Тренинговая программа преодоления конфликтов.
Занятие №1
ОБЩАЯ ИНСТРУКЦИЯ.
Время: 3-5 минут.
"Рада приветствовать всех вас здесь, в вашей группе. Мы собрались здесь для того, чтобы приобрести новый опыт общения. Как мы это будем делать - вы увидите сами. Единственное, что нужно сказать вначале, это то, что учиться общаться мы будем по принципу "здесь и теперь", т.е. на материале нашего собственного общения, здесь, в нашем кругу. Поэтому я попрошу вас не обсуждать того, что будет происходить в группе, за ее пределами даже между собой, чтобы не потерять ту энергию, которую будет набирать группа".
УПРАЖНЕНИЕ "ВИЗИТКА - ПРЕДМЕТ".
Цель: разминка.
Время: около 25 минут.
Содержание: Все набирают какой-то предмет и кладут его перед собой на пол, а затем, по очереди, начиная с тренера, идентифицируются с этим предметом/говоря вслух: "Я - часы и т.д./ и рассказывают о себе как о предмете.
Возможные аспекты рассказа - вопросы: что за предмет, как я попал к хозяину, какая у меня жизнь, какие чувства он испытывает ко мне, какое у меня настроение сейчас и т.д.
Тренер: "Если вы внимательно слушали, то как вы думаете, какому предмету сейчас плохо, тяжело, какому нужна помощь?" Группа решает кому нужна помощь.
Тренер: "Вы конечно понимаете, что в данном случае мы рассказывали о себе. Давайте спросим у него, а что он сам думает по этому поводу... Теперь давайте поможем этому человеку. Сейчас, в течение 1 минуты, мы все вместе, молча, будем посылать ему чувства помощи, доброты, любви через взгляд, позу и т.д. Сосредоточимся и не будем отвлекаться, разговаривать..."
Обсуждение:
- Как вы думаете, что он испытывал в эту минуту /все по очереди/.
- А как ты сам себя чувствовал?
- Почувствовал/а ли ты посылаемые к тебе помощь, доброту, любовь?
- Если да, то от кого больше?
- От кого не почувствовал?
Дополнение: "Как ты думаешь, что чувствовали люди, которых ты благодарил? А что вы сами чувствовали, когда вас благодарили?
УПРАЖНЕНИЕ "БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ".
Цель: физическая активность, смена эмоций.
Время: 15 минут.
Содержание: Группе предлагается просто ходить внутри круга, не сталкиваясь друг с другом, в своей обычной манере ходить. Постараться встретиться взглядами с теми, с кем бы хотелось это сделать, постараться понять, заметить свои чувства. Затем даются команды: ходите быстрее, не сталкивайтесь, еще быстрее. Теперь медленнее, еще медленнее. Ходим, как слоны, как собачки... Стоп! А теперь встаньте в группы по 3 человека, кто с кем хочет. Можете сесть и поговорить о тех чувствах, которые вы испытывали в ходе этого упражнения, что было неожиданно для вас. Обсуждение: поговорим вместе о том, что сейчас происходило? Встретились ли вы с тем, с кем хотели? Если нет, то почему?
4. УПРАЖНЕНИЕ "РАССКАЗ О СЕБЕ В РЕЖИМЕ СТРЕССА ".
Цель: получение определенной информации друг о друге.
Время: 25 минут.
Содержание: Каждый по очереди, в течение 15-20 минут говорит вслух о себе /о чем угодно/. Рассказ повторяется по кругу не менее 3-х раз. Члены группы о количестве повторений заранее не предупреждаются.
Обсуждение: Какие чувства вы испытывали в момент рассказа? Почему именно это вы рассказали? Что вы узнали друг о друге? Какое впечатление это на вас произвело? Что вас удивило?
5. ИГРА "ВЗДОХИ".
Цель: тренировка эмпатии.
Время: 10 минут.
Содержание: Сейчас мы будем вздыхать. Каждый по очереди вздыхает, называя причину своего вздоха. Остальные повторяют его вздох, его слова, стараясь повторить это чувство, разделить его. Например:
"Вздох, вчера потеряла ключи - вздох, как жаль, что она потеряла ключи. "Повторение вздоха и слов группа делает одновременно. Обсуждение: Что чувствовали, когда другие вздыхали с тобой? Что вы чувствовали, когда повторяли вздохи других?
