Тренинг с родителями
«Проявление насилия в семье».
Тема. Проявление насилия в семье
Цель занятия. Профилактика жестокого обращения с детьми.
Задачи:1. Установление доверительных отношений в группе.
2. Развитие потребности в самонаблюдении и самоанализе действий по отношению к ребёнку.
3. Тренировка навыка вербального общения.
План занятия.
№ | Содержание деятельности | Время | Оборудование | Литература |
1. | Вводная часть: - приветствие «Руки здороваются»; | 1 мин. | Стулья по количеству участников | |
2. | Основная часть. - Беседа «Проявление насилия в семье. » - Упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?» | 5 мин. 8 мин. | Платки, шарфы | Психологи- ческие игры для детей. Т.Н. Образцова. М., - 2005. |
3. | Заключительная часть. - подведение итогов занятия - «Моё настроение» | 1 мин. | | |
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Участники тренинга приветствуют друг друга, взявшись за руки и слегка пожимая их. Затем тренер предлагает участникам, озвучить с каким настроением, и каким ожиданием пришёл каждый из них.
II. Основная часть.
Здорово, когда дома уютно, хорошо и спокойно! У ребенка есть все необходимое: одежда, обувь, книжки, игрушки, вкусная еда. Если ребенок заболеет, то родные будут о заботиться: вызовут врача, купят лекарства. Если ребенок задержится хоть на минуточку, о нем будут волноваться.
Но иногда бывает совсем по-другому! Ребенку плохо? Он боится идти домой? Взрослым всегда не до него? Ему кажется, что он никому не нужен?
На основании разъяснения Верховного Суда Российской Федерации жестоким обращением с несовершеннолетним является осуществление физического или психического насилия над ними, также жестокое обращение может проявляться «в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)».
Я всегда думала, что самое безопасное место для детей — это их дом и семья. Однако, все чаще в СМИ можно узнать о леденящих душу историях, в которых жертвами родительского произвола в стенах родного дома становятся дети и подростки. Неспособные защитить себя физически или отстоять свою точку зрения, искренне любящие родных, они часто считают самое недопустимое, а порой и зверское обращение с ними заслуженным.
Самая сложная форма насилия –это эмоциональное насилие, потому что ее трудно распознать посторонним. По этой причине таким детям не всегда возможно помочь. Чаще всего эмоциональное насилие встречается именно во внешне «благополучных» семьях. При этом насильственные действия иногда воспринимаются как строгое воспитание. Поэтому такое воздействие в дальнейшей жизни приводит к бульшим психологическим проблемам, чем просто физическое насилие.
Что же можно считать эмоциональным насилием? Прежде всего, завышенные требования к ребенку, стремление навязать ему свои желания, манипулирование им ради своих целей, а также моральное унижение из-за недостаточно хороших по мнению родителя оценок в школе или приложенных усилий. Угрозы, пренебрежение и даже просто невнимание тоже считаются эмоциональным насилием, которое, к сожалению, очень сложно доказать и остановить.
Тренер задаёт вопрос:
- «Как часто Вы ругаете и хвалите своего ребёнка?».
Ответ на данный вопрос участники тренинга дают по очереди, анализируют, в каких формах происходит поощрение и словесное наказание ребёнка, как реагирует малыш на действия взрослого, и какое действие более продуктивно для развития детей, сохранения детского психологического здоровья и полноценных детско-родительских отношений.
Для того чтобы взрослый мог ощутить состояние ребёнка, которым постоянно недовольны взрослые, которому постоянно делают замечания или ругают и кричат, родителям предлагается упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?». Для этого выбирают одного из участников, который возьмёт на себя роль «ребёнка». Остальные –это «взрослые». «Ребёнок» сидит на стуле перед «родителями». «Взрослые» на каждую фразу тренера встают со своего места и накрывают ребенка платком(шарфом).
Ты получил не «5», а четыре? После 9-го класса пойдешь в дворники.
У тети Маши Петя на одни пятерки учится, а ты…
Ты специально это делаешь?
Исчезни, чтобы я тебя вообще не видела здесь
Мне без разницы, что ты там хочешь, делай, как я сказала
Растяпа, разиня, дырявые руки.
Ты ненормальный?
Ну что ты нюни распустил из-за пустяка
Ну-ка быстро замолчал!»,
«Стой нормально»
Сил моих уже нет на тебя!
Уйди с глаз моих.
Я тебя такого вредного не буду любить
Толку из тебя не выйдет.
Ты говоришь ерунду, выдумываешь!
Ты не сможешь – дай я сделаю все сама!
У всех нормальные дети, а ты вечно…
Зачем я тебя вообще родила
По завершению упражнения тренер предлагает поделиться своими впечатлениями о данном упражнении, об ощущениях и впечатлениях, полученных в ходе принятия ролей «ребёнка» и сделать заключение на основе личного опыта.
Затем на поощрительные фразы педагога «родители» по очереди подходят и снимают свои платки. «Ребенок» делится своими ощущениями.
Ты мой помощник
Люблю тебя, не смотря ни на что.
Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
Спасибо, что ты у меня есть
Мне понравилось сегодня с тобой играть.
Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.
Ты сильный, не сдавайся
Ты у меня самый красивый
Ошибки – это нормально. В другой раз получится.
Мне очень важно,что ты об этом думаешь!
Я на твоей стороне
Я горжусь тобой
У тебя все получится
Я всегда приду на помощь
Ты у меня такой умный,сообразительный!
После обсуждения участникам предлагается упражнение «Комплимент». Тренер говорит комплемент одному из участников, передавая маленький мячик или игрушку, например; «Вам очень идёт эта причёска», «Вы умеете интересно рассказывать», «Вы душевный человек» и др.
По завершению упражнения ведётся обсуждение по двум направлениям:
III. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия заключается в том, чтобы каждый участник высказывает своё мнение о происходящем, что он узнал, что понял, что почувствовал на занятии, изменилось ли его настроение или нет, если изменилось, то, постараться объяснить что повлияло на перемену, с каким настроением участник уходит. Затем участники берутся за руки и, слегка пожимая друг другу руки, прощаются.