СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинги Молостова Ольга

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя талантливая цченица Молостова Ольга - призер городской конференции НОУ "Эврика в секции "Возрастная психология"

Исследование на тему тренингов коммуникации в Лагере "Веснянка"

Просмотр содержимого документа
«Тренинги Молостова Ольга»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов»      Психологические сопровождение процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий на этапе младшего подросткового возраста (на примере в каникулярных смене «Осинка») Ольга Молостова Руководители работ: Кандидат психологических наук, Доцент. Серебрякова Т.А. Учитель школы №91 Свиягина А.И. Нижний Новгород – 2018 Здравствуйте уважаемые члены конференции. Вашему вниманию представляется работа Молостовой Ольги на тему: Психологическое сопровождение процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий на этапе младшего подросткового возраста (на примере каникулярной смены «Осинка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов»

Психологические сопровождение процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий

на этапе младшего подросткового возраста

(на примере в каникулярных смене «Осинка»)

Ольга Молостова

Руководители работ:

Кандидат психологических наук,

Доцент. Серебрякова Т.А.

Учитель школы №91 Свиягина А.И.

Нижний Новгород – 2018

Здравствуйте уважаемые члены конференции. Вашему вниманию представляется работа Молостовой Ольги на тему: Психологическое сопровождение процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий на этапе младшего подросткового возраста (на примере каникулярной смены «Осинка»

Актуальность  Модернизационные процессы, типичные для современной школы, ориентация на повышение качества развития, обучения и воспитания, объективно привели к повышению интереса ученых и к проблеме адаптации учащихся как к учебному учреждению в целом, так и к процессу учебной деятельности. При вступлении в 5-е классы, младшие подростки сталкиваются с одним из наиболее важных и ответственных периодов – адаптация к средней школе. Причиной сложной адаптированности к новому коллективу, мы считаем, не достаточно хорошо развитые коммуникативные универсальные учебные действия.

Актуальность

Модернизационные процессы, типичные для современной школы, ориентация на повышение качества развития, обучения и воспитания, объективно привели к повышению интереса ученых и к проблеме адаптации учащихся как к учебному учреждению в целом, так и к процессу учебной деятельности.

При вступлении в 5-е классы, младшие подростки сталкиваются с одним из наиболее важных и ответственных периодов – адаптация к средней школе. Причиной сложной адаптированности к новому коллективу, мы считаем, не достаточно хорошо развитые коммуникативные универсальные учебные действия.

Возникающие проблемы: привыкание к новым условиям обучения; новые учителя (новый ритм каждого урока); разные требования преподавателей; новые одноклассники; конфликты внутри коллектива ; нежелание делиться со взрослыми своими проблемами; особенности младшего подросткового возраста.  В данный период, как правило возникают следующие проблемы: Привыкание к новым условиям обучения, Конфликты внутри коллектива,  Особенности младшего школьного возраста.

Возникающие проблемы:

  • привыкание к новым условиям обучения;
  • новые учителя (новый ритм каждого урока);
  • разные требования преподавателей;
  • новые одноклассники;
  • конфликты внутри коллектива ;
  • нежелание делиться со взрослыми своими проблемами;
  • особенности младшего подросткового возраста.

В данный период, как правило возникают следующие проблемы:

  • Привыкание к новым условиям обучения,
  • Конфликты внутри коллектива,
  • Особенности младшего школьного возраста.

Объект исследования : коммуникативные универсальные учебные действия младших подростков. Предмет исследования : процесс психологической адаптации обучающихся при переходе из 4-го в 5-ый класс. С объектом и предметом исследования Вы можете ознакомиться на слайде.

Объект исследования : коммуникативные универсальные учебные действия младших подростков.

Предмет исследования : процесс психологической адаптации обучающихся при переходе из 4-го в 5-ый класс.

С объектом и предметом исследования Вы можете ознакомиться на слайде.

