Занятие с приемами мнемотехники
«Весна»
Провела и подготовила: педагог-психолог Петренко И.А.
Цель: используя приемы мнемотехники развивать ассоциативное мышление, воображение, логическое мышление, память, речь. Способствовать снижению психологического барьера, повышать самооценку ребенка, смелость, веру в себя.
Задачи:
- продолжать работу развитию связной речи, последовательности, целостности высказываний.
- развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, мышление;
- упражнять в координации речи с движениями;
- развивать мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез;
-воспитывать самостоятельность, активность, любознательность;
-воспитывать умение преодолевать робость, застенчивость при рассказывании и заучивании текстов с опорой на «интерьер»;
Материалы и оборудование: аудиозаписи: «Звуки весеннего леса», «Тучка», открытки тренажеры, письмо, картинки-иллюстрации, коллаж «Море», микрофон, разукрашки «Весна».
Ход образовательной деятельности.
I.Организационный момент:
Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки.
Психогимнастика «Улыбка»
- Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в путешествие на поиски Весны. Вы заметили что у нас с вами по- прежнему холодно и дождливо и совсем не греет солнышко? Я думаю, что это сварливая Зима не пускает к нам красавицу Весну. И что бы Весна скорей наступила, мы с Вами выполним некоторые задания.
И первое наше упражнение на развитие мышления. Кто отвечает правильно, может присесть на стул.
1. «Чем схожи?» (проговариваем с детьми)
Сосулька-морковка
Дождик-душ
Полянка-ковер
Шкаф-бегемот
Сумка-дверь
Карман-портфель
Золушка-баба Яга
Стул-пенек
Иван царевич-Кощей бессмертный
Олень-дерево
- Молодцы дети! Хорошо поиграли. Отправляемся дальше.
Второе наше упражнение на запоминание 10 слов с опорой на изображение.
2. «Тренажеры-открытки» (развитие воображения)
Слова: Весна, перелетные птицы, дождь, муравьи, перезвон, капель, ветер, красивое платье, праздник, солнце.
Молодцы ребята вы отлично поработали. Давайте сейчас поиграем в игру
3.«Вылеталки» (на координацию)
Поиграли, повеселились.
II. Основная часть:
Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в лес, закройте глаза и представьте, что Вы идете по весеннему лесу.
Прослушивание музыки «Весна в лесу»
Эта музыка прекрасна, как Весна. Я предлагаю Вам, выучить красивый рассказ о Весне. Рассказ мы будем учить по приему «интерьер»- мнемотехника.
4. Рассказ. «Пришла весна» (в сокращении)
Автор: Толстой Лев Николаевич
Пришла весна. По мокрым блестящим улицам журчат торопливые ручьи. Все стало ярче, и дома, и крыши, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца жмурятся глаза, так оно ярко. Греет ласково, точно гладит рукой.
В садах расцвели деревья. Ветви качаются от свежего ветерка, и чуть слышно поют свою песню.
Радостно, на земле, и в сердце человека.
Молодцы, хорошо потрудились. Выучили рассказ. Я думаю, что Весна уже торопиться к нам. А что бы нам не скучать поиграем в игру.
5. Физминутка под музыку «Злая тучка» под песню Д. Тухманова.
- Ребята весной иногда набегают тучи и идет теплый весенний дождик. Давайте немножко отдохнем. Вставайте.
- Молодцы ребята!
6.Упражнение «Найди ассоциацию»
- Сегодня утром на подоконнике я увидела вот такой конверт, а на нем надпись: «Детям детского сада», это значит, что письмо адресовано вам. Интересно, от кого оно пришло? Хотите узнать, что там написано? Давайте прочитаем. (читаю письмо): «Здравствуйте ребята. Я Вам посылаю эти картинки, а вы придумайте к ним ассоциации, но эти ассоциации должны быть обо мне, о Весне».
- Ребята, ну что поможем Весне? Освободим ее от дождя, ветра?
- Тогда мы с вами придумываем весенние ассоциации к картинкам.
(на мониторе меняются изображения)
7. Пальчиковая гимнастика.
- А теперь я предлагаю немножко поиграть и рассказать нашу чистоговорку про весну.
Весна пришла по-снежному,
По влажному ковру. (загибаем пальцы на каждой руке)
Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)
Посеяла траву («сеять»)
Теперь зовет со всех сторон («звать»)
Гусей, стрижей и аистов
Кукушек и скворцов (загибаем пальцы)
- Молодцы!
3. Игра «Доскажи словечко».
- Ребята, а вы знаете, сколько месяцев длится весна? Давайте поиграем, слушайте внимательно и доскажите последнее слово:
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!)
И третий месяц вспоминай,
И называется он…(май)
- Все сказали верно! У весны три месяца, давайте еще раз повторим их. Какой первый месяц весны? (Март) Второй месяц? (Апрель). Третий? (Май)
- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие.
- Мне кажется злой ветер с дождем, который удерживал Весну, начал утихать. Но чтобы весна полностью освободилась, нам надо вспомнить все упражнения какие мы выполняли сегодня на занятии.
III. Рефлексия.
- Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными. И мне хочется всем вам подарить картинки для раскрашивания с изображением весны.
- А теперь нам пора возвращаться в дет. сад. Вы колёсики крутитесь (быстро вращают руками перед собой)
Быстро, быстро, быстро мчитесь!
Раз, два, три - остановитесь! (замедляют движение и останавливаются)