Министерство труда и социального развития
Краснодарского края
государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
"Краснодарский комплексный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"
Конспект открытого занятия
«Познай себя»
Подготовила:
воспитатель
Пугач Екатерина Сергеевна
Дата проведения:26.04.22 г.
Краснодар
2022
Пояснительная записка
Данное занятие позволяет получить основные знания о структуре общения, приобрести умения различать виды общения (деловое, дружеское, побуждать к эффективности общения, поможет участникам группы более эффективно реализовывать себя в какой-либо деятельности. Занятие «Познай себя» предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.
Цель: стимулирование интереса к процессам самопознания и саморазвития.
Задачи:
Развивать представление о себе; формировать возможность распознавать собственные личностные качества, формировать способность анализировать свои личностные качества; развивать умение устанавливать контакт; развивать наблюдательность в общении; формировать мотивацию к совместной деятельности;
Количество участников – 6 подростков
Возраст участников – от12 до 16 лет
Продолжительность занятия – 40 минут
Структура занятия :
1. Вступительное слово
2. Разогрев
3. Основная часть
4. Завершение (рефлексия)
Занятия проходят в кругу.
Вступительное слово
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы попробуем с вами совместными усилиями, справиться с заданиями, которые я подготовила и, я надеюсь, научиться чему-то новому.
Разогрев
1 упражнение «Салфетка»
Цель: создать в группе веселую позитивную атмосферу.
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Время: 5 минут.
Ход проведения: Участники тренинга сидят в общем кругу. Воспитатель передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, воспитатель просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Основная часть
2 упражнение «Волшебная рука»
Цель: самораскрытие, повышение сплоченности группы.
Время проведения: 10 минут
Материалы: карандаши или фломастеры, листы бумаги формат А4.
Ход проведения: Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.
Обсуждение: Что нового ты узнал о себе?
Сложно ли было писать качества другому человеку?
!!! Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.
Разминка перед упражнением «Речевой этикет»
На столах лежат листы с перечнем вежливых высказываний. Воспитатель называет тему на которую нужно высказаться. Дети находят нужное высказывание.
Назовите слова приветствия.
Выскажите просьбу.
Какими словами лучше начать знакомство.
Как принято извиняться в культурном обществе?
Слова утешения и одобрения
Слова благодарности.
Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить вас.
3 упражнение «Приятный разговор».
Цель: научить вести диалог, поддерживать беседу не отвлекаясь от темы.
«Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: «приятный собеседник». Это действительно полезное умение – легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и так же непринужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку увереннее чувствовать себя в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что - то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним».
Участники группы встают или садятся лицом друг к другу по принципу «карусели», т. е. образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники стоят лицом к центру).
Поговорив с одним партнером, по сигналу воспитателя все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Воспитатель задает каждой паре ситуацию встречи и указывает, кто начинает разговор, а кто отвечает.
На каждый разговор, т. е. на установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы, отводится 2–3 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 10 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
Примеры ситуаций:
«Вы приехали в незнакомый город. Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в определенное место в этом городе».
«Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».
«Перед вами человек, который чем - то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».
«Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся».
4 упражнение «Все мы - разные»
Цель: раскрытие своей индивидуальности, принятие себя как часть группы.
Время проведения: 10 минут
Материалы: ватман, клей, фломастеры или карандаши, трафареты лепестков
Ход проведения: Воспитатель зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой).
Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?
Назовите и напишите на ладошке свою особую неповторимую черту, разукрасьте ее, прикрепите к нашей планете. А теперь посмотрите, нашу планету и только представьте сколько нас , совсем разных на ней живет. Она одна, а нас много.
Предполагается, что планета приклеена в центре ватмана.
Обсуждение: Что было сложно при выполнении задания?
Легко ли было написать неповторимую черту, характерную вам?
Довольны ли вы итоговой работой, совместной работой
5 Игра «Ярмарка достоинств». Ход проведения: Ученики получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». Каждому предлагается на листке, под надписью «Продаю», написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на листке, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем участники становятся посетителями ярмарки, они ходят и предлагают друг другу что - либо купить или что - либо продать.
Обсуждение: Какие качества продавались, а какие покупались? Почему? Необходимо подвести к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
Рефлексия
5 Упражнение «Свободный отчет»
Цель: получение обратной связи от участников
Воспитатель: «Наше занятие подошло к концу. Теперь хотелось бы узнать ваши мнения о занятии и ответить на вопросы:
Участники продолжают фразы:
• Я благодарен группе…
• Я благодарен себе…
• Я узнал…
• Мне было интересно…
• Для меня было новым…