Гипотеза исследования : развитие коммуникативных универсальных учебных действия с помощью специальных психологических (тренинговых) упражнений на каникулярной смене «Осинка» может способствовать более успешной социальной адаптации учащихся 5-х классов. Мы предположили что развитие коммуникации с помощью специализированных тренинговых упражнений на тематической смене «Веснянка» способствует успешной социальной адаптации учащихся 5-х классов.

Гипотеза исследования : развитие коммуникативных универсальных учебных действия с помощью специальных психологических (тренинговых) упражнений на каникулярной смене «Осинка» может способствовать более успешной социальной адаптации учащихся 5-х классов.

Мы предположили что развитие коммуникации с помощью специализированных тренинговых упражнений на тематической смене «Веснянка» способствует успешной социальной адаптации учащихся 5-х классов.

Цель работы: влияние развития коммуникативных универсальных учебных действий на успешность социализации при психологическом сопровождении на тематической смене «Осинка»  Задачи исследования : Осуществить анализ исследований, раскрывающих особенности УУД младших подростков. Проанализировать полученные экспериментальные данные Разработать систему психологической помощи по оптимизации процесса социальной адаптации младших подростков. Цель нашей работы заключается во влиянии развития коммуникативных УУД на успешность социализации при психологическом сопровождении на тематической смене «Осинка», с задачами исследования, вы можете ознакомиться на слайде.

Цель работы: влияние развития коммуникативных универсальных учебных действий на успешность социализации при психологическом сопровождении на тематической смене «Осинка»

Задачи исследования :

  • Осуществить анализ исследований, раскрывающих особенности УУД младших подростков.
  • Проанализировать полученные экспериментальные данные
  • Разработать систему психологической помощи по оптимизации процесса социальной адаптации младших подростков.

Цель нашей работы заключается во влиянии развития коммуникативных УУД на успешность социализации при психологическом сопровождении на тематической смене «Осинка», с задачами исследования, вы можете ознакомиться на слайде.

Методы исследования : теоретический  анализ научной психологической литературы  эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, проективные методы. Мы использовали следующие методы: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, проективные методы.

Методы исследования :

  • теоретический анализ научной психологической литературы
  • эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, проективные методы.

Мы использовали следующие методы: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, проективные методы.

Теоретическая основа исследования. Основой исследования являются работы по изучению особенностей психологической адаптации и развитии коммуникативных универсальных учебных действиях. Мы опирались на труды таких ученых, как: М.Б. Батюта, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Н. Князева, Р.С. Немов, Л.В. Обухова, Р.В. Овчарова , Г.А. Цукерман. Мы использовали основные источники работы: учебник «Возрастная психология», авторов Батюта Марина Борисовна и Князева Татьяна Николаевна, а так же учебные пособия «Общаться с ребенком как?», «Общаться с ребенком. Так?» Юлии Борисовны Гиппенрейтер.

Теоретическая основа исследования.

Основой исследования являются работы по изучению особенностей психологической адаптации и развитии коммуникативных универсальных учебных действиях. Мы опирались на труды таких ученых, как: М.Б. Батюта, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Н. Князева, Р.С. Немов, Л.В. Обухова, Р.В. Овчарова , Г.А. Цукерман.

Мы использовали основные источники работы: учебник «Возрастная психология», авторов Батюта Марина Борисовна и Князева Татьяна Николаевна, а так же учебные пособия «Общаться с ребенком как?», «Общаться с ребенком. Так?» Юлии Борисовны Гиппенрейтер.

Особенности психического развития в подростковом возрасте По определению Л.С. Выготского младший подросток – школьник, ориентировочно 10-12 лет. И именно младший подростковый возраст  в психологической науке считается началом подросткового периода. Проблемы же данного возраста связанны с удовлетворением следующих основных потребностей : быть и считаться взрослым; стремление к независимости,  потребность в успехе,  потребность в проверке своих возможностей,  потребность в развитии собственного «Я». В период младшего подросткового возраста, мы встречаемся с такими проблемами как Быть и считаться взрослым  стремление к независимости, Потребность в успехе

Особенности психического развития в подростковом возрасте

По определению Л.С. Выготского младший подросток

– школьник, ориентировочно 10-12 лет.

И именно младший подростковый возраст в психологической науке считается началом подросткового периода.

