СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг первичной профилактики отклоняющегося поведения среди подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: инвентаризация представлений подростков о негативных последствиях отклоняющегося поведения и обучение навыкам формирования здорового образа жизни.

Задачи: информировать и систематизировать имеющиеся знания о негативных последствиях отклоняющегося поведения; обучать участников построению программ для преодоления жизненных затруднений.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг первичной профилактики отклоняющегося поведения среди подростков.»

Тренинг первичной профилактики отклоняющегося поведения среди подростков.

Составитель: педагог-психолог Цветкова Л.И.

Цель: инвентаризация представлений подростков о негативных последствиях отклоняющегося поведения и обучение навыкам формирования здорового образа жизни.

Задачи:

– совместный анализ позиции человека, практикующего отклоняющееся поведение;

– информирование и систематизация имеющихся знаний о негативных последствиях отклоняющегося поведения;

– обучение участников построению программ для преодоления жизненных затруднений;

– получение опыта формирования здорового образа жизни.

Данный тренинг в практическом применении должен носить вполне конкретный характер. Мы не можем говорить с подростками об «отклоняющемся» поведении. Мы говорим об агрессивном поведении, о насилии, об употреблении табака, алкоголя и других психоактивных веществ, о правонарушениях и т. д. Поэтому упражнения, приведенные в данном тренинге, нужно каждый раз адаптировать под конкретную тему. Однако изменения нужны лишь в деталях. В целом алгоритм, общий смысл и форма выполнения остаются прежними.

Вводная часть. Подростки входят в кабинет и рассаживаются. Ведущий представляется и начинает знакомство с подростками.

  1. Упражнение «Если бы у меня было новое имя…»

Участник называет свое имя, а затем говорит: «Если бы я сам мог выбрать другое имя, то я бы выбрал… В этом имени мне больше всего нравится. А в моем имени мне больше всего нравится (не нравится).»

  1. Установление правил.

Цель: фиксация группы как основы работы в тренинге.

Инструкция: правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право добавить новые правила. Все правила записываются на большом листе ватмана. Важно или принять, или отвергнуть, или найти компромисс. Каждый делает свой выбор. Участникам предлагается закончить предложения: «В этой группе нежелательно…», «В этой группе можно…», «Из этой группы может быть исключен тот, кто…».

Примерные правила:

  1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.

  2. Для каждого понятие истины определяется те, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.

  3. Наша первая цель – установить позитивные контакты друг с другом.

  4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.

  5. Мы должны прислушиваться к другим.

  6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

Анализ упражнения:

В какой степени предложенные правила ясны участникам?

Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?

Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?



  1. Упражнение «Формула неудачника»

Цель: информирование и систематизация представлений, мифов участников о причинах отклоняющегося поведения.

Время: 30 минут.

Материалы: около 100 карточек формата А6; доска, фломастер; лист ватмана с заранее написанной на нем «формулой неудачника» (см. описание упражнения) – прикрепить во время объяснений; листы А4 с надписями подгрупп «причин» (см. описание упражнения), к которым прикрепляются карточки, заполненные участниками.

Инструкция

Вы все знаете, что отклоняющееся поведение (тренер называет конкретный вид поведения, которому посвящен тренинг) приводит к негативным для человека последствиям. Почему же тогда люди все-таки практикуют такое поведение? Что заставляет их наносить вред самим себе? Как вы думаете?

Тренер выслушивает 3–4 участников, затем вводит инструкцию.) Сейчас разделитесь на подгруппы по 4 человека. Каждая подгруппа отвечает на вопрос: «Почему люди все-таки практикуют такое поведение? Что заставляет их наносить вред самим себе?» Возьмите карточки. На каждой ка-****рточке напишите по одной причине. Чем больше напишете, тем лучше. На все у вас есть 15 минут.

Тренер раздает листы формата А6 – 1/4 стандартного листа А4 – каждой подгруппе по 15–20 листов – пусть лучше останутся лишние, чем не хватит.

После выполнения задания тренер предлагает каждой команде делегировать одного участника, чтобы он на доске разместил заполненные карточки. Если нет большой доски, карточки можно раскладывать на полу в центре круга. Тренер следит, чтобы причины, выдвинутые подгруппами, не подвергались критике со стороны других участников.

Представители каждой подгруппы по очереди раскладывают карточки и зачитывают их вслух. Повторяющиеся карточки прикрепляются друг на друга.

Когда все карточки разложены, тренер предлагает частные причины объединить в группы:

1. Неудовлетворенность собой и своим состоянием. В эту подгруппу можно поместить такие причины, как: «некрасивая внешность», «плохой характер», «застенчивость», «для снятия напряжения», «чтобы забыть, что виноват», «думает, что из него все равно ничего не выйдет» и т. д.