6. ПРОЩАНИЕ.
Цель: выработка ритуала прощания.
Время: 10 минут.
Содержание: Подошло время закончить наше первое занятие. Мы расстаемся, и каждый раз, когда мы будем это делать, мы будем прощаться друг с другом. Как это сделать, мы будем решать сами. Сегодня я предлагаю сделать это следующим образом:
Представьте себе, что вы в центре нашего круга стоит большая красивая корзина. И вот в эту корзину пусть каждый положит подарок для всех остальных - то чувство, которое он хотел бы им передать. Каждый по очереди подходит к корзине, "кладет" чувство и называет его. Например: вера, доброта, надежда, искренность.
Занятие №2
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Цель: воссоздание эмоциональной атмосферы первого занятия.
Время: 10-15 минут.
Содержание: Общее свободное обсуждение впечатлений от первого занятия. Какие впечатления? Что вам понравилось? Какие упр. Запомнились и почему? Какое у вас впечатление о группе? Не было ли у вас проблем? Не напоминали ли вам эти чувства о каких-то событиях в вашей жизни, о чем-то для вас близком и дорогом?
2.УПРАЖНЕНИЕ "МАМА И РЕБЕНОК".
Цель: тренировка выражения чувств.
Время: 15-20 минут.
Содержание: Группа разбивается на пары, распределяют роли "матери" и "ребенка". "Мать" выражает свои чувства к "ребенку" через прикосновение, сопровождая его словами. Затем меняются ролями.
Обсуждение: Как вы себя чувствовали мамой, ребенком? Какая роль у вас получилась лучше, хуже? Почему? Почувствовали ли вы любовь "матери", "ребенка". Если вы не почувствовали себя ребенком, может быть вам не хватает ласки, любви, внимания и мы можем помочь вам сейчас. Все высказываются по очереди. Если кто-то не почувствовал доброты, внимания, ему предлагается сесть на стул, спиной к группе. Остальные по очереди подходят к нему и выражают ему невербально, прикосновением, чувства любви, поддержки, доброты. Обсуждение: Что ты чувствовал, когда остальные выражали тебе чувства поддержки? Какие у тебя впечатления? Узнал ли ты тех, кто выражал тебе свои чувства? Были ли какие-нибудь неожиданные чувства?
3. УПРАЖНЕНИЕ "ИСПУГА ИНОЕ ДЫХАНИЕ".
Цель: тренировка выражения чувств.
Время: 2-3 минуты.
Содержание: Предлагается всем одновременно подышать так, как дышит испуганный человек. Затем несколько минут отдыха.
4. УПРАЖНЕНИЕ "РАССКАЗ".
Цель: выражение чувств вербально и невербально.
Время: 20 минут.
Содержание: Предлагается рассказать о тех эпизодах своей жизни, когда было плохо, до слез, и хотелось бы, чтобы вас кто-нибудь пожалел, поддержал, посочувствовал. При этом предлагается не просто рассказывать, а выразить свои чувства через мимику, жесты и т.д. Рассказывают по желанию 4-5 человек.
Обсуждение: В виде благодарности за искренность и доверие к группе.
5. УПРАЖНЕНИЕ "ПОВОДЫРЬ И СЛЕПЕЦ".
Цель: прочувствование проблемы доверия.
Время: 15 минут.
Содержание: Выбирается роль "слепца", ему завязывают глаза. Затем другие члены группы /3-4 чел./ по очереди проводят его по помещению, где предварительно расставляют стулья, чтобы создать определенные препятствия.
Обсуждение: С кем из повадырей ты чувствовал себя более уверенно? А когда ты не чувствовал поддержки? Почему? А со стороны по каким признакам можно видеть, что слепец доверяет повадырю? Как сделать так, чтобы тебе доверяли? Было ли что-нибудь в этом упражнении для вас неожиданным?
6. ПРОЩАНИЕ "ДРУЖЕСКИЙ ДОЖДИК".
Время: 5 минут.
Занятие №3
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Время: 10 минут.
Содержание: Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. Наверное мы все почувствовали, что работа в группе - не всегда отдых и развлечение. Приобретение нового опыта общения требует определенных усилий от каждого из нас, решения каких-то определенных проблем. Поэтому давайте попробуем себе представить, как вообще предпочитаем справляться с нашими проблемами.