Проблемы же данного возраста связанны с удовлетворением следующих основных потребностей :

  • быть и считаться взрослым;
  • стремление к независимости,
  • потребность в успехе,
  • потребность в проверке своих возможностей,
  • потребность в развитии собственного «Я».

В период младшего подросткового возраста, мы встречаемся с такими проблемами как

  • Быть и считаться взрослым
  • стремление к независимости,
  • Потребность в успехе

Проблемы подростков в коммуникативной деятельности: Нет развитых навыков коммуникации; Повышенная тревожность блокирует коммуникативные действия; Трудности с инициативой в общении. А так же, одной из наиболее интересующих нас проблем – явлется межличностное общение – у учащихся еще не устойчиво сформированны коммуникативные навыки, у них повышенная тревожность, на фоне слабых представлениях о конструктивном общении, а так же трудности с инициативной в общении.

Проблемы подростков

в коммуникативной деятельности:

  • Нет развитых навыков коммуникации;
  • Повышенная тревожность блокирует коммуникативные действия;
  • Трудности с инициативой в общении.

А так же, одной из наиболее интересующих нас проблем – явлется межличностное общение – у учащихся еще не устойчиво сформированны коммуникативные навыки, у них повышенная тревожность, на фоне слабых представлениях о конструктивном общении, а так же трудности с инициативной в общении.

Именно поэтому так важны в этом возрасте коммуникативные учебные действия - – комплекс необходимых знаний и умений при взаимодействии одного (и более) людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата . Они относятся к группе универсальных учебных действий Универсальные учебные действия (УУД) – способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. По этому важные в этом возрасте коммуникативные УУД – комплекс необходимых знаний и умений при взаимодействии одного (и более) людей сцелью налаживания отношений для достижения общего результата.

Именно поэтому так важны в этом возрасте

коммуникативные учебные действия -

комплекс необходимых знаний и умений при взаимодействии одного (и более) людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата .

Они относятся к группе универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия (УУД)

– способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

По этому важные в этом возрасте коммуникативные УУД – комплекс необходимых знаний и умений при взаимодействии одного (и более) людей сцелью налаживания отношений для достижения общего результата.

Экспериментальная база исследования : ДОЛ «Дзержинец», смена «Осинка» МБОУ школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов. Количество участников экспериментального исследования – учащиеся 5-х классов в количестве 15 человек. Эксперементальной площадкой является база «Дзержинец», на тематической смене «Осинка», учащихся 5-х классов 91 школы, в составе 15-и человек.

Экспериментальная база исследования : ДОЛ «Дзержинец», смена «Осинка»

МБОУ школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов.

Количество участников экспериментального исследования – учащиеся 5-х классов в количестве 15 человек.

Эксперементальной площадкой является база «Дзержинец», на тематической смене «Осинка», учащихся 5-х классов 91 школы, в составе 15-и человек.

Диагностика тревожности пятиклассников Методика: тест «Кактус» М.А . Панфилова .  Цель : выявление состояния тревожности эмоциональной сферы младшего подростка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Первой диагностической методикой – является проективная методика М.А. Панфиловой «Кактус». Началось наше исследование с того что, придя в класс, мы заметили повышенную тревожность у подростков, именно с этой целью, нами было решено провести проективную методику. Наши предположения подтвердились.

Диагностика тревожности пятиклассников

Методика: тест «Кактус» М.А . Панфилова .

Цель : выявление состояния тревожности эмоциональной сферы младшего подростка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Первой диагностической методикой – является проективная методика М.А. Панфиловой «Кактус».

Началось наше исследование с того что, придя в класс, мы заметили повышенную тревожность у подростков, именно с этой целью, нами было решено провести проективную методику.

Наши предположения подтвердились.

Методика: анкетирование «Мой отряд».

Цель: диагностика степени комфорта коммуникативной среды, характера переживания отношений со сверстниками.

