце занятия, психолог раздает участникам группы памятки с рекомендуемыми упражнениями для подростков на эмоциональной устойчивости: :
- «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Мысленно, связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом и т.д., которые помогут погасить тревогу. Данные образы постараться удерживать в сознании, пока эмоциональное состояние не стабилизируется.
- «Устойчивость через положительный настрой»
Отложи дела на пару минут и выпиши на листочек пять мыслей, которые беспокоят тебя прямо сейчас. Напротив каждой из них напиши более позитивную формулировку.
- «Приятное воспоминание». Представить себе ситуацию, в которой испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
- «Использование роли». В трудной ситуации, необходимо представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».
- «Дыхание». Способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
- «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
- упражнение «Назойливая муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.
Список литературы
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕРСЭ. – 2006.
Бишоп, Сью. Тренинг ассертивности / Сью Бишоп ; пер. с англ. А. Маслова. – СПб.: Питер, 2001. – 203 с.: илл. – (Эффективный тренинг)
Ред. Бурлаковой Н. С. “Возможности практической психологии в образовании”, УЦ Перспектива 1998 г.
Захаров А. И. “Неврозы у детей”. С-Петербург 1996 г.
Изард К. Э. Психология эмоций/Перевод с англ. – СПб.: Питер, 2000 г. – 464 с.
Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004.
Минеева В. М. “Развитие эмоций” Москва 1999 г.