СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг вербальной коммуникации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практике широко используется социально-психологический тренинг вербальной коммуникации, который мы далее подробно рассмотрим.

     Первое занятие требует особенно тщательной подготовки, поскольку от того, насколько быстро и профессионально ведущий сумеет снять напряжение в группе, создать благожелательную атмосферу в коллективе, зависит успех последующих занятий. Кроме того, на этом занятии, как и на всех последующих, надо подробно объяснять цели упражнений, отвечать на все вопросы участников, контролировать выполнение упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг вербальной коммуникации»


Занятие 1

1.Упражнение «Имена прилагательные»

Цель: способствует запоминанию участникам друг друга; каждый участник, называя себя позитивно, характеризуя свои положительные качества, уже попадет в атмосферу положительных эмоций и помогает сам ее создать.

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Веселая Валентина). Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так – вплоть до последнего участника, который называет всех садящих в кругу и только затем – себя.

2.Упажнение-мозговая атака «Какие качества привлекают меня в друзьях?»

Цель: дальнейшее формирование теплого эмоционального климата в группе; выяснение и выявление групповых предпочтений качеств личности.

Каждый участник называет качества, которые привлекают его в друзьях (естественно, позитивные качества). На плакате или доске помощники ведущего записывают все качества по порядку их называния. Затем, когда список составлен, все участники выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, отмечая свой выбор на доске. Таким образом, в результате выявиться картина групповых предпочтений. Качество, набравшее наибольшее количество предпочтений, считается наиболее уважаемым, предпочитаем группой, остальные располагаются по мере убывания. Каждый член группы может сравнить свои выборы с общегрупповыми предпочтениями и осмыслив ситуацию, осуществить коррекцию собственного поведения.

3.Упражнение «Позитивное представление»

Цель: помогает частично устранить эмоциональный дисбаланс.

Участники разбиваются на пары. Можно использовать следующий прием для того, чтобы выбор был максимально произвольным, - участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написано одно из следующих слов: гром, молнии, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Купидон и т.д. После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В течение пяти минут каждый участник имеет возможность рассказать своему партнеру о том, какой он замечательный, какими прекрасными качествами обладает, похвалиться своими успехами в различных областях жизни. Прослушав предельно внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосредоточенность. После этого наступает очередь второго участника.

Занятие 2

1.Упражнение «Вы, вероятно, не знаете обо мне…»

Цель: способствует участникам лучше узнать друг друга, узнать интересы и увлечения; дается возможность для самореализации, самооценки, самоутверждения.

Каждый участник рассказывает о себе то, что, он полагает, будет интересно


для других. Перед рассказом он называет себя именем в сочетании с именем

прилагательным, выбранным им самом начале работы. Рассказ должен быть кратким, из нескольких фраз, интересным для участников.

2.Упажнение-игра «Ливень»

Цель: помогает снять напряжение предыдущего упражнения, расслабляет; активизирует внимание, стимулирует наблюдательность.

Ведущий находиться в кругу, он определяет движения, и все повторяют по кругу эти движения, так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять данное движение. Он выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу к этому игроку и не покажет ему новое движение. Таким образом, одно движение выполняется по нарастающей, а предыдущее – по убывающей, так как все меньше участников выполняют предыдущее.

Виды движения ведущего:

  1. 1 круг – потирание ладоней;

  2. 2 круг – щелканье пальцами;

  3. 3 круг – похлопывание по бедрам, слегка наклонившись вперед;

  4. 4 круг – то же движение, дополненное притопыванием.

И далее – в каждом кругу постепенное возвращение по порядку движений назад потирание ладоней.

3.Упражнение «Концентрические круги»

Цель: стимулирует активное слушанье, дискуссии, развивает эмпатию.

Способствует углубленному осмыслению ситуаций и тем на основе


положительных эмоций.

Участники делятся на две групп и садятся в круг: половина садиться лицом к

центру, вторая половина – перед каждым участником лицом к нему. В создав -

шихся парах каждый участник получает две минуты для того, чтобы говорить на заданную тему. После этого участники внутреннего круга передвигаются на одно место вправо или влево, создаются новые пары и вновь говорят по две минуты на заданную тему. Затем пары вновь меняются, и упражнение повторяется с новым партнером.