Детям были предложены следующие утверждения:

  • Я еду в лагерь с хорошим настроением;
  • В моем коллективе плохая атмосфера, мной отряд;
  • Если мой одноклассник о чем-то просит, я постараюсь помочь;
  • Мне сложно находиться в отряде, чувствую постоянное напряжение; тревогу;
  • Я помогу своему одногрупнику в решении задания;
  • Я не получаю удовольствия от общения в отряде, у меня нет друзей;
  • Я считаю, что мой отряд - сплоченный и дружный;
  • В моем отряде бывает физическое решение конфликтов (могут толкнуть, или ударить);
  • Если у меня возникает проблема, я прошу помощи у друзей из отряда;
  • Мы с одногруппниками плохо знаем друг друга;

Обучающимся было предложено

поставить + если они согласны с утверждением

и – если не согласны.

Первая использованная нами методика – авторское анкетирование «мой отряд», цель которого: диагностика степени комфорта коммуникативной среды, характера переживаний отношений со сверстниками. Обучающимся было предложенно 10 утверждений, необходимо было поставить «+ если они согласны, «-» - если не согласны. Вопросы нами были составленны образом: положительная установка, отрицательная установка – всего по пять установок, через вопрос.

По результатам диагностики, мы видим что у млалших подростков повышен уровень агрессии, присутствует скрытость, осторожность, так же на достаточно высоком уровне, мы наблюдаем тревогу.

По результатам диагностики, мы видим что у млалших подростков повышен уровень агрессии, присутствует скрытость, осторожность, так же на достаточно высоком уровне, мы наблюдаем тревогу.

Вторая использованная методика – авторская «мой отряд» – была создана под специфику исследуемой нами группы, по интересующим нас вопросам. В результатах были полученные следующие данные: учащиеся на 86,66% считают что у них плохая отмосфера в классе, а так же, допускается физическое разрешение конфлктных ситуаций. 73,33 % подростков считают что они плохо знают друг друга. При качественном анализе обработке данных, мы пришли к выводу у младших подростков негативный настрой на общение со сверстниками, сложности в построении конструктивного диалога.

Вторая использованная методика – авторская «мой отряд» – была создана под специфику исследуемой нами группы, по интересующим нас вопросам. В результатах были полученные следующие данные: учащиеся на 86,66% считают что у них плохая отмосфера в классе, а так же, допускается физическое разрешение конфлктных ситуаций.

73,33 % подростков считают что они плохо знают друг друга.

При качественном анализе обработке данных, мы пришли к выводу у младших подростков негативный настрой на общение со сверстниками, сложности в построении конструктивного диалога.

Выводы по диагностике Общая психологическая атмосфера в классе оценивается учащимися как достаточно комфортная. Среди выявленных проблем испытуемых отмечены следующие: у учащихся отмечается повышенная тревожность; младшие подростки нашей экспериментальной группы считают, что в их коллективе физическое разрешение конфликтов допустимо; большинство младших подростков, считают, что с помощью физической силы можно добиться более продуктивного разрешения конфликта , чем при использовании слов. Проанализируя получанные нами данные, мы пришли к следующим выводам: У младших подростков ярко выраженно физическое разрешение конфликтных ситуаций. Мы предположили что, для корректировки данной проблематики, могут помочь специализированные психологические тренинги, на развитие навыков общения.

Выводы по диагностике

  • Общая психологическая атмосфера в классе оценивается учащимися как достаточно комфортная.
  • Среди выявленных проблем испытуемых отмечены следующие:
  • у учащихся отмечается повышенная тревожность;
  • младшие подростки нашей экспериментальной группы считают, что в их коллективе физическое разрешение конфликтов допустимо;
  • большинство младших подростков, считают, что с помощью физической силы можно добиться более продуктивного разрешения конфликта , чем при использовании слов.

Проанализируя получанные нами данные, мы пришли к следующим выводам:

У младших подростков ярко выраженно физическое разрешение конфликтных ситуаций. Мы предположили что, для корректировки данной проблематики, могут помочь специализированные психологические тренинги, на развитие навыков общения.

