СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговая программа преодоления конфликтов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговая программа преодоления конфликтов представлена в количестве 8 занятий. Предназначена для педагогов, родителей.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговая программа преодоления конфликтов»

Тренинговая программа преодоления конфликтов.

Занятие №1

  1. ОБЩАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

Время: 3-5 минут.

"Рада приветствовать всех вас здесь, в вашей группе. Мы собрались здесь для того, чтобы приобрести новый опыт общения. Как мы это будем делать - вы увидите сами. Единственное, что нужно сказать вначале, это то, что учиться общаться мы будем по принципу "здесь и теперь", т.е. на материале нашего собственного общения, здесь, в на­шем кругу. Поэтому я попрошу вас не обсуждать того, что будет про­исходить в группе, за ее пределами даже между собой, чтобы не поте­рять ту энергию, которую будет набирать группа".

  1. УПРАЖНЕНИЕ "ВИЗИТКА - ПРЕДМЕТ".

Цель: разминка.

Время: около 25 минут.

Содержание: Все набирают какой-то предмет и кладут его перед со­бой на пол, а затем, по очереди, начиная с тренера, идентифицируют­ся с этим предметом/говоря вслух: "Я - часы и т.д./ и рассказывают о себе как о предмете.

Возможные аспекты рассказа - вопросы: что за предмет, как я попал к хозяину, какая у меня жизнь, какие чувства он испытывает ко мне, ка­кое у меня настроение сейчас и т.д.

Тренер: "Если вы внимательно слушали, то как вы думаете, какому предмету сейчас плохо, тяжело, какому нужна помощь?" Группа решает кому нужна помощь.

Тренер: "Вы конечно понимаете, что в данном случае мы рассказы­вали о себе. Давайте спросим у него, а что он сам думает по этому по­воду... Теперь давайте поможем этому человеку. Сейчас, в течение 1 минуты, мы все вместе, молча, будем посылать ему чувства помощи, доброты, любви через взгляд, позу и т.д. Сосредоточимся и не будем отвлекаться, разговаривать..."

Обсуждение:

- Как вы думаете, что он испытывал в эту минуту /все по очереди/.

- А как ты сам себя чувствовал?

- Почувствовал/а ли ты посылаемые к тебе помощь, доброту, любовь?

- Если да, то от кого больше?

- От кого не почувствовал?

Дополнение: "Как ты думаешь, что чувствовали люди, которых ты благодарил? А что вы сами чувствовали, когда вас благодарили?

  1. УПРАЖНЕНИЕ "БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ".

Цель: физическая активность, смена эмоций.

Время: 15 минут.

Содержание: Группе предлагается просто ходить внутри круга, не сталкиваясь друг с другом, в своей обычной манере ходить. Поста­раться встретиться взглядами с теми, с кем бы хотелось это сделать, постараться понять, заметить свои чувства. Затем даются команды: ходите быстрее, не сталкивайтесь, еще быстрее. Теперь медленнее, еще медленнее. Ходим, как слоны, как со­бачки... Стоп! А теперь встаньте в группы по 3 человека, кто с кем хо­чет. Можете сесть и поговорить о тех чувствах, которые вы испыты­вали в ходе этого упражнения, что было неожиданно для вас. Обсуждение: поговорим вместе о том, что сейчас происходило? Встре­тились ли вы с тем, с кем хотели? Если нет, то почему?

4. УПРАЖНЕНИЕ "РАССКАЗ О СЕБЕ В РЕЖИМЕ СТРЕССА ".

Цель: получение определенной информации друг о друге.

Время: 25 минут.

Содержание: Каждый по очереди, в течение 15-20 минут говорит вслух о себе /о чем угодно/. Рассказ повторяется по кругу не менее 3-х раз. Члены группы о количестве повторений заранее не предупреж­даются.

Обсуждение: Какие чувства вы испытывали в момент рассказа? Поче­му именно это вы рассказали? Что вы узнали друг о друге? Какое впе­чатление это на вас произвело? Что вас удивило?

5. ИГРА "ВЗДОХИ".

Цель: тренировка эмпатии.

Время: 10 минут.

Содержание: Сейчас мы будем вздыхать. Каждый по очереди вздыха­ет, называя причину своего вздоха. Остальные повторяют его вздох, его слова, стараясь повторить это чувство, разделить его. Например:

"Вздох, вчера потеряла ключи - вздох, как жаль, что она потеряла ключи. "Повторение вздоха и слов группа делает одновременно. Обсуждение: Что чувствовали, когда другие вздыхали с тобой? Что вы чувствовали, когда повторяли вздохи других?