1.Героем моего детства был…

2.О том, что я всегда хотел сделать, но до сих пор не сделал…

3.Человек, которого я действительно уважаю и почему…

4.Как в моей семье разрешаются конфликты…

5.О первой любви…

6.Случай, когда я поступил, как я считаю, правильно, хотя и очень боялся это сделать…

7.Счастливые воспоминания моего детства…

8.Урок в моей жизни, очень важный для меня…

9.Чем я горжусь, чему радуюсь в своей жизни…

10.О своих домашних любимцах…

После проведения упражнения ведущий спрашивает о впечатлениях,

чувствах, возникающих после проведения упражнения.

4.Упражнение «Тик-так»

Цель: помогает снять напряжение предыдущего упражнения.

Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» - направо, «так» - налево по кругу. «Бум-м-м» - означает перемену направления передачи, запрещается лишь два раза подряд менять направления передачи, т.е. чтобы движение не застопорилось на двух упорствующих участниках.


Занятие 3

1.Упражнение «Комплименты»

Цель: помогает создать позитивную эмоциональную атмосферу в группе, лучше осознать свои положительные качества, лучше понимать других людей; развивает эмпатию и перцепцию; корректирует самооценку участников, делая ее более адекватной.

Произвольно вбираются две пары. Им предлагается принять участие в

соревновании «Кто больше скажет комплиментов». По сигналу ведущего

один из партнеров в паре начинает говорить комплименты другому. Остальные участники делятся на две группы. Первая внимательно следит затем, чтобы комплименты не повторялись, иначе будет засчитан проигрыш, вторая – за тем, чтобы комплементы были «качественными». Если упражнение затягивается, ведущий может остановить его для последующего обсуждения. Участники пытаются описать свои ощущения: испытывали ли они неловкость в явно искусственных ситуациях общения, которые к тому же усугублялись соревновательным моментом; испытывали ли они некие положительные эмоции? Почему? С чем это связано?

2.Упражнение «Впечатление»

Цель: помогает создать позитивную эмоциональную атмосферу в группе, лучше осознать свои положительные качества, лучше понимать других людей;

развивает эмпатию и перцепцию; корректирует самооценку участников, делая ее более адекватной.

Участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один из участников рассказывает другому, какое хорошее впечатление тот на него произвел. Говорить следует тепло и искренне. Партнер, выслушав и поблагодарив, старается сказать в ответ как можно больше хорошего. Затем участники обмениваются впечатлениями. Упражнение можно проводить и в общем кругу, когда участники, поворачиваясь по очереди друг к друг и глядя в глаза, говорят добрые слова. Поощряются и желающие высказаться вне очереди. Как правило, упражнение становиться гимном положительным человеческим качествам, мощным источником положительных эмоций.

3.Упражнение «Признание в любви»

Цель: помогает создать позитивную эмоциональную атмосферу в группе,


лучше осознать свои положительные качества, лучше понимать других людей; развивает эмпатию и перцепцию; корректирует самооценку участников, делая ее более адекватной.

Участники получают листочки бумаги и ручки и выбирают негласно в

группе человека, который по самым разнообразным признакам и качествам им импонируют. На листочках следует написать пять наиболее ярких качеств, которые, с точки зрения каждого из участников, характеризуют выбранного ими человека и особенно им нравится. Затем ведущий собирает листочки с краткими «характеристиками», по очереди их зачитывает, а участники стараются угадать человека, к которому они относятся. Порадуемся за того, кто сумел точно и безошибочно охарактеризовать человека с положительной стороны, настолько точно, что все участники сразу же определили, кому относится это «признание». Победителем и кумиром группы на сегодня явится тот, кто получит наибольшее количество листочков с «признаниями в любви».

4.Упражнение «Проблема»

Цель: развивает способность понять, почувствовать чужую проблему как свою и понять состояние другого человека в конкретный момент; увидеть со стороны, как выглядит эта проблема в восприятии другого человека, насколько эта проблема действительно важна, видеть реакцию на нее других людей, услышать их советы; помочь человеку в переоценке своих взглядов.

Каждый участник записывает на листке бумаги краткую формулировку проблемы, которая волнует его в настоящий момент. Все участники делятся на группы по 5 человек, и ведущий собирает в каждой группе все листки с записанными проблемами (особенность – листки должны быть одинакового цвета и размера), перемешивает их и дает участникам выбрать для себя листок. Предварительно каждый участник на видном месте листочка снаружи пишет номер или ставит любой символ с тем, чтобы листок затем не попал ему самому.

