СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие "Познай себя"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие позволяет получить основные знания о структуре общения, приобрести умения различать виды общения (деловое, дружеское, побуждать к эффективности общения, поможет участникам группы более эффективно реализовывать себя в какой-либо деятельности. Занятие «Познай себя» предназначен для подростков.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "Познай себя"»


Министерство труда и социального развития

Краснодарского края

государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

"Краснодарский комплексный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"













Конспект открытого занятия

«Познай себя»












Подготовила:

воспитатель

Пугач Екатерина Сергеевна

Дата проведения:26.04.22 г.






Краснодар

2022

Пояснительная записка

Данное занятие позволяет получить основные знания о структуре общения, приобрести умения различать виды общения (деловое, дружеское, побуждать к эффективности общения, поможет участникам группы более эффективно реализовывать себя в какой-либо деятельности. Занятие «Познай себя» предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Цель: стимулирование интереса к процессам самопознания и саморазвития.

Задачи:

Развивать представление о себе; формировать возможность распознавать собственные личностные качества, формировать способность анализировать свои личностные качества; развивать умение устанавливать контакт; развивать наблюдательность в общении; формировать мотивацию к совместной деятельности;

Количество участников – 6 подростков

Возраст участников – от12 до 16 лет

Продолжительность занятия – 40 минут

Структура занятия :

1. Вступительное слово

2. Разогрев

3. Основная часть

4. Завершение (рефлексия)

Занятия проходят в кругу.

Вступительное слово

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы попробуем с вами совместными усилиями, справиться с заданиями, которые я подготовила и, я надеюсь, научиться чему-то новому.

Разогрев

1 упражнение «Салфетка»

Цель: создать в группе веселую позитивную атмосферу.

Необходимые материалы: бумажные салфетки.

Время: 5 минут.

Ход проведения: Участники тренинга сидят в общем кругу. Воспитатель передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, воспитатель просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Основная часть

2 упражнение «Волшебная рука»

Цель: самораскрытие, повышение сплоченности группы.

Время проведения: 10 минут

Материалы: карандаши или фломастеры, листы бумаги формат А4.

Ход проведения: Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Обсуждение: Что нового ты узнал о себе?

Сложно ли было писать качества другому человеку?

!!! Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.


Разминка перед упражнением «Речевой этикет»

На столах лежат листы с перечнем вежливых высказываний. Воспитатель называет тему на которую нужно высказаться. Дети находят нужное высказывание.

  1. Назовите слова приветствия.

  2. Выскажите просьбу.

  3. Какими словами лучше начать знакомство.

  4. Как принято извиняться в культурном обществе?

  5. Слова утешения и одобрения

  6. Слова благодарности.

  7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить вас.


3 упражнение «Приятный разговор».

Цель: научить вести диалог, поддерживать беседу не отвлекаясь от темы.

«Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: «приятный собеседник». Это действительно полезное умение – легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и так же непринужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку увереннее чувствовать себя в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что - то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним».

Участники группы встают или садятся лицом друг к другу по принципу «карусели», т. е. образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники стоят лицом к центру).

Поговорив с одним партнером, по сигналу воспитателя все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Воспитатель задает каждой паре ситуацию встречи и указывает, кто начинает разговор, а кто отвечает.

На каждый разговор, т. е. на установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы, отводится 2–3 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 10 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

Примеры ситуаций:


«Вы приехали в незнакомый город. Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в определенное место в этом городе».

«Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».

«Перед вами человек, который чем - то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».

«Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся».

4 упражнение «Все мы - разные»

Цель: раскрытие своей индивидуальности, принятие себя как часть группы.

Время проведения: 10 минут

Материалы: ватман, клей, фломастеры или карандаши, трафареты лепестков

Ход проведения: Воспитатель зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой).

Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

Назовите и напишите на ладошке свою особую неповторимую черту, разукрасьте ее, прикрепите к нашей планете. А теперь посмотрите, нашу планету и только представьте сколько нас , совсем разных на ней живет. Она одна, а нас много.

Предполагается, что планета приклеена в центре ватмана.

Обсуждение: Что было сложно при выполнении задания?

Легко ли было написать неповторимую черту, характерную вам?

Довольны ли вы итоговой работой, совместной работой



5 Игра «Ярмарка достоинств». Ход проведения: Ученики получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». Каждому предлагается на листке, под надписью «Продаю», написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на листке, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем участники становятся посетителями ярмарки, они ходят и предлагают друг другу что - либо купить или что - либо продать.

Обсуждение: Какие качества продавались, а какие покупались? Почему? Необходимо подвести к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

Рефлексия

5 Упражнение «Свободный отчет»

Цель: получение обратной связи от участников

Воспитатель: «Наше занятие подошло к концу. Теперь хотелось бы узнать ваши мнения о занятии и ответить на вопросы:

Участники продолжают фразы:

• Я благодарен группе…

• Я благодарен себе…

• Я узнал…

• Мне было интересно…

• Для меня было новым…