6. ПРОЩАНИЕ.

Цель: выработка ритуала прощания.

Время: 10 минут.

Содержание: Подошло время закончить наше первое занятие. Мы расстаемся, и каждый раз, когда мы будем это делать, мы будем про­щаться друг с другом. Как это сделать, мы будем решать сами. Сегод­ня я предлагаю сделать это следующим образом:

Представьте себе, что вы в центре нашего круга стоит большая кра­сивая корзина. И вот в эту корзину пусть каждый положит подарок для всех остальных - то чувство, которое он хотел бы им передать. Каждый по очереди подходит к корзине, "кладет" чувство и называет его. Например: вера, доброта, надежда, искренность.


Занятие №2

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Цель: воссоздание эмоциональной атмосферы первого занятия.

Время: 10-15 минут.

Содержание: Общее свободное обсуждение впечатлений от первого занятия. Какие впечатления? Что вам понравилось? Какие упр. За­помнились и почему? Какое у вас впечатление о группе? Не было ли у вас проблем? Не напоминали ли вам эти чувства о каких-то событиях в вашей жизни, о чем-то для вас близком и дорогом?


2.УПРАЖНЕНИЕ "МАМА И РЕБЕНОК".

Цель: тренировка выражения чувств.

Время: 15-20 минут.

Содержание: Группа разбивается на пары, распределяют роли "матери" и "ребенка". "Мать" выражает свои чувства к "ребенку" че­рез прикосновение, сопровождая его словами. Затем меняются роля­ми.

Обсуждение: Как вы себя чувствовали мамой, ребенком? Какая роль у вас получилась лучше, хуже? Почему? Почувствовали ли вы любовь "матери", "ребенка". Если вы не почувствовали себя ребенком, может быть вам не хватает ласки, любви, внимания и мы можем помочь вам сейчас. Все высказываются по очереди. Если кто-то не почувствовал доброты, внимания, ему предлагается сесть на стул, спиной к группе. Остальные по очереди подходят к нему и выражают ему невербально, прикосновением, чувства любви, поддержки, доброты. Обсуждение: Что ты чувствовал, когда остальные выражали тебе чувства поддержки? Какие у тебя впечатления? Узнал ли ты тех, кто выражал тебе свои чувства? Были ли какие-нибудь неожиданные чувства?


3. УПРАЖНЕНИЕ "ИСПУГА ИНОЕ ДЫХАНИЕ".

Цель: тренировка выражения чувств.

Время: 2-3 минуты.

Содержание: Предлагается всем одновременно подышать так, как дышит испуганный человек. Затем несколько минут отдыха.


4. УПРАЖНЕНИЕ "РАССКАЗ".

Цель: выражение чувств вербально и невербально.

Время: 20 минут.

Содержание: Предлагается рассказать о тех эпизодах своей жизни, когда было плохо, до слез, и хотелось бы, чтобы вас кто-нибудь по­жалел, поддержал, посочувствовал. При этом предлагается не просто рассказывать, а выразить свои чувства через мимику, жесты и т.д. Рассказывают по желанию 4-5 человек.

Обсуждение: В виде благодарности за искренность и доверие к группе.


5. УПРАЖНЕНИЕ "ПОВОДЫРЬ И СЛЕПЕЦ".

Цель: прочувствование проблемы доверия.

Время: 15 минут.

Содержание: Выбирается роль "слепца", ему завязывают глаза. Затем другие члены группы /3-4 чел./ по очереди проводят его по помеще­нию, где предварительно расставляют стулья, чтобы создать опреде­ленные препятствия.

Обсуждение: С кем из повадырей ты чувствовал себя более уверенно? А когда ты не чувствовал поддержки? Почему? А со стороны по ка­ким признакам можно видеть, что слепец доверяет повадырю? Как сделать так, чтобы тебе доверяли? Было ли что-нибудь в этом упраж­нении для вас неожиданным?


6. ПРОЩАНИЕ "ДРУЖЕСКИЙ ДОЖДИК".

Время: 5 минут.


Занятие №3

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Время: 10 минут.

Содержание: Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. Наверное мы все почувствовали, что работа в группе - не всегда от­дых и развлечение. Приобретение нового опыта общения требует определенных усилий от каждого из нас, решения каких-то опреде­ленных проблем. Поэтому давайте попробуем себе представить, как вообще предпочитаем справляться с нашими проблемами.


