СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг по психологическому просвещению и профилактике стресса обучающихся 9, 11 классов. «Экзамен без стресса»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг по психологическому просвещению и профилактике стресса обучающихся 9, 11 классов. «Экзамен без стресса»»

Занятие (тренинг) по психологическому просвещению и профилактике стресса с учащимися 9, 11 классов. «Экзамен без стресса»


Цель: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

- Формирование положительного настроя на работу. Освещение теоретических аспектов понятия о стрессе.

- Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

- Развитие уверенности в себе.

- Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

Ожидаемые результаты:

Сформировано позитивное отношение к процессу сдачи экзаменов; рост сопротивляемости стрессу; рост самооценки учащихся; снижение уровня тревожности;

Материалы и оборудование: заранее подготовленные бланки с текстом. Время проведения: 35 минут.

Участники: обучающиеся 9, 11 классов

Ход занятия

1. Приветствие.

«Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано?

Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах. Человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает стресс.

- Как вы считаете, что такое стресс? Стресс – это состояние психического напряжения (от англ. давление, напряжение) комплексное психическое и физиологическое состояние, возникающие в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Мы с вами должны понимать, что определённый уровень тревожности в ситуации экзамена – естественная и обязательная особенность активной личности. Все мы, взрослые перед ответственным выступлением или экзаменом немного тревожимся и волнуемся. И это позволяет нам быстро извлечь нужную информацию, быть собранным, сконцентрированным, внимательным. Роль стресса состоит в активизации организма, в результате которой организм приходит в состояние «боевой готовности». Другое дело, когда уровень тревоги очень высок и это начинает нам мешать – возникает чувство, что всё забыли, сильно бьётся сердце, в голове мечутся обрывки мыслей. Как вы видите стресс, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние (дистресс) на нашу деятельность. Самое главное для нас, чтобы волнение, тревога не помешали сдать экзамен. Нам необходимо научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.

Самообладание – умение владеть собой, своими действиями, переживаниями, чувствами.

Упражнение "Суперученик"

Цель упражнения: создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, который может помочь при сдаче экзаменов.

Психолог: «Давайте, мы с вами подумаем, какими качествами должен обладать ученик (суперученик) который, без сомнения, сдаст любой экзамен. Давайте составим портрет" суперученика".

- стрессоустойчивый (уметь адекватно реагировать на происходящие события, уметь владеть собой (эмоциями)

- внимательный - обладать хорошей памятью

- целеустремлённым (ставить цель и добиваться её), уметь планировать свою деятельность

- волевой - с хорошей самооценкой (Я могу (установка) – при возникновении затруднений, не опускать руки, а предпринимать попытки решить затруднение).

Ребята предлагают свои варианты ответов.

Инструкция для учащихся: "Сейчас мы будем говорить про каждого из вас. Вы должны вспомнить положительные качества друг друга, которые помогут вам сдать экзамен. Но вы должны не просто называть качества, а подтверждать их примерами! И так мы говорим про каждого присутствующего по очереди". Упражнение «На встречу друг другу»

Если группа не может найти сильной "экзаменационной" стороны личности того или иного участника, задача ведущего – помочь им, организовать миниобсуждение.

Учащийся, которого обсуждают, делает записи. Затем участникам предлагается из ряда названных качеств выбрать одно, наиболее важное, по их мнению, которое помогло бы сдать экзамен.

Участники по очереди зачитывают наиболее важное для себя качество. Ведущий отмечает, что у каждого нашлась сильная сторона.

«Ребята, обратите внимание, у каждого из вас нашлись сильные стороны, и вы должны знать об этом. Чтобы в ситуации затруднений опираться на них».

Выбранные качества записываются на листе ватмана и вывешиваются на стенд.

При обсуждении учащиеся отвечают на вопросы:

- Что нового вы о себе узнали?

- Какие качества вы бы хотели у себя развить?

«Я думаю, что вы со мной согласитесь, что важно чувствовать себя уверенно на экзамене. Уверенность складывается из нескольких составляющих: из того, как ты себя чувствуешь, как ты выглядишь, как ты подготовился. В ситуации экзамена важно помнить, что у каждого есть собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации. Если вы будите вести себя уверенно, и ощущения будут меняться».

Дискуссия «Как готовиться к экзаменам»

Подготовка к экзаменам снижает стресс.

Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Питание. Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий. Самоорганизация. Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала.Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Как развивать мышление.

1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.

7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Режим дня. Раздели день на три части 24 часа:

— готовься к экзаменам 8 часов в день;

— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе,общение;

— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Проведение теста. «Жаворонки, совы и голуби».

Хронотип — индивидуальные особенности суточных ритмов организма человека и других животных. Хронотип человека определяет организацию физиологических функций организма...

(Приложение 1). Обсуждение результатов.

Убедите себя в успешности сдачи экзамена.

Упражнение Закончи предложения».

Учащимся раздаются бланки, на которых они выполняют задание. Я успешно сдам экзамен, потому что…..

Я успешно сдам экзамен, несмотря на …

Я успешно сдам экзамен, так как…

Я успешно сдам экзамен благодаря…

Я успешно сдам экзамен, опираясь на…

Я успешно сдам экзамен, так как стремлюсь…

Упражнение «Самолетики пожеланий».

Учащиеся из бумаги делают самолетик, а на его крыльях пишут пожелания свои одноклассникам. По команде: «Полетели» пускают самолетики друг другу.

Упражнение «Ресурсные образы»

Цель: успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение.

«Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях».

Выход из состояния релаксации.

Рефлексия. Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?

Единственного правильного способа справится со стрессом не существует, каждый выбирает то, что подходит лично ему.

«Возможности, которые предлагает нам жизнь»

Притча

Участникам предлагается прослушать притчу и обсудить её

Однажды к мудрецу обратился его ученик:

— Мудрейший, подходит время, когда мы должны расстаться, и я знаю, что должен пройти испытание, чтобы доказать, что я освоил все Ваши уроки мудрости. Но мне страшно, что могу что-то забыть, и мне будет неловко перед остальными. Помогите мудрым советом, как мне преодолеть страх?

С сочувствием посмотрел на него учитель:

— Я помогу твоему горю.

Мудрец пригласил ученика в свой дом.

— Угощайся, ешь и пей, — сказал он бедняге. — Когда же закончишь пить чай, выходи во двор — там я дам тебе совет.

Довольный гость неспешно попивал горячий чай и заедал сладостями. Когда же он, успокоенный, закончил чаепитие, то быстро направился к выходу из комнаты. Но, лишь приоткрыв дверь, он снова её захлопнул — в соседней комнате находился огромный свирепый тигр, но он спал спокойным сном.

— Нет, наверное, никогда не получить мудрый совет, — подумал ученик, но набрался храбрости и тихонько вышел из комнаты.

Тигр так и не проснулся.

На пороге его уже ждал мудрец.

— Почему ты не схватил тигра за хвост? — спросил мудрец ученика.

Ученик был немало удивлён такому вопросу учителя.

— Страхи подстерегают тебя повсюду, — сказал старик. — Избежав одного, ты столкнёшься с новым. Но для того, чтобы перестать бояться, просто не дёргай свой страх за хвост.

Приложение 1.

Психологический тест Остберга (сокращенный).


1. Вам по утрам трудно просыпаться:

А) да, почти постоянно (3),

Б) иногда (2),

В) редко (1),

Г) очень редко (0).


2. В какое время вы предпочтете ложиться спать при возможности выбора:

А) ночью, после 01:00 (3),

Б) 23:00 — 01:00 (2),

В) в 22:00 — 23:00 (1),

Г) до 22:00 (0).


3. Завтрак, предпочитаемый Вами в первый час после подъема:

А) плотный (0),

Б) не очень плотный (1),

В) могу ограничиться одним вареным яйцом (2),

Г) мне достаточно чашки кофе или чая (3).


4. В какое время чаще всего у Вас случаются возможные размолвки и конфликты дома и на работе?

А) в первую половину дня (1),

Б) во вторую половину дня (о).

5. Вы легко откажетесь:

А) от утреннего кофе или чая (2),

Б) от чая или кофе вечером (0).

6. Точность отсчитывания времени для 1 минуты:

А) у меня получается меньше минуты (0),

Б) я отсчитываю больше минуты (2).


7. Во время поездок и отпуска Вы легко изменяете своим привычкам, связанным с едой?

А) очень легко (0),

Б) без особых проблем (1),

В) с трудом (2),

Г) никогда не меняю (3).


8. Вам предстоят утром важные мероприятия, насколько раньше Вы ляжете спать:

А) больше, чем на 2 часа (3),


Б) лягу на 1-2 часа раньше (2),

В) менее часа (1),

Г) лягу как обычно (0).

ИТОГ: баллы суммируются по всем вопросам.


0-7 баллов — испытуемый является жаворонком,

8-13 баллов — «голубь»,

14-20 баллов — «сова».

Считается, что наиболее уравновешенными и приспособленными к современным условиям жизни являются «голуби». Общепринятый режим труда и отдыха наиболее близок голубиным биоритмам, к тому же голуби могут подстроиться без ущерба для здоровья практически к любому расписанию.

У большинства «жаворонков» есть только два пика интеллектуальной активности. Правда, в отличие от «сов», эти периоды являются более продолжительными. Первый пик активности начинается в 8–9 часов и заканчивается к 12–13 часам. Второй — более короткий — пик интеллектуальной активности приходится на послеобеденное время — с 16 до 18 часов.

Что касается физической активности «жаворонков», то она также носит двухфазный характер. Наиболее эффективно они могут выполнять физическую работу утром с 7 до 12 часов и вечером с 16 до 19 часов.




В отличие от «жаворонков», у большинства «сов» есть три пика интеллектуальной активности. Первый пик (дневной) наблюдается с 13.00 до 14.00, второй (вечерний) — с 18.00 до 20.00 часов и, наконец, третий (ночной) — с 23.00 до 01.00. При этом наиболее полноценным является вечерний период.

В соответствии с этими периодами активности и нужно строить свой рабочий день.

Физическая активность «сов» имеет несколько другой характер. Она постепенно нарастает, начиная с 14.00, достигает своего пика к 19.00, после чего снижается к 21.00.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!