Краснодарский педагогический колледж
Методическая разработка по дисциплине
ОГСЭ. 02 Психология общения
«Тренинг общения для студентов - подростков»
Преподаватель Слохова Н.О.
Цель тренинга: научить боязливых, скованных и затрудненных в контактах студентов коммуникации с партнерами, одногруппниками как в официальных, так и межличностных отношениях.
Задачи тренинга:
1. Улучшение взаимоотношений с партнерами, друзьями и знакомыми.
2. Знакомство; установление и поддержание контакта с другим человеком.
3. Преодоление трудных (стрессовых) ситуаций.
Принципы:
Принцип "здесь и сейчас"
Конфиденциальность
Не обижаться и не обижать
Все что сказано здесь, тут и остаётся
Участники тренинга: студенты КПК, широкий круг лиц.
Ведущий:«Смысл общения — в его результате» — это общеизвестно. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предупредить, напугать и т.п. Поэтому все, что мы знаем теперь о целях — как сделать их более четкими и осязаемыми, — относится также и к общению. Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт»
Вводная часть
«Скажи-ка, дядя!..»
Цели:преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду;включить участников тренинга в активное соревнование, переключив их внимание с рефлексии — на «здесь и теперь», на актуальное партнерство для достижения групповой цели;стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы: не требуются.
Время: 15-20 мин.
Ход упражнения
Эта игра — познавательный и физический «разогрев» группы. С ее помощью можно весело, быстро и эффективно перезнакомить участников тренинга между собой и дать им освоится на физической территории тренинга: в классе, здании, на открытой площадке...
Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тотже блок вопросов.
Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов... Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.
Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос — одна минута игры.
1. Узнайте, с какого языка произошли имена всех участников подгруппы, и что они обозначают?
2. Узнайте, какой любимый фильм М. Екатерины и что ей в нем нравится?
3. Украшения в виде чего висят на двери приемной директора?
4. Выясните у Б. Ксении, в каком городе она родилась и чем он примечателен.
5. Сколько снежинок висит в коридоре холла 4-го этажа?
6. Узнайте, какое любимое блюдо у Александры А.
7. Спросите у случайного студента в колледже как его зовут и на каком направлении он обучается.
8. Что лежит в кармане брюку Раданы Ш.?
9. Какой любимый анекдот у Александры Л.?
10. Как бы назвала своих детей (мальчика и девочку) Н. Виктория?
11. Спросите К. Кристины какой учитель в школе у нее вызывал уважение и почему?
12. Спросите Мариетту Ч. какой её самый приятный и тёплый момент из детства? Пусть расскажет о нём подробнее.
13. Спросите Софью С.что она делает, когда ей грустно.
14. Спросите Д. Валентину сколько ей лет по её внутренним ощущениям?
15. Что изображено на крайней фотографии вашего куратора в социальной сети?
16. Пусть Дарья А. ответит, на какого сказочного персонажа она похожа? И почему?
17. Пусть Н.Замира назовёт самое необычное и прекрасное место, в котором она побывала?
18. Узнайте у Александры Н., с кем из знаменитостей она бы отправилась на ужин, если бы у нее была такая возможность и выбор?
19. Сколько стульев есть в этой комнате?
20. Попросите Дарью Р. рассказать о своей самой любимой игрушке из детства. За что она её так любила?
21. ОтскранируйтеQR-код в холле на 1 этаже. Что там написано?
22. Узнайте у Щ. Светланы если бы она на день стала невидимкой, то, как бы она его провела и куда бы первым делом отправилась?
23. Спросите у библиотекаря Екатерины кто ее любимый персонаж в серии романов «Гарри Поттер».
23. Спросите у Ш. Анны, как бы она ответила на вопрос «Что самое главное, что парни должны понимать о девушке, и вам кажется, что они не понимают?»
24. Спросите у Ирины П., какой ее любимый запах.
25. Спросите у Амины Д., если бы она былапарнем в течение дня, что бы она сделала первым?
26. Пусть Екатерина С. даст ответ на вопрос «Какая актриса сыграет тебя в фильме о твоей жизни?»
27. Кем хотел статья в детстве ваш наставник по адаптивной смене Артем К.?
28. Узнайте у Алины Ш. каким был бы ее идеальный завтрак?
29. Сколько синих елочек расположено в коридоре 4 этажа (напротив кабинета завпрактикой)?
30. Спросите у З. Яны какие телешоу она смотрела в детстве.
Десять секунд
Цели: снизить/преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду;помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении;способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Размер группы: желательно до 25-30 человек, в противном случае тренеру будет сложно самому контролировать распределение по подгруппам в ходе игры.
Ресурсы: большое помещение, свободное от мебели, что обеспечит участникам безопасное и спонтанное передвижение по игровой площадке.
Время: 5-15 мин.
Ход упражнения
Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 с.
Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.
Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
- Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! Раз, два, три... десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы. А в этой группе все счастливчики, да? Что значит «почему?» Потому что «счастливые часов не наблюдают...»!
- Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка)
- по длине волос! (...)