2. Неудовлетворенность своими отношениями. Это такие причины, как: «ссора с родителями», «любимый человек изменил», «никто не любит», «одиночество», «обида на кого-нибудь» и т. д.

3. Неудовлетворенность обстоятельствами своей жизни. Примеры: «бедный, и не может никуда поступить учиться, и нет перспектив», «родители заставляют учиться не там, где хочет», «не может найти работу», «нет дома, негде жить, мотается по случайным притонам», «дома все плохо, старается уйти куда попало, лишь бы домой не идти» и т. д.

4. Дружба с теми, кто сам таким образом ведет себя. Примеры: «все друзья ведут себя так», «приятели не хотят дружить, если не будет делать то же, что и они» и т. д.

5. Без видимых причин. Примеры: «от скуки», «некуда себя деть», «из любопытства», «просто так, чтобы знать, как это бывает» и т. д.

6. Позиция жертвы. Примеры: «приятели пригрозили: или будешь с нами, или прибьем», «заставили насильно» и т. д.

Если карточку можно поместить в две подгруппы, ее копируют и помещают в каждую.

Подведение итогов

Посмотрите на эти причины. Вы видите, как их много. Получается, что предлогом может послужить любое жизненное затруднение или переживание человека. Смотрите, скука или любопытство – это тоже своеобразная трудность: человек не может с ними справиться. А есть такие люди, у которых в жизни не бывает трудностей? Но ведь известно, что далеко не все люди в случае жизненного затруднения начинают вести себя таким образом. Получается, что некоторые в трудной ситуации выбирают… (определенное отклоняющееся поведение), а другие выбирают какой-то другой способ решения проблемы.

Получается, что. (определенное отклоняющееся поведение) – это такой способ решать свои затруднения, а вернее, способ убежать от их решения. Может быть, человек не знает, как их решать, или ему кажется, что это слишком сложно. Может быть, он начинает жалеть себя и выбирает, как ему кажется, самый простой путь. Те люди, которые выбирают… (определенное отклоняющееся поведение), ничем не отличаются от других: у них столько же способностей, столько же сил, энергии. Они отличаются только своим выбором. Итак, люди делают свой выбор в сторону. (определенного отклоняющегося поведения), а затем стремятся оправдать себя, потому что знают, что многим или некоторым окружающим это не нравится. Чем они оправдывают себя?

1. Они обвиняют окружающих: «Вот если бы они не делали то-то и то-то, я бы не стал., вот пусть знают, что они со мной сделали».

2. Ставят на себе «крест», думают: «Я все равно никчемный человек, ну и пусть я погибну»; «Какая разница, что со мной будет дальше, – я знаю, что ничего хорошего все равно не будет».

3. Представляют себя мучеником, говорят: «Мне так плохо, я должен как-то расслабиться» или «Мне так скучно, надо как-то развлечься».

4. Представляют себя пленником ограничений, искателем приключений, которым мешают получать опыт, их ограничивают, они говорят: «Я должен попробовать все. Почему нельзя?», «Серые будни и ограниченность окружающих мешают мне творчески проявляться, мне нужны экстремальные обстоятельства», «Я взрослый человек, я сам знаю, что мне можно, а что нельзя», или: «Я бы и не стал, но мои друзья… Отказаться значит, потерять их».

Видите, каждый раз, когда человек старается оправдать свой выбор. (определенного отклоняющегося поведения), он ставит себя в позицию жертвы – его или люди обидели, или судьба, или обстоятельства так сложились, или ему не хватает новых впечатлений (почему я не могу попробовать?).

Давайте запомним следующее.

Поиск оправданий только создает иллюзию, будто есть особые причины… (определенного отклоняющегося поведения). На самом деле причина только в том, что человек не умеет, а может быть, не хочет решать свое затруднение другим способом. Значит, есть только одна причина – это выбор самого человека.

Человек, который делает такой выбор, может быть и сильным, и талантливым, и обладать множеством всяких достоинств. Но как только он начинает жить в соответствии с «формулой неудачника», неудачи начинают преследовать его.

Давайте запомним эти составляющие и саму «формулу неудачника».

Жизненная трудность + Неумение (нежелание) решать затруднение + Позиция жертвы = Неудачник

А если человек знает составляющие «формулы неудачника», он сможет по своему выбору изменить ее компоненты и тем самым – саму ситуацию.

