СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Практическая фразеология" для подготовки к экзаменам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение темы "Фразеология" и тренинг на закрепление по заданиям ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Практическая фразеология" для подготовки к экзаменам»

МБОУ «Корниловская СОШ»  Томского района Удивительное рядом… Практическая фразеология Пудова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Корниловская СОШ»

Томского района

Удивительное рядом… Практическая фразеология

Пудова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы

 Фразеологизмы  – это устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу, значению и воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных единиц.   Особенность фразеологизмов : в них нельзя произвольно менять слова, их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу, значению и воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных единиц.

Особенность фразеологизмов : в них нельзя произвольно менять слова, их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.

 Фразеологизмы  - со структурой предложения (Чему быть, того не миновать. Друг познаётся в беде. Лучше меньше, да лучше.) со структурой словосочетания , среди которых выделяются следующие основные лексико-грамматические разряды фразеологизмов : именные (темная лошадка) , глагольные (задирать нос) , качественные (кожа да кости) , наречные (засучив рукава) , модальные (как никак) , междометные (ни пуха ни пера!) .

Фразеологизмы

- со структурой предложения (Чему быть, того не миновать. Друг познаётся в беде. Лучше меньше, да лучше.)

  • со структурой словосочетания , среди которых выделяются следующие основные лексико-грамматические разряды фразеологизмов :
  • именные (темная лошадка) ,
  • глагольные (задирать нос) ,
  • качественные (кожа да кости) ,
  • наречные (засучив рукава) ,
  • модальные (как никак) ,
  • междометные (ни пуха ни пера!) .
Однозначность и многозначность фразеологизмов Однозначные употребляются с одним постоянным значением ( держать хвост трубой – не унывать, держаться уверенно, не робеть). Многозначные с несколькими значениями, например, держать ухо востро, т.е.  1) не доверяться кому-либо, быть очень осмотрительным, осторожным;  2) быть настороже, начеку.

Однозначность и многозначность фразеологизмов

  • Однозначные употребляются с одним постоянным значением ( держать хвост трубой – не унывать, держаться уверенно, не робеть).
  • Многозначные с несколькими значениями, например, держать ухо востро, т.е.

1) не доверяться кому-либо, быть очень осмотрительным, осторожным;

2) быть настороже, начеку.

Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов  Фразеологические синонимы – это фразеологизмы, имеющие близкие значения: «опытный» – стреляный воробей, травленый волк, тертый калач, собаку съел;  «умный» – светлая голова, ума палата, голова на плечах, семи пядей во лбу; «плакать» – лить слёзы, обливаться слезами, ревмя реветь, распускать нюни; «обязательно» – во что бы то ни стало, чего бы это ни стоило, любой ценой, хоть умри, хоть тресни.

Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов

Фразеологические синонимы – это фразеологизмы, имеющие близкие значения: «опытный»стреляный воробей, травленый волк, тертый калач, собаку съел; «умный»светлая голова, ума палата, голова на плечах, семи пядей во лбу; «плакать»лить слёзы, обливаться слезами, ревмя реветь, распускать нюни; «обязательно»во что бы то ни стало, чего бы это ни стоило, любой ценой, хоть умри, хоть тресни.

Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов  Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности действия, проявления признака : лить слёзы – обливаться слезами – утопать в слезах – выплакать все глаза. Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской : камня на камне не оставить – книжное , учинить расправу – нейтральное , разделать под орех – разговорное .

Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов

Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности действия, проявления признака : лить слёзы – обливаться слезами – утопать в слезах – выплакать все глаза. Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской : камня на камне не оставить – книжное , учинить расправу – нейтральное , разделать под орех – разговорное .

Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов  Фразеологические антонимы – фразеологические обороты с противоположными значениями : кот наплакал  «мало» – хоть пруд пруди  «много», засучив рукава  «старательно» – спустя рукава  «небрежно», семимильными шагами «быстро» – черепашьим шагом «медленно», душа в душу «дружно» – как кошка с собакой «в постоянной ссоре, вражде».

Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов

Фразеологические антонимы – фразеологические обороты с противоположными значениями : кот наплакал «мало» – хоть пруд пруди «много», засучив рукава «старательно» – спустя рукава «небрежно», семимильными шагами «быстро» – черепашьим шагом «медленно», душа в душу «дружно» – как кошка с собакой «в постоянной ссоре, вражде».

Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов Фразеологические омонимы – фразеологизмы, одинаковые по составу, но не связанные по смыслу. Например: до точки 1  – «точно, досконально, до мельчайших подробностей (знать)»; до точки 2  – «до отчаяния, до безвыходности (дойти)».

Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов

  • Фразеологические омонимы – фразеологизмы, одинаковые по составу, но не связанные по смыслу. Например:
  • до точки 1 – «точно, досконально, до мельчайших подробностей (знать)»;
  • до точки 2 – «до отчаяния, до безвыходности (дойти)».
Происхождение фразеологизмов Исконно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа, многие возникли из пословиц, художественных произведений ( отставной козы барабанщик, дать задний ход, сесть на мель ). Заимствованные фразеологизмы попали в русский язык путём заимствования, например, из старославянского языка ( земля обетованная, хлеб насущный ), из латинского ( альма матер – букв. «кормящая мать» об университете). Фразеологические кальки – пословный перевод иноязычного фразеологизма, например, время – деньги (англ. Time is money). Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения.

Происхождение фразеологизмов

  • Исконно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа, многие возникли из пословиц, художественных произведений ( отставной козы барабанщик, дать задний ход, сесть на мель ).
  • Заимствованные фразеологизмы попали в русский язык путём заимствования, например, из старославянского языка ( земля обетованная, хлеб насущный ), из латинского ( альма матер – букв. «кормящая мать» об университете).
  • Фразеологические кальки – пословный перевод иноязычного фразеологизма, например, время – деньги (англ. Time is money). Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения.
Заключение  В научном отношении изучение фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры.

Заключение

В научном отношении изучение фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры.

Задания 1. В каком варианте ответа нет фразеологизма как средства выразительности речи?   1) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. 2) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». 3) Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. 4) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

Задания

1. В каком варианте ответа нет фразеологизма как средства выразительности речи?

 

1) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.

2) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».

3) Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

4) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

Задания 2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?   1) — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, — рассмеялась Оля Авласович. — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся! 2) Мама без конца предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется. 3) Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят. 4) Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „ А”».

Задания

2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

 

1) — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, — рассмеялась Оля Авласович. — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!

2) Мама без конца предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется.

3) Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.

4) Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „ А”».

Задания 3.  В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?   1) (12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает. 2) (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! 3) (20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке… 4) (30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...

Задания

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

 

1) (12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.

2) (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!

3) (20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…

4) (30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...

Задания 4.  В каком варианте ответа нет фразеологизма?   1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. 2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения. 3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом. 4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

Задания

4. В каком варианте ответа нет фразеологизма?

 

1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.

2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

Задания 5.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. 2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? 3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. 4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

Задания

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

Задания 6.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. 2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. 3) Книга исчезла между двойными окнами вагона. 4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

Задания

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

Задания 7.  В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?   1) (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. 2) (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. 3) (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. 4) (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

Задания

7. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

 

1) (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

2) (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

3) (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

4) (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

Задания 8 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. 2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. 3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. 4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

Задания

8 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.

2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

Задания 9.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. 2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей. 3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали. 4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

Задания

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.

4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

Задания 10.  В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?   1) По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова. 2) Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка. 3) Днём волков отгонял служитель. 4) Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож.

Задания

10. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

 

1) По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.

2) Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка.

3) Днём волков отгонял служитель.

4) Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож.

Проверь себя! 1. 3 2. 1 3. 2 4. 4 5. 6. 4 4 7. 2 8. 2 9. 4 10. 1

Проверь себя!

1.

3

2.

1

3.

2

4.

4

5.

6.

4

4

7.

2

8.

2

9.

4

10.

1

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!