УПРАЖНЕНИЕ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ".
Цель: выявление индивидуального стиля решения проблем.
Время: 15 минут.
Содержание: По среди группы ставится стул, который символизирует какую-то проблему. Каждый по очереди пантомимой показывает, как он справляется с этой проблемой, предварительно обдумав и идентифицировав стул с какой-либо своей проблемой. Без обсуждения или свободное обсуждение: типы решения. Расскажи, что ты имел в виду, как ты решал эту проблему?
3. УПРАЖНЕНИЕ "ПРОРЫВ КРУГА ".
Цель: включение наблюдателей в работу группы.
Время: 15 минут.
Содержание: Вернемся к нашим проблемам. Давайте попробуем решить одну из них. Давайте предложим нашу помощь для вхождения в группу, включения в активную работу. Но прежде хотелось бы спросить у них, как они себя чувствуют в роли наблюдателей, хотелось бы им быть вместе с нами, как себя чувствует группа без них, готовы ли они приложить определенные усилия для того, чтобы войти в группу. При получении согласия от наблюдателей, группа образует круг, взявшись за руки, лицом в центр круга. Наблюдатели должны прорвать это живое заграждение и войти в круг, тем самым символизируя вхождение в группу.
Обсуждение: Как чувствуют себя наблюдатели в центре круга? Что они испытывали, прорываясь в круг? Изменились ли их чувства - вне круга и в немецкого языка? Кто, может быть, помогал им войти в круг? А кто противодействовал?
4. УПРАЖНЕНИЕ "ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА".
Цель: выработка доверия к группе.
Время: 10 минут.
Содержание: Группа образует круг, в центре которого находится кто-то из наблюдателей или новичок. Этот человек идентифицируется с подвижной восковой палочкой, которая и сгибается и не сдвигается с места /ногами/. Остальные члены группы, сдвинувшись в тесный круг, прикасаясь локтями, удерживают /не дают упасть/ стоящего в центре, мягко передают его друг другу.
Обсуждение: Если человек сдвинулся с места, то почему? Была ли уверенность, что группа поддержит его? Почему? Если не сдвигался, тот выражает благодарность за доверие группе. Обсуждаются также чувства стоящих в кругу и того, кто исполнял роль восковой палочки.
5. УПРАЖНЕНИЕ "Я РЕАЛЬНЫЙ. Я ИДЕАЛЬНЫЙ".
Цель: продолжение узнавания друг друга.
Время: 15-20 минут.
Содержание: Каждый по очереди, без слов. Пантомимой, показывает группе два образа себя: какой я есть, каким бы я хотел быть. Затем группа расшифровывает эти образы, а исполнитель рассказывает свое содержание.
Обсуждение: Сравнение образов "я" и их интерпретация.
6. ПРОЩАНИЕ.
Содержание: Каждый по очереди прощается с группой без слов, пантомимой, выражая определенные чувства. Все остальные повторяют его движения.
Занятие №4
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Время: 10-15 минут.
Содержание: Группа разбивается на пары, где каждый говорит другому, что-нибудь приятное о своем партнере.
Обсуждение: Как вы чувствовали себя, когда вам говорили хорошее? Что вы чувствовали, когда говорили приятное другому человеку?
УПРАЖНЕНИЕ "ДВЕ СЕСТРЫ/ДВА БРАТА ".
Цель: анализ различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Время: 15 минут.
Содержание: Выбираются два человека, которые перед группой разыгрывают ситуацию позднего прихода младшей сестры домой. Вначале разыгрывается "жесткий вариант", когда они ругаются, затем "мягкий".
Обсуждение: Как вы думаете, что чувствовала старшая сестра? Младшая? Как вы себя чувствовали? Способствовало ли такое поведение разрешению конфликта? Если да, то где это было видно? Если нет, то почему? Можно ли в жизни вести себя так, как было во втором случае? Если нет, то почему? Что мешает?
ИГРА "ДА - НЕТ".
Цель: разрядка эмоций.
Время: 10 минут.
Содержание: Участники рассказывают друг другу /сидящему справа/ о своих трудностях, с которыми они столкнулись в последнее время. Затем группа разбивается на пары, распределяют роли и общаются между собой посредством двух слов: "да" и "нет", стараясь настоять на своем. При этом они держатся за руки, могут кричать, топать ногами.