Таким образом, моя «проблема» становится на короткое время «проблемой»

моего соседа, а чья-то «проблема», свою очередь, становиться моей. Задача каждого участника – прочитать и постараться прочувствовать «проблему»

другого как свою, рассказать жизненную ситуацию, в которой эта «проблема»

могла проявиться, попросить совета у друзей по группе. Задача других

участников данной группы – дать советы, как лучше решить возникшую проблему в данной конкретной ситуации. Каждый участник имеет 4 минуты на изложение своей проблемы и получение совета у друзей.







Занятие 4

1.Упражнение «Продолжи предложение»

Цель: способствует дальнейшем самопознанию личности каждого участника.

Каждый участник кратко дополняет предложение: «Мои положительные качества которые я могу предложить группе, это…»

2.Упражнение-игра «Крокодилы и лягушки»

Цель: способствует развитию внимательности и быстроты реакций каждого участника, выработке скоординированности действий коллектива.

Ведущий раскладывает на полу листки газеты. Сам ведущий становиться на время «крокодилом», пол – «озером», участники – «лягушками», газеты – «листками водяных лилий», на которые могут вспрыгнуть «лягушки», убегая, спасаясь от «крокодила».

По сигналу ведущего игра начинается. Все участники встают с места и ходят по кругу, не наступая на газеты. В руках у ведущего колокольчик, и пока он звенит, «лягушки» спокойно «плавают в пруду». Как только «крокодил» перестает звонить в колокольчик, «лягушки» стараются быстро прыгнуть на газеты, спасаясь от преследования. Если кто-то хоть частью ступни стоит на полу, т. е. в «воде», «крокодил» имеет право его «съесть», что означает выведение из игры. В этом случае проигравший участник должен выйти из круга и сесть на стул. Если все участники встали на газеты, а несколько газет остались свободными, их быстро убирают. В результате количество газет уменьшается и, соответственно, возрастает трудность выполнения упражнения. Затем ведущий снова звонит в колокольчик, участники гуляют вокруг газет. В результате многократного повторения действий количество газет неуклонно сокращается, опережая в этом «лягушек». Им становиться все труднее удержаться на небольшом количестве газет. Участники могут стоять на цыпочках, на одной ноге, опираться на других участниках и т.д. Участники, стоящие более уверенно, пытаются помочь другим, удерживая их.

3.Упражнение-ролевая игра «Конфликтные пары»

Цель: актуализация жизненного опыта.

По просьбе ведущего участники предлагают различные конфликтные ситуации, которые записываются на доске.

Список ситуаций:

1.Кассир – покупатель билета. Кассир не дает справок по требованию покупателя, объясняя, что это не входит в его компетенцию.

2. Учитель – родитель. Учитель призывает родителя наказать нерадивого ребенка, родитель, в свою очередь, обвиняет учителя в плохом качестве преподавания.

3.Муж – жена. Существует подруга семьи, о связи которой с мужем догадывается жена.

4.Девушка – молодой человек. Девушка в хороших отношениях со своим шефом. Молодой человек недоволен, так как до него доходят слухи о ее интимных отношениях с шефом, и он готов разорвать свои отношения с ней. Она знает о его подозрениях, но не соглашается менять место работы, так как сама ситуация ее унижает.

5.Идеалист – материалист. Суть конфликта в различном отношении к мироустройству.

6.Взрослый сын (дочь), имеющие семью, - родители, недовольные выбором семейного партнера.

7. Начальник – подчиненный. Подчиненный недобросовестно относиться


к выполнению своих служебных обязанностей.

8.Родитель – ребенок. Давление родителей на ребенка с целью повлиять на выбор дальнейшего жизненного пути. Отсутствие свободы выбора для ребенка.

9.Студент – преподаватель. Некорректное поведение и невыполнимые

требования к студенту со стороны преподавателя.

10.Сноха – свекровь. Свекровь излишне придирчива, постоянно делает несправедливые (с точки зрения снохи) замечания. Складываются впечатления, что она хочет, чтоб молодая семья распалась.

4.Упражнение-игра «Поменяются местами те, кто…»

Цель: способствует развитию внимательности и быстроты реакций каждого участника; выработке скоординированности действий коллектива.

