СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг невербальной коммуникации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение – не только природный дар, но и технология: приемы установления контактов, умение видеть, чувствовать, воспринимать, понимать речевого партнера, знание законов социального взаимодействия людей, овладение способами и средствами вербального и не вербального общения требует серьезного, вдумчивого подхода и систематического обучения. Данный тренинг и помогает осуществить этот подход.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг невербальной коммуникации»

Тренинг невербальной коммуникации


Общение – не только природный дар, но и технология: приемы установления контактов, умение видеть, чувствовать, воспринимать, понимать речевого партнера, знание законов социального взаимодействия людей, овладение способами и средствами вербального и не вербального общения требует серьезного, вдумчивого подхода и систематического обучения. Данный тренинг и помогает осуществить этот подход.

Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя следующее:

  • Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

  • Экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касания и т.д.

  • Кинестетические средства: жесты, мимика, пантомимика, поз, физические позиции, физические действия, телодвижения, взгляд (контакт глаз).

  • Проксемические средства: пространственные передвижения, расстояние

расстояния между участниками, по которому определяется желательность или не желательность собеседника.

Многое становиться доступным, если овладеть этими средствами.

Первое занятие требует особенно тщательной подготовки, поскольку от того, насколько быстро и профессионально ведущий сумеет снять напряжение в группе, создать благожелательную атмосферу в коллективе, зависит успех всех последующих занятий. В начале тренинга ведущий знакомит участников с правилами поведения в группе, потом объясняет цели тренинга, отвечает на поступающие вопросы, дает необходимые разъяснения.


Занятие 1. Введение

Цель: снятие напряженности и преодоление внутренних барьеров, препятствующих установлению атмосферы открытости.

1.Упажнение «Эмоциональное знакомство»

Представляясь, каждый произносит свое имя дважды: первый раз произносит его с положительными чувствами, т.е. как он бы хотел, чтобы к нему обращались, второй раз – с отрицательными.

2.Упражнение «Снятие зажима»

Все участники садятся в кресла в заведомо неудобной позе, например, не поворачивая плеч и туловища, оглянуться, прижать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть вперед плечи, коснуться пальцами руки задней ножки кресла и т.д. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, мышечный зажим. следует в течении нескольких минут максимально точно выделить область возникшего зажима, сконцентрировать внимание в этой области и снять зажим усилием воли. Затем необходимо обсудить результаты. У кого возникли трудности? Как эти трудности были пре-

одалены? Желательно, чтобы каждый участник рассказал о своем опыте всем остальным – это будет полезным для всех участников.

3.Упражнение «Почувствуй пространство»

Все участники сидят в кругу на стульях. Им предлагается закрыть глаза и попытаться ощутить пространство вокруг себя (впереди, сзади, нал головой…). Затем через 3-4 мин. все члены группы встают со свои мест и в течении 5 мин. ходят по комнате, прикасаясь друг к другу, пытаясь исследовать и понять свои чувства. После выполнения упражнения организуется коллективное обсуждение испытываемых участниками чувств и эмоций.

4.Упражнение «Почувствуй партнера»

Все участники встают в круг поближе друг к другу и закрывают глаза. Каждый берет правой рукой руку соседа. Левую руку берет сосед слева. Следует подержать руку соседа в своей и постараться максимально сосредоточиться. Не открывая глаз, участники стараются сконцентрировать свое внимание на ладони соседа справа, ладони, которой они касаются, и оценить свои субъективные ощущения. Какие чувства вызывает прикосновение руки партнера? Что можно сказать о состоянии партнера? Партнер, в свою очередь, оценивает высказывание. Участники как эксперт оценивают работу своих коллег и могут даже выставить оценки за удачную попытку вникнуть в состояние партнера.

5.Упражнение «Круг с поддержкой»

Все участники становятся в круг. Один из них, кому дано задание расслабиться, становиться в середине круга. Остальные, ставя руки перед собой, поддерживают его, не давая упасть. Основная цель упражнения – дать уверенность каждому в поддержке остальных. Целесообразно предложить это упражнение тем участникам группы, которые чувствуют себя скованно и дискомфортно. Необходимо ориентировать участников на осознание и анализ возникающих у них чувств и эмоций, подчеркивать серьезность деятельности.

Домашнее задание: выполнить рисунок: «Моя главная проблема в обще-

нии». Нарисовать первое, что пришло в голову.











Задание 2. Мимика

Цель: повышение уровня осознания значимости невербальных средств общения, развитие способности оценивать различную невербальную информацию.

1.Упражнение «Снятие зажима»

Участники свободно расходятся по комнате. По команде «Стоп!» каждый застывает в той позе, в которой его застал сигнал. После этого, не нарушая зафиксированных поз, каждому участнику нужно снять у себя мышечные зажимы. Как только почувствуете и снимите зажим, т.е. расслабите соответствующие участки тела, говорите «Готово!». После этого следует обсудить процесс и результат выполнения упражнения.