  1. УПРАЖНЕНИЕ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ".

Цель: выявление индивидуального стиля решения проблем.

Время: 15 минут.

Содержание: По среди группы ставится стул, который символизирует какую-то проблему. Каждый по очереди пантомимой показывает, как он справляется с этой проблемой, предварительно обдумав и иденти­фицировав стул с какой-либо своей проблемой. Без обсуждения или свободное обсуждение: типы решения. Расскажи, что ты имел в виду, как ты решал эту проблему?

3. УПРАЖНЕНИЕ "ПРОРЫВ КРУГА ".

Цель: включение наблюдателей в работу группы.

Время: 15 минут.

Содержание: Вернемся к нашим проблемам. Давайте попробуем ре­шить одну из них. Давайте предложим нашу помощь для вхождения в группу, включения в активную работу. Но прежде хотелось бы спро­сить у них, как они себя чувствуют в роли наблюдателей, хотелось бы им быть вместе с нами, как себя чувствует группа без них, готовы ли они приложить определенные усилия для того, чтобы войти в группу. При получении согласия от наблюдателей, группа образует круг, взявшись за руки, лицом в центр круга. Наблюдатели должны про­рвать это живое заграждение и войти в круг, тем самым символизируя вхождение в группу.

Обсуждение: Как чувствуют себя наблюдатели в центре круга? Что они испытывали, прорываясь в круг? Изменились ли их чувства - вне круга и в немецкого языка? Кто, может быть, помогал им войти в круг? А кто противодействовал?


4. УПРАЖНЕНИЕ "ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА".

Цель: выработка доверия к группе.

Время: 10 минут.

Содержание: Группа образует круг, в центре которого находится кто-то из наблюдателей или новичок. Этот человек идентифицируется с подвижной восковой палочкой, которая и сгибается и не сдвигается с места /ногами/. Остальные члены группы, сдвинувшись в тесный круг, прикасаясь локтями, удерживают /не дают упасть/ стоящего в центре, мягко передают его друг другу.

Обсуждение: Если человек сдвинулся с места, то почему? Была ли уве­ренность, что группа поддержит его? Почему? Если не сдвигался, тот выражает благодарность за доверие группе. Обсуждаются также чувства стоящих в кругу и того, кто исполнял роль восковой палочки.


5. УПРАЖНЕНИЕ "Я РЕАЛЬНЫЙ. Я ИДЕАЛЬНЫЙ".

Цель: продолжение узнавания друг друга.

Время: 15-20 минут.

Содержание: Каждый по очереди, без слов. Пантомимой, показывает группе два образа себя: какой я есть, каким бы я хотел быть. Затем группа расшифровывает эти образы, а исполнитель рассказывает свое содержание.

Обсуждение: Сравнение образов "я" и их интерпретация.


6. ПРОЩАНИЕ.

Содержание: Каждый по очереди прощается с группой без слов, пан­томимой, выражая определенные чувства. Все остальные повторяют его движения.


Занятие №4

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Время: 10-15 минут.

Содержание: Группа разбивается на пары, где каждый говорит дру­гому, что-нибудь приятное о своем партнере.

Обсуждение: Как вы чувствовали себя, когда вам говорили хорошее? Что вы чувствовали, когда говорили приятное другому человеку?

  1. УПРАЖНЕНИЕ "ДВЕ СЕСТРЫ/ДВА БРАТА ".

Цель: анализ различных стратегий поведения в конфликтных ситуа­циях.

Время: 15 минут.

Содержание: Выбираются два человека, которые перед группой разыгрывают ситуацию позднего прихода младшей сестры домой. Вначале разыгрывается "жесткий вариант", когда они ругаются, за­тем "мягкий".

Обсуждение: Как вы думаете, что чувствовала старшая сестра? Младшая? Как вы себя чувствовали? Способствовало ли такое пове­дение разрешению конфликта? Если да, то где это было видно? Если нет, то почему? Можно ли в жизни вести себя так, как было во втором случае? Если нет, то почему? Что мешает?


  1. ИГРА "ДА - НЕТ".

Цель: разрядка эмоций.

Время: 10 минут.

Содержание: Участники рассказывают друг другу /сидящему справа/ о своих трудностях, с которыми они столкнулись в последнее время. Затем группа разбивается на пары, распределяют роли и общаются между собой посредством двух слов: "да" и "нет", стараясь настоять на своем. При этом они держатся за руки, могут кричать, топать но­гами.