Игра проводиться в кругу. Один стул убирается. Водящий, находящийся в центре круга, произносит: «Поменяются местами те, кто (имеет кольца, пуговицы, молнии, заколки; в джинсах, в юбках, в сапогах)». Участникам в соответствии с указанными признаками надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел занять освободившееся место, занимает место ведущего, и игра начинается снова.








Занятие 5

1.Упражнение «Конфликтные пары»

Цель: упражнение служит для изучения психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми; выявить психологические проблемы участников; гармонизировать личность участников, помогая снимать эмоциональное напряжение.

Предлагается для разбора ситуации, получившая самое большое количество

выборов и оставленная для коллективного рассмотрения и разбора. Например,

может быть предложен для рассмотрения вариант «родитель – ребенок».

Далее участники определяют пол, возраст, образование, семейный статус, род занятий родителей и ребенка т.д., т.е. все биографические данные в деталях. Затем дается возможность подготовиться и настроиться каждому участнику игры. Затем конфликт разыгрывается на глазах всех участников, разгораясь и нагнетаясь с каждой минутой. в этот момент, когда становиться ясно, что конфликт созрел настолько, что готов разразиться скандал, ведущий останавливает игру, дав возможность участникам разыгрываемого конфликта

посидеть и осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

В это время остальные участники, разделившись на пары, продолжают развитие конфликта так, как они себе это представляют. После 5-минутной подготовки каждая пара предлагает свой игровой вариант продолжения конфликта и путь выхода из этого конфликта. Таким образом, ведущий выводит конфликт с «уровня позиций» на «уровень интересов», направляя участников на поиск наиболее оптимального и ненасильственного пути разрешения конфликта.

Затем предлагается продолжить ролевую игру. На этот раз «родитель» и «ребенок» пытаются перейти с «уровня позиций» на «уровень интересов», найти общеприемлемое решение назревшего конфликта. До того, как назревший конфликт был по разному интерпретирован и решен в парах, у основной пары участников появляется уникальная возможность попробовать переосмыслить ситуацию и выбрать альтернативный способ выхода из конфликта. возможность наблюдать решение конфликтной ситуации другими участниками порождает дополнительные возможности и варианты и в какой-то мере облегчает выбор пути решения. В результате появляется возможность найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.

При этом варианте конфликт переводиться с «уровня аффекта» на «уровеньрацио», что помогает несколько отстраненно, вне «взрывоопасной» ситуации разобраться с конфликтом, но несколько снижает эффект катарсиса. Если катарсис необходим и ситуация будет разыграна практически спонтанно, то потребуются дополнительные упражнения для снижения эмоционального напряжения участников.

2. Упражнение «Круг утешения»

Цель: помочь ликвидировать эмоциональное напряжение

Упражнение используется после инсценирования горя или сильного

аффективного взрыва, которые пережил участник. Члены группы окружают его, выражая ему любовь и сочувствие как вербальными, так и не вербальными средствами.

3.Упражнение «Монолог»

Цель: помочь участникам снять напряжение, возникшее в результате публичного самораскрытия.

В рамках этого упражнения участник вербализует свои мысли и чувства, проговаривая их вслух для зрителей. Он исходит из прелагаемых обстоятельств разыгрываемой им ситуации. Расхаживая по сцене, он произносит монолог о том, какие внутренние реакции и переживания у него возникли. Это упражнение можно использовать и для начала работы в качестве разогрева участников перед разыгрыванием конфликтных ситуаций для лучшего вхождения в роль и ситуацию.

4.Упражнение-игра «Где старушка Шамкина?»

Цель: помогает расслабиться и снять эмоциональную нагрузку у всех участников тренинга после проведения психодрамы в виде ролевой игры.

Участники следят в общем кругу. Игру начинает ведущий. Он спрашивает соседа, не видел ли он старушку Шамкину. Изюминка игры состоит в том, что надо спрашивать, стараясь не показать соседу зубы. В результате речь говорящего начинает напоминать шамканье старушки. Остальные участники в это время могут шутить и смеяться, но сам говорящий не может этого себе позволить, иначе рискует показать зубы и проиграть. Те, кто не может говорить, не показывая зубы, выбывают из игры. Поговорив немного до тех

пор, пока не становиться ясно, что говорящий выдержал испытание, ведущий передает эстафету соседу. Тот, в свою очередь, начинает расспрашивать соседа о старушке. И так по кругу до конца. Игра проходит тем раскованнее и веселее, чем более изобретательны в вопросах и ответах и свободны в своих реакциях участники.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!