- по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье (...)
- по любимому занятию в свободное время! (...)
- по цвету брюк и юбок (...)
- по цвету глаз! (...)
- по настроению, которое вы сейчас испытываете! (...)
Основная часть
Раздвоение личности
Цели: потренироваться в спонтанной работе с партнером; совершенствовать умения отзеркаливания (подстройки) к партнеру.
Размер группы: нет ограничений, так как в упражнении участвуют каждый раз 3 человека.
Ресурсы: небольшой стол, несколько стульев — как элементы декорации.
Время: от 5 мин. до получаса, в зависимости от задач и возможностей тренера и от интереса группы.
Ход игры
Ведущий приглашает на площадку трех участников. Дается некая ситуация, конфликтная сцена. Определяются герои и вкратце намечаются основные рамки действия. Скажем, спор матери и сына из-за того, что подросток постоянно возвращается домой поздно. Мать беспокоится и думает запретить сыну вечерние отлучки. Разговор происходит дома, после очередного полуночного возвращения молодого человека с дружеской вечеринки...
Как видим, сама ситуация особенных сложностей не вызывает. Вся проблема заключается не в характере, а в форме действия. Роли распределяются следующим образом: роль матери, предположим, достается одному из участников. А роль сына одновременно будут исполнять два других члена тренинговой группы. Весь текст, все реплики сына они должны произносить буквально пословно: одно слово говорит один «актер», его мысль следующим словом продолжает второй, затем вновь первый — и так, по слову добавляя, герои произносят предложение. Оба исполнителя обязаны выглядеть как один человек, играть один образ. Весь произносимый ими текст должен быть максимально не только логически, но и мелодически связным, т. е. актеры интонационно поддерживают и продолжают предложение, не позволяя паузам «размазать» текст. Кроме того, играя один образ, они должны будут подстроиться друг к другу. Во вневербальной коммуникации, т. е. жестах, позе, мимике, работа этих двух участников должна быть направлена на то, чтобы возник эффект одной личности (только физически раздвоенной). В этом и заключается весь фокус упражнения.
Разговор между матерью и сыном может выглядеть примерно так.
Мать. Я сотни раз просила не возвращаться домой после дискотеки в столь поздний час. Ты знаешь, как я извелась, ожидая тебя!? Сколько это будет продолжаться?
Сын.
1-й участник — Но, мама...
2-й участник — Я...
1-й — и так...
2-й — ушел...
1-й — одним...
2-й — из первых!
1-й — Все...
2-й — друзья...
1-й — уже смеются...
2-й — надо мной!
Из приведенного примера видно, что пословное произнесение не включает служебные слова и части речи. При их использовании играющий может произносить несколько слов вместе.
Завершение: обсуждение упражнения.
Ситуация: завуч замечает студентку, крадущуюся в вестибюле колледжа, которая одета в короткую джинсовую мини-юбку.
Ситуация: вы пришли к понравившемуся вам молодому человеку, и вспомнили, что у вас дырявый носок.
Ситуация: когда вы заходили в трамвай, у вас порвалась юбка с диким хрустом! А старый дед решил, что вы издали неприличный звук и на весь трамвай говорит:" Ну подумаешь, пукнула девочка! Не расстраивайся, с кем не бывает!"
Что дальше?
Цели:создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы: легкий мячик из резины или теннисный мяч.
Время: 20—30 мин.
Ход упражнения
Правила этой игры очень просты. Тренер начинает предложение, а заканчивает его тот участник, кому тренер бросает мяч. Например:
Тренер: Я пришел сегодня на встречу группы с желанием (бросает мяч участнику А.)...
А.: (ловит мяч и продолжает) получить удовольствие от игры (бросает мяч участнику Б.).
Б.: (продолжает ту же цепочку ответов, которая была задана в предложении тренера)...познакомиться с теми людьми, с кем еще не удалось поработать вместе во время прошлых встреч (бросает Г.).
Г.: попытаться принять участие в тренинге, а не смотреть на работу группы со стороны.
Когда тренер хочет сменить ключевое предложение, он дает команде знак, получает от участников мяч и по своему усмотрению либо сам дает актуальное для него завершение предложения, либо избегает включенности в игру, задавая новое предложение-ключ.
Можно предложить следующие предложения-ключи:
- Я радуюсь, когда...
- Мне хотелось бы, чтобы группа...
- Я горжусь собой, если...
- Я думаю, что друг- это...
- Когда я участвую в тренинге, я понимаю,что...
- Я радуюсь, когда слышу...
- Мне не хотелось бы чувствовать себя...
- Жизнь удалась, если...
- Настоящий интеллигент — это тот, кто...
- Самое страшное в жизни — это...
- Мне ужасно смешно, если...
- Я очень люблю...
- Мне трудно заставить себя...
- Терпеть не могу, когда...
Завершение: По-видимому, это упражнение не требует послесловия. Все же стоит коротко обменяться мнениями о самых необычных ответах и о том, что запомнилось в реакциях товарищей.