Обсуждение: Все по очереди рассказывают, о чем они думают, что вспоминали из своей жизни, когда выполняли это упражнение. Могут быть высказывания трех типов: ни о чем не думали; о чем-то думали, но затрудняюсь сказать; могут рассказать то, о чем думали. Дальнейшее обсуждение может строиться на тех чувствах и мыслях, которые возникали по ходу упражнения. Одна из основных линий -то, что чувствует человек, когда он хочет чего-то добиться, что-то до­казать, а чего не хотят слушать, не хотят с ним соглашаться.

4. ДИСКУССИЯ.

Цель: выявление перечня навыков и умений, способствующих успеш­ному общению, преодолению трудностей и конфликтов, их рефлексия.

Время: 20 минут.

Содержание: Тренер предлагает членам группы обсудить вопрос о том, какие особенности поведения, навыки, умение и знания помога­ют им успешно общаться между собой, преодолевать возможные трудности и конфликты. Ответы записываются на доске, могут ран­жироваться степени значимости, обобщаться. Вариант - работа по подгруппам объединением, обсуждением промежуточных и итогового списка умений.

Обсуждение: Сам итоговый перечень, а также анализ поведения от­дельных членов группы по ходу его составления.


5. ИГРА "КОНФЛИКТЫ'

Цель: Анализ различных стратегий поведения в конфликтной ситуа­ции.

Время: 35 минут.

Содержание: 3 пары участников, которые по очереди разыгрывают три конфликтные ситуации: "Онегин и Ленский", "Красная шапочка и Волк", "Колобок и Лиса", "Две сестры/ поздний приход домой младшей/, "что одеть в гости" /Родители и дети/, "Отказ подруге в просьбе" и др.

Обсуждение: Что чувствовали персонажи? Способствовало ли такое поведение разрешению конфликта? Назвать признаки.


6. УПРАЖНЕНИЕ "ДИАЛОГ РУК".

Цель: прочувствование конфликта через тактичное взаимодействие.

Время: 10 минут.

Содержание: Группа разбивается по парам, садятся друг напротив друга /желательно не зная своего партнера/ с закрытыми глазами и взаимодействуют при помощи рук: знакомятся, общаются, ссорятся, мирятся, прощаются.

Обсуждение: Свободные мысли и чувства по ходу упражнения, роль

прикосновения в процессе общения.

  1. ПРОЩАНИЕ.

Время: 3-5 минут.

Содержание: Группа становится в круг, взявшись за руки, закрыв гла­за. Необходимо почувствовать руку соседа, через соседа. Передать чувство любви, доброты, помощи, прощания.

Занятие №5.

1.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Цель: разминка.

Время: 5 минут.

Содержание: По парам. Сказать партнеру: "Вы прекрасны" /З раза/. Без обсуждения.


2. ИГРА "ГИБЕРИШ".

Цель: создание положительного эмоционального настроения.

Время: 15 минут.

Содержание: Рассказать друг другу о своей жизни на выдуманном языке "гибериш".

Обсуждение: Что поняли? Что мешало понимать? Что помогло?


3.ИГРА "КОСМИЧЕСКИЕ ПРИШЕЛЬЦЫ".

Цель: тренировка умений установления контакта.

Время: 20 минут.

Содержание: На две подгруппы: пришельцы и земляне. Они должны вступить в контакт друг с другом. Пришельцы по одному заходят в комнату, где находятся земляне. Между ними стекло, но они должны вступить в контакт друг с другом. Общение в основном, на невер­бальном уровне или на разных языках.

Обсуждение: К пришельцам - кого бы вы хотели взять с собой в кос­мос? С кем вы почувствовали контакт? В чем это выражалось? К зем­лянам - почему все-таки вы не вступили в контакт? Что вам помеша­ло? Почему не убрали стекло?


  1. УПРАЖНЕНИЕ "ЖЕНА И ТЕША "

Цель: анализ разницы восприятия конфликтной ситуации.

Время: 5 минут

Содержание: Показывается картинка "жена и теща". Что увидели на этой картинке? Выявляется разница: молодая или старая женщина.

Обсуждение: Что вы почувствовали, когда услышали, что другие ви­дели не то, что вы? Какие чувства испытали к тем людям, которые увидели то же, что и вы? К тем, которые увидели другое изображение? Выход на проблему разницы восприятия той или иной ситуации об­щения разными людьми, особенно в ситуации конфликта.




