Тренинговые и творческие задания
по развитию у учащихся связной устной и письменной речи
Письменные задания
Напишите два небольших этюда о зиме так, чтобы поставить эпиграфом строчки:
1)К первому: И. А. Бунина «Весна, весна! И все ей радо…», а ко второму – А. С. Пушкина «Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен…».
2)К первому: «Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы!»(А.Пушкин) Ко второму: «И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом!»(А.Фет)
Ваш этюд должен быть интересен тем людям, для кого вы пишете, и гарантировать дальнейший контакт с ними, уверенность в том, что вам ответят и это взаимодействие будет продолжаться.
Опишите сугроб снега, выразив чувства:
а) дворника, вышедшего после ночного снегопада убирать двор;
б) детей, выбежавших во двор погулять,
в) сельского почтальона, которому нужно разнести пенсию по деревне
Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари. Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.
Составить киносценарий по мотивам произведения или учебного текста(можно в паре или группе) и представить его на обсуждение
Введение в название сказки или рассказа нового объекта
Придумать другое окончание сказки, рассказа, отрывка из произведения
Упражнение «Реклама прочитанной книги»
Представить прочитанное произведение так, чтобы другие захотели его почитать.
Рассказать от лица литературного героя свою историю жизни
Повествование от имени предмета
Устные задания
Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов
сказать комплимент литературному герою, даже отрицательному
Расскажите в нескольких предложениях без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета, какие предпочитаете и почему?
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Моделирование голоса и тона. Фразу: Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злорадным, дружеским, язвительным, начальственным. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?
Как известно, диалогическая речь предполагает участие не менее двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.
Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.
Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.
Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами. Для работы с диктофоном используются художественные тексты и стихотворения. Сначала читайте их со страницы, а для повторной записи делайте пересказ (если проза) и учите наизусть (если стихотворение).
Выполняя упражнение, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?
Проделайте следующее действие:
а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;
б) «изобразите» один и тот же рассказ сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.
Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.
Предлагается видеоролик с речью известного оратора. Нужно внимательно послушать выступление и ответить на вопросы:
Что вам понравилось в речи?
Чем он привлекает своих слушателей?
Какие приёмы использует?
Что вам не понравилось в выступлении оратора?
Подготовила Чернухина Е.Н., МОУ «СОШ №4»
3