В целях разрешения ранее указанных проблем , в нашей исследовательской работе, мы разработали цикл экспресс-тренингов в период проведения тематического выездного лагеря «Осинка» для младших подростков 10-12 лет. Продолжительность тренингов – 16 часов

В целях разрешения ранее указанных проблем , в нашей исследовательской работе, мы разработали цикл экспресс-тренингов в период проведения тематического выездного лагеря «Осинка» для младших подростков 10-12 лет.

Продолжительность тренингов – 16 часов

Цикл экспресс - тренингов в школьный период (1 занятие – 60 минут) № Дата 1 Тема тренинга 6.10.2017 2 3 Упражнения Знакомства 13.10.2017 4 20.10.2017 «Как мы общаемся друг с другом?» ( с применением арт-терапевтических методов )  «Мое любимое… животное, цвет, предмет, музыка …и т.д.» «Меняемся местами» «Сосед рядом» «Рисунок по кругу» (в подгруппах)  «Ловцы и беглецы» «Ёжик» «Мы вместе» ( с применением арт-терапевтических методов ) 27.10.2017 «Человек – человек» «Рисунок в паре» «Сиамские близнецы» «Я умею спрашивать!» Метод Джефа (подготовлены вопросы заренее)  Интервью «Мой друг» «Стул интересов» 19. Нами была разработана программа состоящая из 2-х блоков. 1 – экспресс – тренинги (1-час в неделю в течении месяца) В тренингах мы подобрали максимально комфортные упражнения для изучаемого нами возраста, с применением техник арт-терапии. (читаешь со слайда названия)  

Цикл экспресс - тренингов в школьный период (1 занятие – 60 минут)

Дата

1

Тема тренинга

6.10.2017

2

3

Упражнения

Знакомства

13.10.2017

4

20.10.2017

«Как мы общаемся друг с другом?» ( с применением арт-терапевтических методов )

  • «Мое любимое… животное, цвет, предмет, музыка …и т.д.»
  • «Меняемся местами»
  • «Сосед рядом»
  • «Рисунок по кругу» (в подгруппах)
  • «Ловцы и беглецы»
  • «Ёжик»

«Мы вместе» ( с применением арт-терапевтических методов )

27.10.2017

  • «Человек – человек»
  • «Рисунок в паре»
  • «Сиамские близнецы»

«Я умею спрашивать!»

  • Метод Джефа (подготовлены вопросы заренее)
  • Интервью «Мой друг»
  • «Стул интересов»

19. Нами была разработана программа состоящая из 2-х блоков.

1 – экспресс – тренинги (1-час в неделю в течении месяца)

В тренингах мы подобрали максимально комфортные упражнения для изучаемого нами возраста, с применением техник арт-терапии. (читаешь со слайда названия)

 

Тренинг интенсивного погружения на смене «Осинка» (1 день – 3и часа (каждое занятие – 60 минут) – всего за 4 дня проведено 12 психологических тренингов.)

5

6

3.11.2017

4.11.2017

7

«Такие разные МЫ»

( с применением арт-терапевтических методов )

  • «Презентация друга»
  • Рисунок по кругу (полный круг)
  • Интервью «Кто я?»

«Ох уж наши ссоры!»

(с применением метода Форум-театра)

5.11.2017

8

  • «Конфликт для меня/виды конфликтов» (определение проблемы, распределение ролей)
  • «На рубеже одной границы»
  • «Разрешение конфликтов»

«Мы вместе – это главное!»

( с применением арт-терапевтических методов, и телесной терапии )

6.11.2017

(Спектакль с открытым финалом)

  • «Человек-человек», «узел»,
  • «Доверие»
  • Рисунок в подгруппах «Наша веснянка»

«Дружба – превыше всего»

  • Сказка по кругу
  • «Что я умею, чему научился»
  • «Золотой стул»

20. 2-м блоком является тренинг интенсивного погружения ( 3-часа в день в течении 4-х дней )

Тренинги проведенные в школе и в лагере в одной тематике, (нами были использованы арт-терапевтические методы, сказкатерапия, Форум-театр).

Основная цель - развитие коммуникации младших подростков.