2.Упражнение «Мимические маски»

Каждый из участников получает записку с заданием представить определенное эмоциональное состояние из 10 основных: счастье, удивление, страх, злость, печаль, отвращение, презрение, интерес, смущение, решительность. Не следует подменять живую мимику гримасничаньем. Через 1-2 мин. все участники представляют «маски». Всем участникам надо постараться найти оптимальную и понятную форму выражения, пробудить свою фантазию. Это упражнение, включая последующее обсуждение, помогает отрефлексировать особенности восприятия и понимания самим участником и другими членами группы лицевой экспрессии, а также дает возможность в полной мере осознать значение мимики в общении.

3.Упражнение «Передача эмоций»

Участники садятся в кругу с закрытыми глазами. Один из участников с помощью жестов, движений, прикосновений передает некоторое чувство или эмоцию своему соседу, этот сосед – следующему и т.д. Содержание передаваемых сообщений может быть самым разным: дружеская поддержка, гнев, нежность, ужас, отвращение, восхищение. Упражнение можно повторять

несколько раз. При необходимости можно повторить с открытыми глазами. В итоге чувство, возникшее у последнего участника, сравнивает с исходной эмоцией. После этого все участники обсуждают силу невербальных проявлений.

4.Упражнение «Вырази эмоцию»

Частники выбирают любые две карточки из двух стопок. В первой стопке находятся карточки с названием эмоций (например, гордость, гнев, покорность, раздражение и т.д.), во второй – с названиями разных частей тела (например, губы, спина, руки, плечи, брови и т.д.). Участники соотносят выбранные карточки и пытаются выразить ту или иную эмоцию с помощью разных частей тела. Следует раскрепоститься и позволить себе быть свободным в правлении мимики и пантомимике и не бояться казаться немного смешным.

5.Упражнение «Тренировка мимики»

Все участники стараются отрепетировать при помощи зеркала по своему выбору несколько мимических выражений, при этом задача усложняется. Предлагается выразить с помощью лицевой экспрессии не просто отдельную «чистую» эмоцию, а эмоцию с некоторым оттенком (например, любовь с оттенком недоверия, счастье с оттенком печали, восхищение с оттенком ревности, гордость с оттенком печали, радость с оттенком безнадёжности). Упражнение используется для дальнейшего углубления в мир эмоций, выражаемых с помощью мимики.

Домашнее задание: При поездке в транспорте мельком посмотрите на своего соседа. Незаметно окиньте взглядом его лицо, одежду, позу, подумайте, кем работает этот человек, какой у него характер, как он живёт. Попробуйте определить его возраст и почувствовать его настроение.

Естественно, не надо навязчиво смотреть на человека. Отрабатывайте у себя способность по одному взгляду определять индивидуально-психологические особенности людей. Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы понять другого человека, не обязательно долго смотреть на него или

долго с ним разговаривать. Первое интуитивное ощущение может быть самым верным. Важно только научится доверять этому ощущению и не искажать его последующими интеллектуальными интерпретациями.

Занятие 3 Взгляд.

Цель: дальнейшее развитие социально-перцептивной наблюдательности, способности выделять и оценивать невербальную информацию в различных ситуациях общения.

1. Упражнение « Снятие зажима»

Все участники разбиваются на пары и получают задание поздороваться, передать книгу, подать пальто и т.д. По сигналу руководителя всем следует остановится и «замереть». Ведущий будет выступать в качестве эксперта. Он подойдёт к каждому из участников и определить зону локализации мышечного зажима. Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующую эмоциональную активность человека. «Пояса мышечного зажимов» находятся в области глаз, рта, шеи, груди, димест, где, по его мнению, находятся мышечные зажимы, напряжение снимается, а участник должен продолжить действие. Цель данного упражнения состоит в том, чтобы почувствовать разницу между скованным и свободным движением.

2. Упражнение « Визуальное взаимодействие»

Всем участникам предлагается взглядом передать эмоциональные состояния, выражая некоторые внутренние пробуждения: обласкать, пожалеть, выразить угрозу, подозрительность, растерянность, кокетство и др. При этом использовать визуальный контакт, меняя интенсивность контакта и динамику взгляда. Работа проходит в парах. Упражнение помогает участникам понять и осознать мощь такого на первый взгляд незаметного средства общения, каковым является взгляд.

3. Упражнение « Выбери партнёра»

Все члены группы сидят полукругом. Один из участников располагается напротив и выбирает себе партнёра, используя только контакт глаз. Он дает

возможность партнёру почувствовать, что он выбран, но так, чтобы никто из остальных участников этого не заметил (например, подмигивать нельзя). Если упражнение получилось и контакт состоялся, то выбранный занимает место выбиравшего и упражнение повторяется несколько раз. После завершения упражнения анализируются возможные способы осуществления выбора, обсуждаются возможности визуального взаимодействия в общении.

Возможен вариант этого упражнения под названием «На страже». В данном случае группа разбивается на две полгруппы. В одной - на одного человека меньше. Меньшая группа садится в круг, оставляя один стул свободным. Большая группа – «стража»- располагается за спинками стульев. « Стражник», стоящий за пустым стулом, пытается кого-нибудь переманить, незаметно используя невербальные средства, в основном взгляд. При этом группе, стоящей за стульями, запрещается класть руки на плечи сидящих.

