СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговые и творческие задания по развитию у учащихся связной устной и письменной речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинговые и творческие задания по развитию у учащихся связной устной и письменной речи»


Тренинговые и творческие задания

по развитию у учащихся связной устной и письменной речи

Письменные задания

  • Упражнение «Этюд с заданным эпиграфом»

Напишите два небольших этюда о зиме так, чтобы поставить эпиграфом строчки:

1)К первому: И. А. Бунина «Весна, весна! И все ей радо…», а ко второму – А. С. Пушкина «Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен…».

2)К первому: «Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы!»(А.Пушкин) Ко второму: «И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом!»(А.Фет)

Ваш этюд должен быть интересен тем людям, для кого вы пишете, и гарантировать дальнейший контакт с ними, уверенность в том, что вам ответят и это взаимодействие будет продолжаться.

  • Упражнение «Вырази чувство»

Опишите сугроб снега, выразив чувства:

а) дворника, вышедшего после ночного снегопада убирать двор;

б) детей, выбежавших во двор погулять,

в) сельского почтальона, которому нужно разнести пенсию по деревне

  • Упражнение «Обогащение словаря»

Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари. Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.

  • Упражнение «Авторское кино»

Составить киносценарий по мотивам произведения или учебного текста(можно в паре или группе) и представить его на обсуждение

  • Упражнение «Рассказ в заданном ключе»

 Введение в название сказки или рассказа нового объекта

  • Упражнение «Изменение сюжетной линии произведения»

 Придумать другое окончание сказки, рассказа, отрывка из произведения

Упражнение «Реклама прочитанной книги»

Представить прочитанное произведение так, чтобы другие захотели его почитать.

  • Упражнение «Рассказ от первого лица»

  • Рассказать от лица литературного героя свою историю жизни

  • Повествование от имени предмета

Устные задания

  • Упражнение «Комплимент»

  • Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов

  • сказать комплимент литературному герою, даже отрицательному

  • Упражнение «Мой цвет»

Расскажите в нескольких предложениях без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета, какие предпочитаете и почему?


  • Упражнение «Выборы» (можно разыграть сценки)

Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.

  • Упражнение  «Угадай»

Моделирование голоса и тона. Фразу: Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает? 

– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злорадным, дружеским, язвительным, начальственным. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?

  • Упражнение « Диалог»

Как известно, диалогическая речь предполагает участие не менее двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.

Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.

  • Упражнение «Тренировка с диктофоном»

Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами. Для работы с диктофоном используются художественные тексты и стихотворения. Сначала читайте их со страницы, а для повторной записи делайте пересказ (если проза) и учите наизусть (если стихотворение).

  • Упражнение с зеркалом

Выполняя упражнение, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?

Проделайте следующее действие:

а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;

б) «изобразите» один и тот же рассказ сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.

Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.

  • Упражнение «Оцени речь оратора»

Предлагается видеоролик с речью известного оратора. Нужно внимательно послушать выступление и ответить на вопросы:

Что вам понравилось в речи?

Чем он привлекает своих слушателей?

Какие приёмы использует?

Что вам не понравилось в выступлении оратора?

Подготовила Чернухина Е.Н., МОУ «СОШ №4»

3