Комментарии для тренера

Существует мнение, что при обсуждении отклоняющегося поведения не нужно говорить о его причинах, что это ни к чему не ведет, а только закрепляет подростка в его деструктивных позициях. Но миф об «уважительных причинах» так распространен, что любой подросток может перечислить хотя бы несколько. Поэтому нужно говорить об этом, а затем уже опровергать. Если же мы будем замалчивать, обходить стороной этот миф, то он останется. Любой подросток, прошедший тренинг, в таком случае может сказать: «Да, но все-таки иногда есть очень тяжелые причины, когда человек действительно может помочь себе (решить проблему, выйти из трудного положения) только таким способом». И все. Вся ваша профилактика сведется к нулю.

После объяснений тренера общегруппового обсуждения можно не проводить. Лучше сразу начать проводить другое упражнение с активным участием всех членов группы. [8]



  1. Упражнение «Паровозик»

Участники в произвольном порядке расставляют по комнате несколько стульев на большом расстоянии друг от друга. Потом все выстраиваются друг за другом паровозиком и держат друг друга за плечи. Затем все закрывают глаза (если есть возможность, все завязывают глаза специальными непрозрачными повязками или косынками). С открытыми глазами остается только один участник в середине «паровоза». Затем тренер быстро меняет расположение стульев. Паровозику нужно пройти вокруг всех стульев, не сбив их. После упражнения участников просят поделиться своими впечатлениями. Тренер спрашивает, каково было идти с закрытыми глазами. А затем проводит метафорическую параллель о том, что люди часто двигаются по жизни с закрытыми глазами, не задумываясь о том, что будет дальше, как отзовется тот или иной поступок.

  1. Упражнение «Домино»

Цель: инвентаризация представлений подростков о последствиях отклоняющегося поведения.

Время: 25–30 минут.

Материалы: 4 треугольника со сторонами 20–25 см, в центре написано стартовое условие, а по сторонам: «здоровье и эмоциональное состояние», «поведение и взаимоотношения», «жизнь в целом» (см. описание упражнения); 100–120 пустых карточек А6.

Инструкция

Вы все знаете игру в домино. Там каждый следующий ход определяется предшествующим шагом. Сейчас нам предстоит сыграть в своеобразное домино. Разделитесь на 4 подгруппы. Каждой подгруппе я вручаю по большому треугольнику. На каждом написано одно из стартовых условий (далее предлагаются варианты в соответствии с видом отклоняющегося поведения. Например:

Для профилактики злоупотребления психоактивных веществ:

– курение «травки»;

– употребление психотропных таблеток;

– употребление внутривенных наркотиков;

– дружба с наркоманом.

Для профилактики агрессивного поведения:

– оскорбления, нецензурная брань в адрес окружающих;

– действия, унижающие достоинство человека, наносящие ему оскорбление (можно перечислить примеры таких действий);

– физическое насилие (избиения, пытки, причинение боли, нанесение ран, травм);

– дружба с человеком, практикующим агрессивное поведение.)

Теперь каждая подгруппа возьмет стопку пустых карточек (не менее 30 штук) и проведет карточный штурм: это значит, что каждый участник выскажет не менее 3–5 возможных негативных последствий для того человека, который поступает так, как обозначено на вашем треугольнике. Эти последствия касаются: 1) здоровья и эмоционального состояния; 2) взаимоотношений с людьми и 3) жизни в целом. Все свои предположения вы запишете на карточках. Конечно, вы будете помогать друг другу.

Затем вам нужно будет разложить карточки по мере нарастания вреда, который приносит поведение, обозначенное на вашей карточке. Рядом со стороной треугольника «здоровье и эмоциональное состояние» – карточки с негативными последствиями для здоровья, со сторонами «поведение и взаимоотношения», «жизнь в целом» – с последствиями, изменяющими соответствующие стороны жизни. На все у вас есть 15 минут.

(После выполнения задания.) Давайте посмотрим, что у вас получилось. Пусть кто-то из каждой подгруппы последовательно прочитает то, что вы написали на карточках.

(В случае необходимости тренер предлагает дописать последствия, о которых не упомянули участники, на дополнительных карточках и положить их на определенное место по нарастанию вреда.)

Обсуждение

Что вы можете сказать о будущем человека, который выбирает… (определенное отклоняющееся поведение)?

Пример выстраивания карточек

Подведение итогов (строится на основе высказываний участников.)

Комментарии для тренера

Как правило, подростки прекрасно знают о вреде того, что они делают. Тем не менее в тренингах по профилактике невозможно обойти такую информацию. Поэтому, вместо того чтобы повторять то, что известно всем, можно организовать активную «инвентаризацию» знаний.