5. УПРАЖНЕНИЕ "ПЕРЕДАЧА ИЗОБРАЖЕНИЯ"

Цель: демонстрация важности понимания другого человека через умение слушать и говорить.

Время: 15 минут.

Содержание: Пары с ролями "говорящего" и "слушающего". "Говорящие" должны словами, сидя спиной к "слушающим", пере­дать им графическое изображение. Затем смена ролей. Слушатели только слушают, им запрещается задавать какие-либо вопросы. Обсуждение: Сравнение рисунков. Почему получились разные? Что помогало? Что мешало? Какие испытывали чувства по отношению друг к другу?


6. ИГРА "КОСМИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ".

Цель: демонстрация умения слушать.

Время: 10 минут.

Содержание: Космическая экспедиция обнаружила на одной планете неизвестные наскальные изображения и пытается передать их на зем­лю. Но видеосвязь нарушена, есть только радиосвязь, и только одно­сторонняя - от корабля на землю. Один участник передает словами изображенные, все остальные, в центре управления полетом, рисуют это изображение.

Обсуждение: Сравнение полученных рисунков. Что помогало? Что мешало? Возникающие чувства в целом по отношению к репортажу. Знание навыков говорения и слушания.


7. ИГРА "КОРОВА ".

Цель: тренировка умений понимания другого в условиях затруднен­ного общения.

Время: 10 минут.

Содержание: Группа - пополам. Подгруппа загадывает слово. Затем вызывается один из представителей противоположной команды и ему сообщается это слово. Он, в свою очередь, должен передать это слово своей команде, но не имеет права говорить. Команда же имеет право задавать ему любые вопросы, стараясь за определенное время угадать заданное слово.

Обсуждение: Почему получилось? Почему нет? Что помогало? Что мешало? Что чувствовала команда по отношению к говорящему? Что чувствовал говорящий по отношению к своей команде, когда его не понимали? Выход на проблему важности помощи говорящему чело­веку.

8. ПРОЩАНИЕ.

Время: 5 минут.

Содержание: Исполнение песни "Сулико" - А Б В Г Д.






Занятие №6

1. ПРИВЕТСТВИЕ. ИГРА "ПРИКОСНОВЕНИЕ".

Цель: разминка.

Время: 5 минут.

Содержание: Все ходят по помещению в произвольном порядке. Тре­нер называет цвета, детали одежды, внешности; все должны дотро­нуться до названного на ком-либо из партнеров. Вариант - называется число и соответствующее количество людей должны обняться. Без обсуждения.


2. ИГРА «КАЛЕНДАРЬ».

Цель: разминка.

Время: 5 минут.

Содержание: Группа выстраивается по числам рождения, пользуясь при этом только жестами. Затем проверяется правильность построе­ния. Без обсуждения.


3. УПРАЖНЕНИЕ "ТИПЫ СЛУШАНИЯ".

Цель: показ различных типов слушания.

Время: 40 минут.

Содержание: Высказываются 4 добровольца, которые по очереди рас­сказывают о каких-то недавних событиях своей жизни. Тренер слу­шает их, демонстрируя 4 типа слушания: нулевое, пассивное, критиче­ское, эмпатическое. На доске записываются действия и поведение слушателя, эмоции говорящего.

Обсуждение: Сравнение слушателя в 4-х ситуациях и эмоции говоря­щего.


4. ИГРА "ТАМОЖНЯ".

Цель: тренировка умений понимания человека в затрудненных усло­виях.

Время: 20 минут.

Содержание: Две команды: "таможенники" и "контрабандисты". "К" везут запрещенный товар. "Т" должны по их поведению понять, когда именно товар находится у "К". Делается 3 попытки, "К" заранее до­говариваются, в какой раз они берут товар с собой. Затем команды меняются ролями. Без обсуждения.


5. ИГРА "КОЛОБОК".

Цель: выявление индивидуального стиля в общении.

Время: 20 минут.

Содержание: Выбирается 5 человек, которые распределяют между со­бой роли колобка, зайца, волка, медведя и лисы. Даются установки для них: заяц - трусливый, волк - хулиган, медведь - родитель, лиса -хитрая. Колобок - сообразительный. Разыгрывается сюжет. Обсуждение: К колобку - с кем бы ты пошел? К остальным - как ты чувствовал себя в роли? К группе - что увидели в этой игре?


6. ПРОЩАНИЕ. ИГРА "КЛУБОК".

Время: 5 минут.

