Известно, что в любом человеке «заложено» несколько талантов, сильных способностей, которые, к сожалению, часто оказываются не развитыми. Ответьте на вопросы данного теста. Может быть, он поможет вам выявить ваши наклонности, предрасположенность к той или иной сфере человеческой деятельности, указать линию действий, обещающую оптимальное развитие ваших способностей, достижение «жизненного успеха».
Отвечайте на вопросы последовательно, по очереди и сразу, не тратя времени на обдумывание. Отвечайте искренне, это в ваших интересах. Если вы не уверенны в точности ваших ответов, попросите помочь вам ответить на вопросы теста близкого вам человека, справедливости и объективности суждений которого вы доверяете.
Отвечая на вопросы, вам необходимо в каждом пункте выбрать наиболее правильное, на ваш взгляд, утверждение и отметить его.
1А | Я верю в себя тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. | 1Б | Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. |
2А | Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. | 2Б | Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. |
3А | Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется. | 3Б | Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется. |
4А | Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод | 4Б | Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. |
5А | Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю. | 5Б | Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех кого люблю. |
6А | В сложных ситуациях надо действовать уже испытанным способом, так как это гарантирует успех. | 6Б | В сложных ситуациях всегда нужно искать принципиально новые решения. |
7А | Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения. | 7Б | Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения. |
8А | Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других. | 8Б | Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что- то неприятное о себе. |
9А | Я могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что должен был сделать сегодня. | 9Б | Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что должен был сделать сегодня. |
10А | Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей. | 10Б | Я никогда не бываю так зол, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей. |
11А | Мне кажется, что в будущем меня ждёт много хорошего | 11Б | Мне кажется, что в будущем меня ждёт мало хорошего. |
12А | Человек должен оставаться честным во всём и всегда. | 12Б | Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным. |
13А | Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребёнка, даже если её удовлетворение несёт отрицательные последствия. | 13Б | Не стоит потакать излишнему любопытству ребёнка, когда оно может привести к дурным последствиям. |
14А | У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется. | 14Б | У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется. |
15А | Я всячески стремлюсь избегать огорчений. | 15Б | Я не стремлюсь всегда избегать огорчений. |
16А | Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. | 16Б | Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. |
17А | Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто за что люди были бы мне благодарны. | 17Б | Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны, даже если для этого мне придётся отступать от своих принципов. |
18А | Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по- настоящему начать жить в будущем. | 18Б | Мне кажется, что я живу по –настоящему уже сейчас. |
19А | Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом. | 19Б | Обычно я стараюсь не делать и не говорить такого, что грозит осложнениями в отношениях с другом. |
20А | Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают. | 20Б | Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете вызывают у меня симпатию. |
21А | Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтах. | 21Б | Мне кажется нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания. |
22А | Я часто задумываюсь о том, соответствует ли моё поведение ситуации. | 22Б | Я редко задумываюсь о том, как соответствует моё поведение ситуации. |
23А | Мне кажется любой человек по своей природе способен преодолевать трудности, которые ставит перед ним жизнь. | 23Б | Я не думаю, что любой человек по своей природе способен преодолевать трудности, которые ставит перед ним жизнь. |
24А | Главное в нашей жизни – это создать что – нибудь новое. | 24Б | Главное в нашей жизни – быть честным и благородным человеком, приносящим людям пользу. |
25А | Мне кажется было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционные мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские. | 25Б | Мне кажется было бы лучше, если бы мужчины и женщины сочетали в себе традиционные мужские и женские черты характера. |
26А | Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому, в противовес свободному выражению своих чувств. | 26Б | Два человека лучше ладят между собой, если каждый их них старается прежде всего выразить свои чувства. |
27А | Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, являются естественным проявлением их человеческой природы. | 27Б | Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, не являются естественным проявлением их человеческой природы. |
28А | Осуществление моих планов в будущем зависит во многом от того, будут ли у меня друзья. | 28Б | Осуществление моих планов в будущем в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья. |
29А | Я уверен в себе. | 29Б | Я не уверен в себе. |
30А | Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа. | 30Б | Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семья. |
31А | Я никогда не сплетничаю. | 31Б | Иногда мне нравиться посплетничать. |
32А | Я мирюсь с противоречиями в самом себе. | 32Б | Я не могу мириться с .противоречиями в самом себе. |
33А | Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя обязанным ему. | 33Б | Если незнакомый человек окажет мне услугу, я не чувствую себя обязанным ему. |
34А | Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется. | 34Б | Мне всегда удаётся быть искренним, когда мне этого хочется. |
35А | Меня редко беспокоит чувство вины. | 35Б | Меня часто беспокоит чувство вины. |
36А | Я постоянно чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. | 36Б | Я не чувствую себя обязанным делать что- либо, чтобы у тех, с кем я общаюсь было хорошее настроение. |
37А | Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики. | 37Б | Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания основных законов физики. |
38А | Я считаю, что необходимо следовать правилу «не тратить время даром». | 38Б | Я не считаю, что необходимо следовать правилу «не тратить время даром». |
39А | Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку. | 39Б | Критические замечания в мой адрес не снижают моей самооценки. |
40А | Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. | 40Б | Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. |
41А | Я предпочитаю оставлять приятное «на потом». | 41Б | Я не оставляю приятное «на потом». |
42А | Я часто принимаю спонтанные, неожиданные решения. | 42Б | Я редко принимаю спонтанные, неожиданные решения. |
43А | Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям. | 43Б | Я стараюсь открыто не выражать свои чувства, если это может привести к каким-либо неприятностям. |
44А | Я не могу сказать, что нравлюсь себе. | 44Б | Я могу сказать, что нравлюсь себе. |
45А | Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах. | 45Б | Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах. |
46А | Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими своё недовольство ими. | 46Б | Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать своё недовольство ими. |
47А | Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя люди. | 47Б | Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя люди. |
48А | Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего учёного. | 48Б | Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным. |
49А | При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важнее мнение других людей. | 49Б | Я стараюсь сам определять, что хорошо, а что плохо. |
50А | Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального увлечения. | 50Б | Я легко отличаю любовь от простого сексуального увлечения |
51А | Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования. | 51Б | Меня мало волнует проблема самоусовершенствования. |
52А | Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений. | 52Б | Достижение счастья – главная цель человеческих отношений. |
53А | Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам. | 53Б | Мне кажется, я не могу вполне доверять своим собственным оценкам. |
54А | При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек. | 54Б | Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек. |
55А | Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого. | 55Б | Мои чувства никогда не подвергают меня в недоумение. |
56А | В некоторых случаях я считаю себя вправе дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным. | 56Б | Я никогда не считаю себя вправе дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным. |
57А | Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми. | 57Б | Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько счастливо складываются отношения между людьми. |
58А | Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по нескольку раз. | 58Б | Я думаю, что лучше прочесть какую-нибудь новую книгу, чем уже прочитанную. |
59А | Я очень увлечён своей работой, учёбой. | 59Б | Я не могу сказать, что увлечён своей работой, учёбой. |
60А | Я не доволен своим прошлым. | 60Б | Я доволен своим прошлым. |
61А | Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду. | 61Б | Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду. |
62А | Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. | 62Б | Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. |
63А | Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны. | 63Б | Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека, и поэтому можно оправдать бестактность. |
64А | Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. | 64Б | Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. |
65А | Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ждут окружающие. | 65Б | Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ждут окружающие. |
66А | Интерес к самому себе необходим для человека. | 66Б | Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия. |
67А | Иногда я боюсь быть самим собой. | 67Б | Я никогда не боюсь быть самим собой. |
68А | Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие. | 68Б | Лишь немногое из того, что я делаю доставляет мне удовольствие. |
69А | Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках. | 69Б | Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах. |
70А | Я могу делать что-нибудь для других, не требуя, чтобы это оценили. | 70Б | Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я для них делаю. |
71А | Человек должен раскаиваться в своих поступках. | 71Б | Человек совсем необязательно должен раскаиваться в своих поступках. |
72А | Мне необходимы обоснования для принятия своих чувств. | 72Б | Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия своих чувств. |
73А | В большинстве ситуаций, я прежде всего стараюсь понять, чего я хочу сам. | 73Б | В большинстве ситуаций, я прежде всего стараюсь понять, чего хотят окружающие. |
74А | Я стараюсь никогда не быть «белой вороной». | 74Б | Я позволяю себе иногда быть «белой вороной». |
75А | Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим. | 75Б | Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен. |
76А | Моё прошлое в значительной степени определяет моё будущее. | 76Б | Моё прошлое очень слабо определяет моё будущее. |
77А | Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. | 77Б | Редко так бывает, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. |
78А | Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как приносят пользу людям. | 78Б | Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что доставляют человеку моральное удовлетворение. |
79А | Мне всегда необходимо, чтобы другие одобрили то, что я делаю. | 79Б | Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобрили то, что я делаю. |
80А | Я доверяю тем решениям, которые принял спонтанно. | 80Б | Я не доверяю тем решениям, которые принял спонтанно. |
81А | Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья. | 81Б | Пожалуй, я не могу сказать, что живу с ощущением счастья. |
82А | Довольно часто мне бывает скучно. | 82Б | Мне никогда не бывает скучно. |
83А | Я часто проявляю своё расположение к человеку независимо от того ,взаимно ли оно. | 83Б | Я редко проявляю своё расположение к человеку, не будучи уверен, что оно взаимно. |
84А | Я легко принимаю рискованные решения. | 84Б | Обычно мне трудно принять рискованные решения. |
85А | Я стараюсь во всём и всегда поступать честно. | 85Б | Иногда я считаю возможным мошенничать. |
86А | Я готов примириться со своими ошибками. | 86Б | Мне трудно примириться со своими ошибками. |
87А | Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. | 87Б | Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. |
88А | Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. | 88Б | Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. |
89А | Я хорошо знаю какие чувства я способен испытывать, а какие нет. | 89Б | Я ещё не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. |
90А | Я думаю, что большинству людей можно доверять. | 90Б | Я думаю, что без крайней необходимости доверять людям не стоит. |
91А | Прошлое, настоящее и будущее представляется мне как единое целое. | 91Б | Моё настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим. |
92А | Я предпочёл бы проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами. | 92Б | Я предпочёл бы проводить отпуск спокойно, в комфортных условиях. |
93А | Бывает, что мне нравятся люди, чьё поведение я не одобряю. | 93Б | Мне почти никогда не нравятся люди, чьё поведение я не одобряю. |
94А | Людям от природы свойственно понимать друг друга. | 94Б | По природе своей человеку свойственно заботиться о собственных интересах. |
95А | Мне никогда не нравятся сальные шутки. | 95Б | Иногда мне нравятся сальные шутки. |
96А | Меня любят потому, что я сам способен любить. | 96Б | Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих. |
97А | Мне кажется, что эмоции и рациональное в человеке не противоречат друг другу. | 97Б | Мне кажется, что эмоции и рациональное в человеке противоречат друг другу. |
98А | Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми. | 98Б | Я чувствую себя не уверенным в отношениях с другими людьми. |
99А | Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих. | 99Б | Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих. |
100А | Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. | 100Б | Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. |
101А | Я считаю, что способность к творчеству – природное свойство человека. | 101Б | Я считаю, что далеко не все одарены природной способностью к творчеству. |
102А | Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в чём – либо. | 102Б | Я часто расстраиваюсь, если мне не удалось добиться совершенства в чём – либо |
103А | Иногда я боюсь показаться слишком нежным. | 103Б | Я никогда не боюсь показаться слишком нежным. |
104А | Мне нелегко смириться со своими слабостями. | 104Б | Мне легко смириться со своими слабостями. |
105А | Мне кажется ,что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю. | 105Б | Мне не кажется ,что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю. |
106А | Мне часто приходиться оправдывать перед самим собой свои поступки. | 106Б | Мне не приходиться оправдывать перед самим собой свои поступки. |
107А | Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо. | 107Б | Человек должен заниматься только тем, что ему интересно. |
108А | Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю. | 108Б | Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю. |
109А | Иногда я не против того, чтобы мной командовали. | 109Б | Мне никогда не нравится, когда мной командуют. |
110А | Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями. | 110Б | Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями. |
111А | Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность. | 111Б | Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность. |
112А | Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе, учёбе. | 112Б | Наибольшее удовольствие человек получает, в самом процесс работы, учёбы. |
113А | О человеке никогда нельзя с уверенностью сказать, добрый он или злой. | 113Б | Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой. |
114А | Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как считаю нужным, несмотря на последствия. | 114Б | Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как считаю нужным. |
115А | Люди часто раздражают меня. | 115Б | Люди редко раздражают меня. |
116А | Моё чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг. | 116Б | Моё чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг. |
117А | Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка. | 117Б | Зрелый человек совсем необязательно должен осознавать причины каждого своего поступка |
118А | Я воспринимаю себя таким, каким меня видят окружающие. | 118Б | Я вижу себя совсем не таким, каким видят меня окружающие. |
119А | Бывает, что я стыжусь своих чувств. | 119Б | Я никогда не стыжусь своих чувств. |
120А | Мне нравиться участвовать в жарких спорах. | 120Б | Мне не нравиться участвовать в жарких спорах. |
121А | У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками литературы и искусства. | 121Б | Я постоянно слежу за новинками литературы и искусства. |
122А | Мне всегда удаётся в руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. | 122Б | Мне не часто удаётся в руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. |
123А | Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем. | 123Б | Я редко руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем. |
124А | Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определёнными знаниями в этой области. | 124Б | Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку необязательно обладать определёнными знаниями в этой области. |
125А | Я боюсь неудач. | 125Б | Я не боюсь неудач. |
126А | Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем. | 126Б | Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем. |
127А | Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неожиданностей, чем с другими людьми. | 127Б | Я не могу сказать, что настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неожиданностей, чем с другими людьми. |
128А | Я думаю, что говорю неправду реже, чем большинство людей. | 128Б | Я не думаю, что говорю неправду реже, чем большинство людей. |
129А | Усилия, затраченные на составление планов никогда не лишние. | 129Б | Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого. |
130А | Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной. | 130Б | Аккуратные, требовательные люди легко уживаются со мной. |
131А | Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь заняться другим вопросом. | 131Б | Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я ещё раз пытаюсь его решить |
132А | Ночью мне часто снятся фантастические и нелепые сны. | 132Б | Мне не снятся фантастические и нелепые сны. |
Ключ к тесту.
| Критерии. | Оценка результатов. | Комментарий. |
1. | Оценка компетентности во времени. Максимальная оценка – 17. | 11а, 16б, 18б, 21а, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 71б, 76б, 82б, 91а, 106б, 131б. | Высокий балл свидетельствует о способности человека жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент жизни во всей полноте и ощущать неразрывность прошлого настоящего и будущего, видеть всю свою жизнь целостной. Хороший руководитель, лидер в любой сфере деятельности. Низкий балл означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы. Не стоит претендовать на руководящие роли, по крайней мере сейчас. |
2. | Оценка поддержки самоактуализации. Максимальная оценка - 90 . | 1б, 2б, 3а, 4а,5б, 7б, 8а, 9а,10а, 12б, 14б, 15б, 17а, 19а, 22б,23а, 25б, 26б, 27б, 29а,31б, 32а, 33б, 34а,35б, 36б, 39б, 42а, 43а, 44б, 46а, 47б, 49б, 50б,51б,52а,53а, 55а, 56а, 57а, 59а, 61б, 62б, 65б, 66а, 67б, 68а, 69б, 70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 80а, 81а, 83а, 85б,86б, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а,95б, 96а, 97а, 98а,99б, 100а, 102а,103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а,111б, 113а, 114а,115а, 116б, 117б,118а, 119б, 120а, 122а, 122а, 123б, 125б. | Измеряет степень независимости ценностей и поведения человека от воздействий извне. Человек, имеющий высокий балл, относительно независим в своих поступках, что однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с общепринятыми правилами. Значительных успехов добиваются, работая в сфере промышленности. Низкий балл свойственен людям творческих специальностей, художественным натурам, свидетельствует о высокой зависимости, конформности, внешнем по отношению к человеку центру контроля. Люди со средними и низкими оценками легче уживаются в коллективе, у них меньше конфликтов с окружающими. |
3. | Оценка ценностной ориентации. Максимальная оценка - 20. | 17а, 42а, 49б, 50б, 53а, 56а, 59а, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 89а, 90а, 93а,,97а, 99б, 113а, 114а, 122а. | Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Высокий балл подтверждает высокую степень самоактуализации. Предпочтительны специальности, связанные с управлением людьми, коллективами.При низких баллах лучше выбирать специальности, связанные с личным, индивидуальным трудом или в составе какого-нибудь коллектива. |
4. | Оценка гибкости поведения. Максимальная оценка – 25. | 3а,9а, 12б, 32б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68а, 70а, 71а, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б, 123б, 130б. | Измеряет степень гибкости в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации. Высокая гибкость присуща людям, избираемым на выборные ответственные должности и сотрудникам органов территориального и межтерриториального управления, так как им часто приходиться «примирять» антагонистические мнения многих людей, сохраняя при этом, хотя бы для видимости, свою объективную незаинтересованность. |
5. | Оценка сенситивности. Максимальная оценка – 13. | 2б, 5б, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б, 119б, 122а. | Измеряет, в какой степени человек отдаёт себе отчёт в своих потребностях и чувствах. Эта характеристика не имеет прямого отношения к выбору специальности, но следует отметить, что при высоком балле у человека как правило, складываются «прохладные» отношения с окружающими, о нём идёт молва, что он режет «правду-матку» не задумываясь. |
6. | Оценка спонтанности. Максимальная оценка – 16 | 5б, 14б, 15б, 26б, 42а, 62б, 67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114а, 127б, 129б. | Измеряет способность выражать свои чувства. Высокий балл не означает отсутствие к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее действия, поведения. У людей творческих, с хорошо развитой фантазией, спонтанность существует как естественная черта поведения, образующая комплекс «творческой» личности. При отсутствии глубокой внутренней культуры и жизненного опыта эта же черта часто выглядит не столь привлекательно и даже грубо .Чем боле развито у человека аналитическое мышление, тем ниже у него спонтанность и тем выше предрасположенность к занятию аналитическим интеллектуальным трудом (инженер-конструктор, программист, бухгалтер, экономист и т.п.) При высокой спонтанности лучше выбирать работу в сфере обслуживания, искусстве, культпросветработу. |