Если вам приходится проводить тренинг в группе, участники которой считают тему слишком скучной, можно устроить соревнование: какая подгруппа первая заполнит карточки и выложит их в виде «домино». Такое соревнование проходит весело и является своеобразным энергизатором: включает интерес участников к дальнейшим упражнениям. [8]



  1. Упражнение «Жернова»

Цель: дать участникам возможность в безопасных условиях пережить опыт ограничений и дискомфорта, часто встречающийся в жизни человека, практикующего отклоняющееся поведение.

Время: 30 минут.

Материалы: не требуются.

Инструкция

Сейчас все, кроме одного человека, встают в круг, расставляют ноги шире плеч, стопы касаются стоп соседа. Вытяните руки вперед, сожмите кулаки. Начинаем размахивать ими вверх-вниз: правая рука вниз, в то же время левая – вверх, потом наоборот. Старайтесь не задевать рук партнера. Ваши руки – это жернова. Попробовали – остановились. Выслушайте, что будет происходить.

Оставшийся вне круга участник по моему сигналу проникнет в круг. Ему придется пробраться между ногами. Внутри круга надо постараться избежать ударов кулаками. Он может присесть, лечь, но только на 5 секунд. Как только он присядет или ляжет, я начну счет. На счет 5 он должен приподняться, согнувшись. Он не должен поднимать голову выше уровня кулаков участников. Он не имеет права выходить за пределы круга, пока кто-то еще не зайдет в круг, чтобы вытолкнуть его.

Я обойду круг «жерновов» и положу кому-нибудь руку на плечо. Это значит: участник должен выйти из круга – круг при этом смыкается – и зайти внутрь круга так же, как это сделал первый участник. Он выталкивает первого игрока, а сам остается в круге. Правила поведения в круге для него те же. Каждый имеет право отказаться зайти внутрь круга три раза, но на четвертый раз он должен зайти.

Затем я кладу руку на плечо следующему игроку, он выходит (если согласен и если еще не отказывался три раза) и идет в круг. И все повторяется.

Это понятно? Те, кто вышел из-под жерновов, встают в круг и опять становятся частью жерновов. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не зайдет в круг. Ясно? Начали!

Обсуждение

Первый круг. Что вы пережили? Поделитесь впечатлениями.

Второй круг. Как вы думаете, о чем это упражнение? Какие мыс

ли, выводы вы можете сделать?

Подведение итогов

У каждого появился свой опыт выхода из-под жерновов. Но все вы почувствовали, как это тяжело и неудобно, когда приходится пригибаться, уворачиваться, ждать, когда кто-то спасет. Некоторые говорили, как обидно, что спасать шли не сразу. А те, кто спасал, говорили, что было страшно входить в круг, и не всем хотелось спасать. Но то, что вы пережили, – это и есть жизнь человека, который выбирает… (определенное отклоняющееся поведение), и его семьи.

«Удары судьбы» сыплются на них непрерывно, и это больно. Чтобы увернуться от них, приходится терпеть много неудобств, ограничений. Человек в метафорическом смысле не может жить с поднятой головой. Он согнут и живет в ожидании новых ударов. И далеко не всегда приходит тот, кто хотел бы помочь, спасти.

Часто бывает, что человек, который выбирает (определенное отклоняющееся поведение), просто перестает пытаться подняться, перестает стремиться встать на ноги, он просто ложится, и ему кажется, что теперь все хорошо. Понимайте эти слова иносказательно. Он перестает куда-то двигаться, стремиться, в метафорическом смысле он просто ползает. Он отказывается от всех желаний, чтобы избежать «ударов судьбы». Но его близкие понимают, что это – начало смерти, начало разложения заживо. Они стараются вытянуть его и сами попадают в жернова.

Получается, что человек, который выбирает… (определенное отклоняющееся поведение), не только сам попадает под удары из-за своего выбора, но и заставляет близких людей получать удары за него.

Комментарии для тренера

Это упражнение будет эффективным, если круг состоит не менее чем из 10–12 человек. Если меньше – кулаки ударяют друг по другу. Если намного больше, между кулаками в центре круга остается много свободного пространства и уворачиваться просто не от чего.

Упражнение не опасно. Во-первых, участники быстро находят нишу близко к полу. Во-вторых, по условиям они не поднимают голову и кулаки ее не задевают. В-третьих, сила, с которой кулаки задевают участника, не велика – кулаки именно задевают, никто не наносит удар специально. Такой контакт чувствителен, но не вреден. Если вы тревожитесь, предупредите участников, что лицо лучше прикрывать (хотя участники и сами это делают). [8]



  1. Упражнение «Атомы и молекулы»

Тренер предлагает участникам в течение 2-х минут побродить по комнате. В конце концов должно образоваться 4 подгруппы, состоящие из любого количества человек. При этом ведущий ни в коем случае не задает принципов деления. Состав этих подгрупп становится темой дальнейшего обсуждения.