Прием гостей
Цели:
• побудить участников тренинга активно проявить в групповой работе качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность, воображение, способности к лицедейству.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы не требуются.
Время:в зависимости от состава группы.
Ход игры
Для этой игры мне потребуется четыре добровольца. Спасибо смелым, встречаем их аплодисментами!
Один из вас будет хозяином дома. Ему предстоит принять трех гостей. Кто эти гости? В этом-то и заключается проблема. Дело в том, что когда хозяин выйдет за дверь, мы с вами определим, какая роль досталась каждому из трех актеров. Они могут быть кем и чем угодно: родственниками хозяина квартиры, его друзьями или врагами, работниками сферы обслуживания, президентами, неодушевленными предметами, чувствами, временами года... — наша фантазия здесь безгранична. Определив роли гостей, мы пригласим хозяина квартиры вернуться в комнату и в течение определенного срока, 5—10 мин., определить, что же за гости пожаловали сегодня к нему.
Как определить образ гостя? Во-первых, актеры, играющие гостей, должны будут придумать для своего персонажа некий пластический образ, так что характер движений уже будет определенной подсказкой. Кроме того, подумайте об использовании голосовых средств выразительности. В ходе игры хозяин может задавать гостям различные вопросы — всем вместе или по отдельности, по его усмотрению. Отвечая на вопросы, гости продолжают играть свои роли и стараются сохранить инкогнито. (То есть ответы гостей должны быть на уровне намеков, уточнений, но не открытого снятия маски.)
Дружеская пародия
Цели: передать и получить обратную связь, которая касается типичных невербальных проявлений в общении; развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации.
Размер группы: оптимальный размер группы -12-15 человек, иначе упражнение может затянуться.
Ресурсы: стулья для всех участников группы.
Время: 10-20 мин.
Ход упражнения
Мы провели вместе уже достаточно много времени. Надеюсь, что доверительные дружеские отношения, сложившиеся между вами, позволят с улыбкой и пользой провести следующую игру. Называется она «Дружеская пародия». Пародия — потому что вам придется продемонстрировать группе характерные невербальные знаки, привычки, штампы, которые удалось подсмотреть у своих товарищей. Группа же после вашего показа должна будет назвать человека, кому пародия адресована. Ну, а слово «дружеская» подчеркивает очень важный элемент игры: пародия на товарища по группе — это улыбка, а не саркастический смех, это уважительное указание на штампы поведения, которые, возможно, трудно определить самому, без подсказки.
Посмотрите на товарищей по группе, выберите объект для пародии и подготовьтесь к показу. Через 10 мин. я приглашаю всех собраться для показа заданий.
Завершение: обсуждение игры. Проверяем, насколько наблюдательны и артистичны были участники игры. Удалось ли им не обидеть друг друга? Осталась ли пародия дружеской шуткой или кто-то воспринял ее с обидой. Почему?
«Не дыши в затылок
Цели:интенсифицировать внимание на партнере; дать возможность посмотреть на себя со стороны, глазами товарищей, скорректировать привычное отношение к самому себе.
Размеры группы: нет ограничений.
Ресурсы не требуются.
Время: 20-30 мин.
Ход игры
Всегда интересно взглянуть на себя со стороны глазами окружающих. Называется это — получить обратную связь — оценку, комментарии, отношения, связанные с нашими поступками, взглядами, словами, с нашим внешним видом, в конце концов. Эту обратную связь, или фидбек (от англ. feed-back) можно получить в любом виде: устном, письменном, вербальном, невербальном и т.д.
Сейчас мы попробуем посмотреть на себя глазами товарищей и получить некую бессловесную дружескую обратную связь.
Кто готов первым рискнуть? Аплодисментами встречаем самого смелого!
Теперь — о правилах игры. Наш ведущий игрок становится посередине комнаты. Перед ним — два участника тренинга, которые будут выполнять роль зеркала. Ведущий может сам выбрать двух человек, на контакт и взаимопонимание с которыми он рассчитывает и которые, по его мнению, обладают неплохими артистическими способностями и навыками невербальной коммуникации. Следующий этап: ведущий закрывает глаза, а в это время заего спиной появляется кто-то из членов группы, на которого я укажу. Он-то и будет «дышать в затылок», попросту говоря — действовать за спиной нашего ведущего. Когда этот неопознанный игрок займет стартовую позицию за спиной у ведущего, тот сможет открыть глаза и попытаться определить, кто же находится за его спиной. Для этого ведущий должен смотреть на «зеркало», а два актера будут мимически и пантомимически изображать человека, находящегося позади, — что его характеризует, как он выглядит, что он делает в данную минуту… Если они работают успешно и тайный игрок опознан, то на роль ведущего приглашается следующий участник. В случае ошибки ведущий вправе заменить одного из «зеркала», тогда на освободившееся место заступает бывший тайный игрок.
Завершение
Обсуждаем, как воспринимали себя тайные игроки, видя свое отражение в «живом зеркале». Какие особенности поведения, характера, внешности товарищей бросались в глаза при показе, какие стали неожиданным открытием?