4. Упражнение « Глаза в глаза»

Все участники разбиваются на пары. Одному из партнеров предлагается вспомнить какой-либо случай из жизни, вызвавший сильные эмоции, «оживить» прошлые воспоминания, чувства и передать внутреннее побуждение другому участнику. Партнер должен принять и понять сообщение. Затем участники меняются ролями. следует учесть, что запрещено использовать слова и ясно выраженные лицевые экспрессии. Надо постараться посредством взгляда, микродвижений глаз (здесь не используется передача мыслей на расстоянии с помощью взгляда) выразить внутреннее состояние человека. Передать информацию в виде сложных понятий при помощи этих движений, конечно, невозможно, но можно предать большую гамму чувств и отношений (например, угрозу, растерянность, отчаяние, упрек и т.д.). Чтоб занятие прошло успешно, необходимы позитивный эмоциональный настрой, настрой на партнера, обостренная чувствительность.

5.Упражнение «Манера смотреть» (Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова)

В процессе наблюдения за манерой смотреть друг на друга участники пыта-

тся охарактеризовать разные манеры разных участников и дать им соответствующие названия.

Например:

  1. «Фейерверк». Глаз широко открыты, «растопырены», сильно блестят и видят всю картину в целом, но больше показываются, чем смотрят. Чувство такое, что глаза горячие и покалывают иголочками – искрятся. Никаких определенных движений вбок, вверх, вниз не прослеживается, искры рассыпаются во все стороны. С таким взглядом хорошо сниматься, принимать гостей и вообще очаровывать, причем всех подряд, ни на кого не обращая особого внимания.

  2. «Ястребиный коготь». Взгляд сфокусирован, наблюдается момент слежения, но в слежении интересно то, что оно не по строчкам, как чтение, а неожиданными резкими и далекими бросками. Это как луч прожектора, который на большой скорости и коварно ищет цель. Когда находит, спасения нет: все заметит, оценит и запомнит.

  3. «Засада». Перед тем как сказать что-то приятное или неприятное, взгляд уводиться вниз или в сторону, появляется слабая улыбка. Первые слова так и произносятся с опущенными глазами, словно в раздумье. На важном слове взгляд резко вскидывается и держит лицо собеседника. Ощущение такое, словно человек был на одном конце комнаты, а потом внезапно оказался рядом и щиплет или гладит.

  4. «Вий». Медленно поднимаются тяжелые веки, словно нет никакого движения. Глаза не следят, не бегают и ничего не выхватывают. Но у остальных возникает такое чувство, что его видят из любой точки пространства. Взгляд, как у большого зверя, которому ничего не угрожает, он тоже не нападает. Страшно представить, какой силы был бы

  5. «Птица». Взгляд очень разный. Иногда его совсем нет, но чаще бывает такое впечатление, что глаза отделяются от лица и парят впереди на опре- деленном расстоянии, разном в зависимости от ситуации.

6. «Потерянная собака». Глаза потерянные, чуть напуганные,

смирившиеся и никакие, но не погруженные в себя. Глаза словно

говорят: «Ну, как же иначе, заслужил, выпал из гнезда, теперь буду

мучиться». Жалобные и одинокие глаза. Они словно шарят вблизи, не

фокусируясь на предметах, и никогда не находят то, что искали.

7.«Скрытный». Веки утяжеленные, словно в складках, чуть опущенные.

Отсюда такое впечатление, что человек смотрит сквозь воду. Взгляд рассеянный, но не вообще, а просто широко обращенный. Глаза плавно меняют направление, вальяжно, не бегают. Возникает ощущение, что глаза направлены в одно место, а на самом деле наблюдают за чем-то другим. Они посмотрят и неторопливо отводятся, словно докладывают хозяину.

Домашнее задание:

  1. Нарисуйте вокруг точки круг и внимательно смотрите на эту точку до тех пор, пока в глазах не появяться слезы и не задрожат веки. Затем закройте глаза на 20 секунд, чтобы мышцы глаз могли расслабиться и отдохнуть. Особенно важно, чтобы вы смотрели на точку дружелюбным, полным тепла взглядом. Это упражнение можно делать до тех пор, пока вы не сможете в течении трех минут смотреть на точку внимательным, одобряющим взглядом. Но не используйте сразу этот полученный в результате тренировки взгляд, чтобы не произвести агрессивное впечатление на людей, с которыми вы общаетесь.

  2. Если вы смотрите на лицо, то сначала решите, на чем лучше сконцентрировать свой взгляд. Нарисуйте себе между бровями точку и сядьте спокойно перед зеркалом. Фиксируйте на этой точку дружелюбный, полный теплоты взгляд, пока вам не захочется моргнуть. Затем закройте глаза, сопровождая это движение следующими мыслями: «Мои глаза закрываются, и мои глаза расслабляются. Мой взгляд становиться све спокойнее, все мягче, все дружелюбнее и все сосредото-

ченнее. Мой полный силы взгляд выражает доверие и любовь. Мой взгляд никогда не бывает агрессивным, недружелюбным и презрительным».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя