Тренинг развития эмпатии
(1,5 часа)
Цели тренинга: развить эмпатию студентов-медиков, показать значимость эмпатии как профессионально важного качества.
1. «Идентификация с ролью», 20 мин.
Цель: развитие способности поставить себя на место другого.
Ведущий предлагает участникам карточки (см. Приложение 1) с описаниями различных ситуаций, в которых оказались некоторые люди. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица.
Обсуждение:
Насколько трудно было войти в роль другого человека?
Какие чувства возникли в этой роли?
Трудно ли поставить себя на место другого человека, понять его переживания и на этой основе дать ему совет?
2. «Ситуации сочувствия», 15-20 мин.
Цель: развитие сочувственного отношения к проблемам и бедам других людей.
Группа делится на 5 подгрупп. Им раздаются ситуации (см. Приложение 2), в которые попали люди. Задача подгруппы – проанализировать ситуацию и выразить свое сочувствие, дать совет, предложить решение проблемы. Презентации перед всей группой, корректировка.
3. «Гадание на будущее», 15-20 мин.
Цели: «вчувствование» в образ другого, обратная связь.
Будущее – это колея или траектория, если не приложить усилий к своему пути, то там и окажешься. Но при желании и знании многое можно изменить… Выбирается 3-4 желающих погадать на свое будущее. Ведущий задает вопросы относительно человека, на которого группа гадает:
Личная жизнь: любовь, семья, как все это может сложиться, какой будет муж/жена, история и перспектива отношений, конфликты, сколько детей и отношения с ними, отношение к внукам и внуков к…
Работа: карьера, место в жизни, зарплата, успехи и неудачи, отношения с сотрудниками, конфликты…
Ценности, интересы, увлечения… какие будут, как будут изменяться?
Здоровье: чем будет болеть и как часто, из-за каких злоупотреблений? Можете вы дать ему совет?
Обсуждение:
Насколько легко было «предсказать» человеку судьбу?
По каким признакам сейчас вы предсказывали будущее?
Ощущения тех, кто услышал свое будущее.
Приложения к тренингу развития эмпатии
Приложение 1.
«Идентификация с ролью другого человека»
1. Молодой человек, не проявивший никаких способностей в жизни. Ничего толком не умеет, ничего у него не получается, никаких особых способностей не проявилось. Другие люди ему тоже об этом говорят. Он им верит. Испытывает разочарование в жизни, утратил интерес к ней.
2. Женщина поссорилась со своим мужем. Они поругались, и муж сказал ей, что он уходит и забирает ребенка с собой. Она подумала, что он ей угрожает, но муж действительно тайно забрал ребенка с собой. Больше она их не видела. Сейчас у нее новая семья, но она все время думает о первом муже и хочет его вернуть.
3. Девочка-подросток страдает из-за семейных конфликтов. Причиной этих ссор является она сама, вернее, ее воспитание. Родители упрекают друг друга и скандалят. Каждый считает виновным в том, что дочь отбивается от рук, другого. Девочка тяжело переживает эти раздоры, очень эмоционально реагирует на них. Главное заключается в том, что она считает себя хорошей и ей обидно, когда в нее не верят.
4. Отец постоянно ругает своего сына, «пилит» по поводу и без. Он же просто теряется, так как не знает, как тому угодить. Чувствует себя униженным, суетится всякий раз, когда отец кричит на него. Ему очень горько, что его никто не защищает и не любит.
5. Женщина испытывает большие нагрузки на работе, кроме того, ей постоянно и беспричинно делают замечания, попрекают. Ей кажется, что все ополчились против нее. На нее бросают косые взгляды, перешептываются за спиной, но в глаза никто ничего не высказывает. Она очень дорожит своей работой, но условия в коллективе становятся невыносимыми…
6. Девочки-сестры враждуют между собой. Старшая насмехается над младшей, издевается над ее внешностью, манерой одеваться, причесываться, говорить. Она выставляет в смешном виде все, чем занимается младшая. Когда дома никого нет – обзывает младшую и даже бьет. На попытки младшей сестры искать защиту и поддержку у родителей те отвечают ей, что она всё выдумывает.
7. Старшеклассница жалуется на отсутствие друзей, с ней никто не хочет дружить, из компаний ее просто прогоняют. Она думает, что это связано с ее некрасивой внешностью, которая всех отталкивает. Надежду обрести друзей она утратила. Одиночество стало таким всеобъемлющим, что ей уже не хочется жить.
8. Пожилая женщина недовольна своим сыном и его женой, которая постоянно им командует. Пока матери удается помогать сыну, спасти его от ситуации «подкаблучника», но ее мучают опасения, что после ее смерти всё изменится к худшему, и сын попросту пропадет. Ведь даже для своих детей он не авторитет – как их мать скажет, так и будет.
9. Молодая женщина находится в растерянности: муж накануне вечером сообщил ей, что у него есть другая, и он решил уйти к ней. Уговоры не возымели никакого действия. Он заявил, что все равно с ней жить не будет. Сегодня утром он собрал вещи и ушел, сказав, что навсегда.
10. Мать не знает, что делать со своей выросшей дочерью, которая ни ее, ни отца не слушает, хамит. Может по несколько дней не появляться дома, при этом ничего родителям не сообщает. Хотя они знают, что у нее уже постоянно меняются партнеры, ее интимное поведение попросту называется развратом. Дочь становится все более развязной, грубой, ничего не делает по дому, только ест, спит, постоянно меняет наряды и требует денег.
11. Старая женщина узнала, что в детском доме живет ее племянница, о судьбе которой она прежде ничего не знала. После встречи с девочкой в дет.доме женщина испытывает ужасные мучения, т.к. девочка очень обрадовалась встрече с ней и просит забрать ее оттуда, однако женщина обеспокоена тем, что она слишком стара и тяжело больна, и, кроме того, опасается, что на ее пенсию и социальное пособие ребенка ей не поднять.
Приложение 2.
«Ситуации сочувствия»
Маша только что узнала, что ее мама и папа собираются развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кати, пока всё образуется. Маша плачет, рассказывая вам об этом. Вы можете выразить сочувствие Маше?
Паше 8 лет. На День рождения папа подарил ему щенка. Паша гулял с ним каждый день, кормил, поил и гулял с ним каждый день. Паша очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды Паша пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Мальчик был очень расстроен, он искал его повсюду. Его мама помогла ему дозвониться в службу по отлову беспризорных животных, чтобы проверить, не попал ли он туда. Паша расклеил объявления по всему городу, но никто не откликнулся. Когда Паша рассказывал Вам об этом, он был очень-очень опечален. Можете ли вы посочувствовать ему?
Тимур и Роза – брат и сестра. Их родители приехали из Казахстана несколько лет назад. Дети живут в большом городе и ходят в среднюю школу. Однажды они вернулись из школы и застали обоих родителей дома. Это было очень странно, потому что они оба работают. Родители сказали им, что их бабушка в Казахстане тяжело заболела, и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухаживать за ней. Роза и Тимур очень огорчены, что их мама уезжает так далеко и не известно, когда вернется. Можете ли вы им посочувствовать?
Пете подарили на День рождения велосипед. Папа предупредил его, чтобы он не забывал каждый вечер ставить его в гараж. Однажды вечером Петя заигрался с друзьями с соседней улицы и забыл про велосипед. На исследующее утро он вспомнил о нем и побежал посмотреть, на месте ли он. Велосипеда не было! Петя рассказал вам об этом по дороге в школу. Можете ли вы придумать слова утешения для Пети?
Карине 15 лет. Она живет с мамой и четырьмя младшими братьями. Мама подрабатывает в трех местах, чтобы заработать достаточно денег. Карина хочет стать капитаном школьной команды болельщиков, но у нее нет времени, чтобы ходить на репетиции. После школы она должна сидеть с братишками. Карина спросила у учителя, который занимается подготовкой капитанов, что ей делать. Учитель дал ей домой видео с обучающим курсом, чтобы она могла практиковаться дома. На испытаниях она заняла первое место и была очень счастлива! Карина забежала к вам на перемене и сказала, что набирает команду. Можете ли вы разделить ее радость?