Обсуждение: Все по очереди рассказывают, о чем они думают, что вспоминали из своей жизни, когда выполняли это упражнение. Могут быть высказывания трех типов: ни о чем не думали; о чем-то думали, но затрудняюсь сказать; могут рассказать то, о чем думали. Дальнейшее обсуждение может строиться на тех чувствах и мыслях, которые возникали по ходу упражнения. Одна из основных линий -то, что чувствует человек, когда он хочет чего-то добиться, что-то доказать, а чего не хотят слушать, не хотят с ним соглашаться.
4. ДИСКУССИЯ.
Цель: выявление перечня навыков и умений, способствующих успешному общению, преодолению трудностей и конфликтов, их рефлексия.
Время: 20 минут.
Содержание: Тренер предлагает членам группы обсудить вопрос о том, какие особенности поведения, навыки, умение и знания помогают им успешно общаться между собой, преодолевать возможные трудности и конфликты. Ответы записываются на доске, могут ранжироваться степени значимости, обобщаться. Вариант - работа по подгруппам объединением, обсуждением промежуточных и итогового списка умений.
Обсуждение: Сам итоговый перечень, а также анализ поведения отдельных членов группы по ходу его составления.
5. ИГРА "КОНФЛИКТЫ'
Цель: Анализ различных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Время: 35 минут.
Содержание: 3 пары участников, которые по очереди разыгрывают три конфликтные ситуации: "Онегин и Ленский", "Красная шапочка и Волк", "Колобок и Лиса", "Две сестры/ поздний приход домой младшей/, "что одеть в гости" /Родители и дети/, "Отказ подруге в просьбе" и др.
Обсуждение: Что чувствовали персонажи? Способствовало ли такое поведение разрешению конфликта? Назвать признаки.
6. УПРАЖНЕНИЕ "ДИАЛОГ РУК".
Цель: прочувствование конфликта через тактичное взаимодействие.
Время: 10 минут.
Содержание: Группа разбивается по парам, садятся друг напротив друга /желательно не зная своего партнера/ с закрытыми глазами и взаимодействуют при помощи рук: знакомятся, общаются, ссорятся, мирятся, прощаются.
Обсуждение: Свободные мысли и чувства по ходу упражнения, роль
прикосновения в процессе общения.
ПРОЩАНИЕ.
Время: 3-5 минут.
Содержание: Группа становится в круг, взявшись за руки, закрыв глаза. Необходимо почувствовать руку соседа, через соседа. Передать чувство любви, доброты, помощи, прощания.
Занятие №5.
1.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Цель: разминка.
Время: 5 минут.
Содержание: По парам. Сказать партнеру: "Вы прекрасны" /З раза/. Без обсуждения.
2. ИГРА "ГИБЕРИШ".
Цель: создание положительного эмоционального настроения.
Время: 15 минут.
Содержание: Рассказать друг другу о своей жизни на выдуманном языке "гибериш".
Обсуждение: Что поняли? Что мешало понимать? Что помогло?
3.ИГРА "КОСМИЧЕСКИЕ ПРИШЕЛЬЦЫ".
Цель: тренировка умений установления контакта.
Время: 20 минут.
Содержание: На две подгруппы: пришельцы и земляне. Они должны вступить в контакт друг с другом. Пришельцы по одному заходят в комнату, где находятся земляне. Между ними стекло, но они должны вступить в контакт друг с другом. Общение в основном, на невербальном уровне или на разных языках.
Обсуждение: К пришельцам - кого бы вы хотели взять с собой в космос? С кем вы почувствовали контакт? В чем это выражалось? К землянам - почему все-таки вы не вступили в контакт? Что вам помешало? Почему не убрали стекло?
УПРАЖНЕНИЕ "ЖЕНА И ТЕША "
Цель: анализ разницы восприятия конфликтной ситуации.
Время: 5 минут
Содержание: Показывается картинка "жена и теща". Что увидели на этой картинке? Выявляется разница: молодая или старая женщина.
Обсуждение: Что вы почувствовали, когда услышали, что другие видели не то, что вы? Какие чувства испытали к тем людям, которые увидели то же, что и вы? К тем, которые увидели другое изображение? Выход на проблему разницы восприятия той или иной ситуации общения разными людьми, особенно в ситуации конфликта.