(читаешь со слайда названия)

(!) к сожалению, не все упражнения были выполнены хорошо, например, где необходимо было делать задания в молча, экспериментальная группа с заданием не справилась что свидетельствует, что учащиеся 5-х классов, не умеют контролировать себя и свое поведение, плохо понимают что с ними происходит «здесь и сейчас», по нашему наблюдению, мы предполагаем что именно приведенные ранее проблемы не дают полноценного развития коммуникативным универсальным учебным действиям.

В процессе работы: Систематизированы рекомендации психологов по развитию коммуникативных УУД младших подростков; Собран комплекс психологических упражнений по работе с подростками в период выезда на смену «Осинка»; Подобран комплекс упражнений по работе с (тревожными) детьми; Оформлена психологическая памятка «Что не следует говорить педагогу?» (запрещённые приемы); В процессе работы нами были созданы рекомендации для психолога, по работе на каникулярной смене с младшими подростками, подобран комплекс упрожнения, а так же памятка для психолога.

В процессе работы:

  • Систематизированы рекомендации психологов по развитию коммуникативных УУД младших подростков;
  • Собран комплекс психологических упражнений по работе с подростками в период выезда на смену «Осинка»;
  • Подобран комплекс упражнений по работе с (тревожными) детьми;
  • Оформлена психологическая памятка

«Что не следует говорить педагогу?» (запрещённые приемы);

В процессе работы нами были созданы рекомендации для психолога, по работе на каникулярной смене с младшими подростками, подобран комплекс упрожнения, а так же памятка для психолога.

  По результатам проективной методики «Кактус», (результаты до исследования выделенны желтым, после исследования зеленым). Мы видим что, по результатам методики, снизился процент по тревожности агрессии и неуверенности. Мы считаем, что наши испытуемые младшие подростки, стали более спокойные, рассудительные, умеющие спрашивать и договариваться.

По результатам проективной методики «Кактус», (результаты до исследования выделенны желтым, после исследования зеленым).

Мы видим что, по результатам методики, снизился процент по тревожности агрессии и неуверенности.

Мы считаем, что наши испытуемые младшие подростки, стали более спокойные, рассудительные, умеющие спрашивать и договариваться.

На диаграмме мы видим сводные результаты по диагностике «мой отряд» - красным выделенны результаты входной диагностики, зеленым – итоговый срез по методике. По результатам исследования, мы видим что значительно снизились результаты по 2 и 8 вопросу – особенно интересующие нас в начале исследования (плохая отмосфера и физическое разрешение конфликтов), Так же повысился процент связанный с помощью коллективу. Мы считаем, что эксперемент прошел успешно, так как мы достигл желаемого результата.

На диаграмме мы видим сводные результаты по диагностике «мой отряд» - красным выделенны результаты входной диагностики, зеленым – итоговый срез по методике.

По результатам исследования, мы видим что значительно снизились результаты по 2 и 8 вопросу – особенно интересующие нас в начале исследования (плохая отмосфера и физическое разрешение конфликтов),

Так же повысился процент связанный с помощью коллективу.

Мы считаем, что эксперемент прошел успешно, так как мы достигл желаемого результата.

Заключение Поскольку в период адаптации возрастает нагрузка на коммуникативную сферу младшего подростка, именно этой сфере необходимое внимание и дополнительное развитие. При высоком уровне развития коммуникативных УУД младший подросток быстро сможет наладить новые контакты с классом и преподавателями, следовательно, его адаптация к 5-му классу будет более быстрой и успешной.

Заключение

  • Поскольку в период адаптации возрастает нагрузка на коммуникативную сферу младшего подростка, именно этой сфере необходимое внимание и дополнительное развитие.
  • При высоком уровне развития коммуникативных УУД младший подросток быстро сможет наладить новые контакты с классом и преподавателями, следовательно, его адаптация к 5-му классу будет более быстрой и успешной.
Развивая коммуникативные УУД с помощью специализированных психологических (тренинговых) упражнений, можно улучшить адаптацию к социальной среде младших подростков в период перехода в среднее звено школы.
  • Развивая коммуникативные УУД с помощью специализированных психологических (тренинговых) упражнений, можно улучшить адаптацию к социальной среде младших подростков в период перехода в среднее звено школы.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!