Содержание: Все берутся за руки, образуют цепь и закручиваются в клубок.


Занятие №7


1. ПРИВЕТСТВИЕ. "МОЕ НАСТРОЕНИЕ".

Цель: разминка.

Время: 5 минут.

Содержание: Каждый рассказывает о своем теперешнем настроении, используя метеорологические термины /облачно, солнечно, ветрено и

т.д./.

Без обсуждения.


2 ОБЩАЯ ДИСКУССИЯ "КАК Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ В ГРУППЕ".

Цель: анализ хода работы группы.

Время: 20 минут.

Содержание: Каждый рассказывает о том, что в порт прибыл паро­ход, который привез различные предметы /расчески, зубные щетки, велосипеды, кресла-кочалки/, все остальные изображают действия с этими предметами, причем после начала следующего действия, предыдущее не прекращается.


  1. УПРАЖНЕНИЕ "НАШИ КОНФЛИКТЫ".

Цель: выработка навыков активного слушания. Время: 25-30 минут.

Содержание: Группа делится на подгруппы по 3 человека. Один рас­сказывает произошедший с ним конфликт, второй слушает, используя приемы поддержки, уточнения, повторения и обобщения, третий на­блюдает за слушающим. Затем меняются ролями для того, чтобы каждый побывал в каждой роли.

Обсуждение: Рассказ о своих впечатлениях. Обращается внимание на использование приемов активного слушания, на эмоции говорящего. Конфликты могут записываться на доске и анализироваться. Сравни­вается пересказ содержания конфликта слушателем и его говорящим.


4. УПРАЖНЕНИЕ "ГОРЯЧИЙ СТУЛ".

Цель: анализ впечатления о поведении в группе.

Время: 20 минут.

Содержание: На стул, стоящий в центре круга, по очереди садятся 2-3

человека. Остальные /по очереди/ высказывают свое впечатление о

нем через одного - положительные и отрицательные качества.

Обсуждение: Как вы думаете, что он чувствовал, когда про него гово­рили положительное и отрицательное? Что ты сам чувствовал? По­лезно ли это было для тебя?


5. ПРОЩАНИЕ.

По выбору группы.


Занятие №8

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИГРА "ПАНТОМИМА С МЯЧОМ"

Цель: разминка.

Время: 10 минут.

Содержание: По кругу бросается мяч и называется каким-либо пред­метом /яблоко, ребенок, зубная щетка и т.д./. Нужно изображать дей­ствия с называемым предметом. Без обсуждения.


  1. ИГРА "ЗАПРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ".

Цель: психогимнастическая разминка.

Время: 15 минут.

Содержание: В центре круга воображаемый запретный предмет. Несколько человек /по желанию/ показывают пантомимой свое от­ношение к предмету. Обсуждение свободное на усмотрение группы.

  1. УПРАЖНЕНИЕ "ЭМОЦИИ".

Цель: тренировка навыков рефлексии.

Время: 20-25 минут.

Содержание: Обсуждается вопрос о роли эмоций в общении, различе­нии позиций и интересов в разрешении конфликтов. Затем по очереди члены группы изображают пантомимой различные чувства, а группа должна угадать какое именно чувство демонстрировалось. Выделяют­ся детали поз, жестов, мимики и т.д.


4. УПРАЖНЕНИЕ "СКУЛЬПТОР".

Цель: тренировка в выражении и прочтении чувств.

Время: 10-15 минут.

Содержание: Два участника берут на себя роли скульптора и глины.

"Скульптор" лепит из "Глины" определенное чувство. Группа должна угадать.

Обсуждение: Как "Глине" понравился "Скульптор"? Какие чувства они друг у друга вызывали?


5. УПРАЖНЕНИЕ "СКУЛЬПТУРА ГРУППЫ".

Цель: анализ взаимоотношений в группе.

Время: 10 минут.

Содержание: Кому-нибудь из группы предлагается построить группо­вую скульптуру, символизирующую отношение к нему. Затем он за­крывает глаза, а остальные меняются местами, в зависимости от того, как они себе представляют свое отношение к данному человеку. Обсуждение: Сравнивается картина, созданная данным человеком и группой, обсуждается причина и характер различий.


6. СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ТЕМУ ПО ВЫБОРУ.


7. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" О РАБОТЕ В ГРУППЕ".

Ожидания, первые впечатления, изменения чувств, отношения в груп­пе, новый опыт и др.

8. ПРОЩАНИЕ /ПО ВЫБОРУ ГРУППЫ/.