Вопросы:

– Что побудило участника присоединиться именно к данной группе (человеку)?

– Что он почувствовал, когда к нему присоединились другие участники?

  1. Упражнение «Фьючервей (Консилиум)»

Цель: помощь участникам в осознании возможностей решения жизненных затруднений и построения успешной жизни.

Время: 50 минут.

Материалы: листы ватмана для фьючервеев (их можно оформить в виде «свитка» или «письма из будущего»); фломастеры; можно сделать специальные значки из бумаги или повязки для членов консилиума (т. е. для всех участников). Антураж, дизайн, необычные новые слова всегда интересны и важны для подростков.

Инструкция

Разделитесь на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп – это большой Консилиум. Вы – люди будущего. И из будущего вам хорошо видно, кому можно помочь и как это сделать. Вас пригласили специально, чтобы вы дали рекомендации человеку, который хочет начать употреблять наркотики, потому что не знает, как другим способом решить свои проблемы.

Вам нужно обсудить и выдать этому человеку фьючервей (от англ. «future» – будущее, «way» – дорога), т. е. вы пропишете ему будущую дорогу к успешной жизни.

Итак, первый Консилиум выписывает фьючервей человеку, который выбирает… (определенное отклоняющееся поведение), чтобы испытать что-то новое, любит рисковать, любит доказывать свою смелость и независимость.

Второй Консилиум выписывает фьючервей человеку, который выбирает. (определенное отклоняющееся поведение), потому что считает, что он непривлекательный и его никогда никто не полюбит, и к тому же он считает, что у него нет никаких способностей и ему никогда не удастся добиться успеха в жизни.

Третий Консилиум выписывает фьючервей человеку, который выбирает. (определенное отклоняющееся поведение), потому что его лучшие друзья начали употреблять наркотики, и если он не станет делать того же, он потеряет друзей и останется в одиночестве.

Четвертый Консилиум выписывает фьючервей человеку, который выбирает. (определенное отклоняющееся поведение), потому что ему скучно, он никогда не знает, чем себя занять. Кроме того, ему надоели постоянные скандалы между его родителями, и если сидеть дома, то и ему достанется.

(После выполнения задания.) Теперь зачитайте свои фьючервеи. Остальные Консилиумы внимательно слушают и могут что-то добавить или предложить что-то изменить, если посчитают нужным.

Обсуждение

Что самое главное вы поняли при выполнении этого упражнения? Что при выполнении упражнения было особенно трудным? Почему? Что из составленных фьючервеев вы хотели бы применить в собственной жизни?

Комментарии для тренера

Вырабатывая дорогу для выхода из затруднения, подростки самостоятельно выстраивают жизненную программу, которой могут затем следовать. Часто творческие способности подростков и глубина их понимания проблемы удивляют. А иногда их представления бывают поверхностны и наивны.

В любом случае тренер может слегка помочь «консилиумам», переходя от группы к группе во время выполнения задания или при обсуждении каждого фьючервея: подкинуть идею, развить удачную мысль, внести небольшую поправку и т. д. Важно, чтобы программы были написаны как цепочка конкретных конструктивных шагов, позволяющих найти решение затруднения, не прибегая к отклоняющемуся поведению.

Если позволяет время, можно предложить подгруппам начать свой фьючервей с девиза, который лаконично и образно передает общую суть рекомендаций. [8]

  1. Упражнение «Виртуальный подарок»

Тренер: «Все любят, когда им дарят подарки, поэтому предлагаю каждому из вас сделать подарок своему соседу справа. Но подарок этот не обычный: то, что вы хотите подарить, вы изобразите с помощью жестов и мимики. А ваш сосед должен догадаться, что вы ему дарите. Когда он догадается, он символически получает подарок, а потом также символически дарит свой подарок соседу справа и т. д.».

Список литературы:

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2001.

  2. Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. СПб.: Речь, 2005.

  3. Вачков И.В. Методы психологического тренинга в школе. Курс лекций. Лекция седьмая. Организационные аспекты организации тренинговых методов // Школьный психолог. 2004. № 45.

  4. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. М.: Центрполиграф, 2001.

  5. Евтихов О. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2004.

  6. Емельянова Е. В. Кольца защиты. Пермь, 2003.

  7. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях.- СПб.: Речь, 2004.

  8. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. -СПб.: Речь, 2008.

  9. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2001.

  10. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001.