5. УПРАЖНЕНИЕ "ПЕРЕДАЧА ИЗОБРАЖЕНИЯ"
Цель: демонстрация важности понимания другого человека через умение слушать и говорить.
Время: 15 минут.
Содержание: Пары с ролями "говорящего" и "слушающего". "Говорящие" должны словами, сидя спиной к "слушающим", передать им графическое изображение. Затем смена ролей. Слушатели только слушают, им запрещается задавать какие-либо вопросы. Обсуждение: Сравнение рисунков. Почему получились разные? Что помогало? Что мешало? Какие испытывали чувства по отношению друг к другу?
6. ИГРА "КОСМИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ".
Цель: демонстрация умения слушать.
Время: 10 минут.
Содержание: Космическая экспедиция обнаружила на одной планете неизвестные наскальные изображения и пытается передать их на землю. Но видеосвязь нарушена, есть только радиосвязь, и только односторонняя - от корабля на землю. Один участник передает словами изображенные, все остальные, в центре управления полетом, рисуют это изображение.
Обсуждение: Сравнение полученных рисунков. Что помогало? Что мешало? Возникающие чувства в целом по отношению к репортажу. Знание навыков говорения и слушания.
7. ИГРА "КОРОВА ".
Цель: тренировка умений понимания другого в условиях затрудненного общения.
Время: 10 минут.
Содержание: Группа - пополам. Подгруппа загадывает слово. Затем вызывается один из представителей противоположной команды и ему сообщается это слово. Он, в свою очередь, должен передать это слово своей команде, но не имеет права говорить. Команда же имеет право задавать ему любые вопросы, стараясь за определенное время угадать заданное слово.
Обсуждение: Почему получилось? Почему нет? Что помогало? Что мешало? Что чувствовала команда по отношению к говорящему? Что чувствовал говорящий по отношению к своей команде, когда его не понимали? Выход на проблему важности помощи говорящему человеку.
8. ПРОЩАНИЕ.
Время: 5 минут.
Содержание: Исполнение песни "Сулико" - А Б В Г Д.
Занятие №6
1. ПРИВЕТСТВИЕ. ИГРА "ПРИКОСНОВЕНИЕ".
Цель: разминка.
Время: 5 минут.
Содержание: Все ходят по помещению в произвольном порядке. Тренер называет цвета, детали одежды, внешности; все должны дотронуться до названного на ком-либо из партнеров. Вариант - называется число и соответствующее количество людей должны обняться. Без обсуждения.
2. ИГРА «КАЛЕНДАРЬ».
Цель: разминка.
Время: 5 минут.
Содержание: Группа выстраивается по числам рождения, пользуясь при этом только жестами. Затем проверяется правильность построения. Без обсуждения.
3. УПРАЖНЕНИЕ "ТИПЫ СЛУШАНИЯ".
Цель: показ различных типов слушания.
Время: 40 минут.
Содержание: Высказываются 4 добровольца, которые по очереди рассказывают о каких-то недавних событиях своей жизни. Тренер слушает их, демонстрируя 4 типа слушания: нулевое, пассивное, критическое, эмпатическое. На доске записываются действия и поведение слушателя, эмоции говорящего.
Обсуждение: Сравнение слушателя в 4-х ситуациях и эмоции говорящего.
4. ИГРА "ТАМОЖНЯ".
Цель: тренировка умений понимания человека в затрудненных условиях.
Время: 20 минут.
Содержание: Две команды: "таможенники" и "контрабандисты". "К" везут запрещенный товар. "Т" должны по их поведению понять, когда именно товар находится у "К". Делается 3 попытки, "К" заранее договариваются, в какой раз они берут товар с собой. Затем команды меняются ролями. Без обсуждения.
5. ИГРА "КОЛОБОК".
Цель: выявление индивидуального стиля в общении.
Время: 20 минут.
Содержание: Выбирается 5 человек, которые распределяют между собой роли колобка, зайца, волка, медведя и лисы. Даются установки для них: заяц - трусливый, волк - хулиган, медведь - родитель, лиса -хитрая. Колобок - сообразительный. Разыгрывается сюжет. Обсуждение: К колобку - с кем бы ты пошел? К остальным - как ты чувствовал себя в роли? К группе - что увидели в этой игре?
6. ПРОЩАНИЕ. ИГРА "КЛУБОК".
Время: 5 минут.
Содержание: Все берутся за руки, образуют цепь и закручиваются в клубок.