7. | Оценка самоуважения. Максимальная оценка – 15. | 2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б, 114а, 122а. | Измеряет способность ценить свои достоинства. При высоких оценках не рекомендуется избирать специальности, связанные с обслуживанием населения бытовыми услугами. |
8. | Оценка самопринятия. Максимальная оценка – 21. | 1б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б, 114а, 122а. | Измеряет степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. Если по другим шкалам высокие оценки, и в этой тоже высокая – это закономерно. Если же оценка самопринятия высокая, а другие средние или низкие, у вас явно завышено самомнение. Не рекомендуется выбирать работу, связанную с постоянными контактами с коллегами. Наибольших успехов можно достигнуть, выполняя индивидуальную работу (продавщица, тракторист, механик). |
9. | Оценка представлений о природе человека. Максимальная оценка – 10. | 23а, 25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б, 113а. | Измеряет склонность воспринимать работу человека в целом положительно и не считать противоположными такие качества как мужественность-женственность, рациональность-эмоциональность. Для мужчин с высоким баллом по этой шкале увеличиваются шансы быть принятым «своим» в преимущественно женский производственный коллектив. Для женщин эта возможность менее выражена. Для всех , получивших оценку более 8 баллов женский коллектив является более благоприятным. |
10. | Оценка синергичности. Максимальная оценка – 7. | 50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б, 113а. | Измеряет способность к целостному восприятию мира и людей2, к пон6иманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное. Высокие оценки по этой шкале желательны для людей, выбирающих работу, связанную с человеческим общением. |
11. | Оценка принятия агрессии. Максимальная оценка – 16. | 5б, 8а, 10а, 15б, 19а, 29а, 39б, 43а, 46а, 56а, 57б, 67б, 85б, 93а, 94б, 115а. | Измеряет способность принимать свою агрессию, гнев, раздражительность как естественное проявление человеческой природы. Трудно предложить вид деятельности людей, где этот комплекс характера полезен, хотя и не исключено, что такие виды работы существуют. |
12. | Оценка контактности. Максимальная оценка – 20. | 5б, 7б, 17а, 23б, 26б, 36б, 46б, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б,109а, 120а, 123б. | Измеряет способность к быстрому установлению глубоких контактов с людьми. Чем выше балл, тем выше контактность. Это качество полезно тем, кто хотел бы работать, общаясь с людьми. |
13. | Оценка познавательных потребностей. Максимальная оценка – 11. | 13а,20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92б, 107б, 121б. | Измеряется степень стремления к приобретению знаний об окружающем мире. Высокий балл по этой шкале –вероятность предрасположенности к технике. |
14. | Оценка самоконтроля. Максимальная оценка – 11. | 22а, 56б, 77б, 80б, 100а, 127а, 128а, 129а, 130б, 131б,132б. | Измеряет степень внутренней дисциплины, самоконтроля. При низком балле необходимо выбирать работу, что её график, временной режим по возможности зависел от вас, с минимальным вмешательством других людей. При высоком балле для вас открыты любые виды деятельности. |
15. | Оценка креативности. Максимальная оценка – 14. | 6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б, 112б, 123б, 124а. | Измеряется выраженность творческой направленности личности. При балле больше 8 обязательно продолжите своё образование в ВУЗе. |
Осуществляя практический выбор –куда идти учиться или работать- вам необходимо оценить во взаимосвязи свои способности и профессиональные требования к специалистам выбираемой вами профессии.
Необходимо помнить, что конкретные знания и умения приобретаются быстрее и легче, чем изменяется характер. Не пытайтесь выбирать работу по соображениям престижа, лёгкости получения, а также если она противоречит вашим объективным данным – пройдёт некоторое время и вас постигнет разочарование.