Занятие №7
1. ПРИВЕТСТВИЕ. "МОЕ НАСТРОЕНИЕ".
Цель: разминка.
Время: 5 минут.
Содержание: Каждый рассказывает о своем теперешнем настроении, используя метеорологические термины /облачно, солнечно, ветрено и
т.д./.
Без обсуждения.
2 ОБЩАЯ ДИСКУССИЯ "КАК Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ В ГРУППЕ".
Цель: анализ хода работы группы.
Время: 20 минут.
Содержание: Каждый рассказывает о том, что в порт прибыл пароход, который привез различные предметы /расчески, зубные щетки, велосипеды, кресла-кочалки/, все остальные изображают действия с этими предметами, причем после начала следующего действия, предыдущее не прекращается.
УПРАЖНЕНИЕ "НАШИ КОНФЛИКТЫ".
Цель: выработка навыков активного слушания. Время: 25-30 минут.
Содержание: Группа делится на подгруппы по 3 человека. Один рассказывает произошедший с ним конфликт, второй слушает, используя приемы поддержки, уточнения, повторения и обобщения, третий наблюдает за слушающим. Затем меняются ролями для того, чтобы каждый побывал в каждой роли.
Обсуждение: Рассказ о своих впечатлениях. Обращается внимание на использование приемов активного слушания, на эмоции говорящего. Конфликты могут записываться на доске и анализироваться. Сравнивается пересказ содержания конфликта слушателем и его говорящим.
4. УПРАЖНЕНИЕ "ГОРЯЧИЙ СТУЛ".
Цель: анализ впечатления о поведении в группе.
Время: 20 минут.
Содержание: На стул, стоящий в центре круга, по очереди садятся 2-3
человека. Остальные /по очереди/ высказывают свое впечатление о
нем через одного - положительные и отрицательные качества.
Обсуждение: Как вы думаете, что он чувствовал, когда про него говорили положительное и отрицательное? Что ты сам чувствовал? Полезно ли это было для тебя?
5. ПРОЩАНИЕ.
По выбору группы.
Занятие №8
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИГРА "ПАНТОМИМА С МЯЧОМ"
Цель: разминка.
Время: 10 минут.
Содержание: По кругу бросается мяч и называется каким-либо предметом /яблоко, ребенок, зубная щетка и т.д./. Нужно изображать действия с называемым предметом. Без обсуждения.
ИГРА "ЗАПРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ".
Цель: психогимнастическая разминка.
Время: 15 минут.
Содержание: В центре круга воображаемый запретный предмет. Несколько человек /по желанию/ показывают пантомимой свое отношение к предмету. Обсуждение свободное на усмотрение группы.
УПРАЖНЕНИЕ "ЭМОЦИИ".
Цель: тренировка навыков рефлексии.
Время: 20-25 минут.
Содержание: Обсуждается вопрос о роли эмоций в общении, различении позиций и интересов в разрешении конфликтов. Затем по очереди члены группы изображают пантомимой различные чувства, а группа должна угадать какое именно чувство демонстрировалось. Выделяются детали поз, жестов, мимики и т.д.
4. УПРАЖНЕНИЕ "СКУЛЬПТОР".
Цель: тренировка в выражении и прочтении чувств.
Время: 10-15 минут.
Содержание: Два участника берут на себя роли скульптора и глины.
"Скульптор" лепит из "Глины" определенное чувство. Группа должна угадать.
Обсуждение: Как "Глине" понравился "Скульптор"? Какие чувства они друг у друга вызывали?
5. УПРАЖНЕНИЕ "СКУЛЬПТУРА ГРУППЫ".
Цель: анализ взаимоотношений в группе.
Время: 10 минут.
Содержание: Кому-нибудь из группы предлагается построить групповую скульптуру, символизирующую отношение к нему. Затем он закрывает глаза, а остальные меняются местами, в зависимости от того, как они себе представляют свое отношение к данному человеку. Обсуждение: Сравнивается картина, созданная данным человеком и группой, обсуждается причина и характер различий.
6. СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ТЕМУ ПО ВЫБОРУ.
7. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" О РАБОТЕ В ГРУППЕ".
Ожидания, первые впечатления, изменения чувств, отношения в группе, новый опыт и др.
8. ПРОЩАНИЕ /ПО ВЫБОРУ ГРУППЫ/.