СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные таблицы для уроков русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение   на уроках русского языка в 3-4 классах модулей: демонстрационно-тренировочного, контрольно-тренировочного,

тестирующего.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные таблицы для уроков русского языка»

Проблема грамотного письма волнует и учителей, и родителей. Формирование грамотности невозможно без знания правил правописания и умения их применять на практике. Что такое орфография? Орфография – правописание, т.е. система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.

Выработка навыков правописания - процесс длительный. Не секрет , что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Они устно прекрасно рассказывают правило, а при письме в словах орфограмм не видят, с трудом подбирают проверочные слова. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Для этого я использую комплекты таблиц под номерами на каждого ученика с одинаковым содержанием. Работа проводится следующим образом: например на каком – то этапе урока я раздаю карточки из набора №1. Предлагаю каждое слово проговаривать чётко хором. Или работаем по вариантам. Значимая часть ошибочных написаний безударных гласных в корне слова, происходит от неумения учащихся разобраться в составе слова. До тех пор пока слово будет представляться учащимся как набор букв и звуков, добиться прочной устойчивой грамотности невозможно. Тогда используя таблицы №2, №3, №4. Применяю модульдемонстрационно - тренировочный. Он предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу и выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.Контрольно –тренировочный модуль содержит различные варианты заданий, направленных на отработку навыков по применению орфографического правила. Тестирующий модуль позволяет учителю проверить знания,умения и навыки ученика по изученной теме. В него включены задания, за выполнение которых ученик получает оценку.

Моя цель- помочь ученику вдуматься в данную орфограмму и правильно написать слово. Одно из главнейших условий успешного обучения грамотному письму – предупреждение ошибок.

Для этого я использую различные приёмы. Одним из важных видов считаю орфографическое проговаривание; по-другому это называется «комментированное письмо».

Это в значимой мере повышает грамотность учащихся: постепенно исчезают ошибки в приставках, ощутимо уменьшается их количество в корне.

На уроках закрепление материала по теме «Безударные гласные в корне слова» использую таблицу №1. Она является демонстрационно - тренировочной. Таблица № 5 является контрольно- тренировочной и тестирующей.

Повторяя тему «Парные согласные в конце и в середине слова» использую карточку №6. По ней можно работать в группах и самостоятельно. Работая над темой «Непроизносимые согласные» использую таблицу №7.Она является демонстрационно - тренировочной.

Повторяя тему «Разделительный мягкий и твёрдый знаки» использую таблицу №8. Она тоже демонстрационно - тренировочная. Ребята записывают самостоятельно слова и проговаривают хором. Работая над темой «Правописание безударных личных окончаний глаголов «использую таблицу №9.Вот такие таблицы я использую на уроках русского языка уже много лет, наблюдаю положительную динамику в работе.(см.ниже)














































ТАБЛИЦА №1 ТАБЛИЦА № 2




один- много много -один

сосна - сосны столбы- столб

тропа-тропы дома- дом

зерно - зёрна снопы -сноп

гнездо - гнёзда поля -поле

река -реки дожди -дождь

звезда - звёзды зонты-зонт

гроза - грозы цвета-цвет

стрела - стрелы листы-лист

доска - доски сады - сад

окно - окна столы -стол

стена - стены хоры-хор

стекло- стёкла торты-торт

плита- плиты полы-пол

семья -семьи ножи-нож

сестра -сёстры глаза-глаз

нога -ноги носы-нос

голова -головы слоны-слон

лицо - лица дворы-двор

сова - совы мячи-мяч

коса - косы болты- болт

пила - пилы волы- вол

коза -козы голы-гол

овца -овцы колы-кол

свинья –свиньи сады-сад

перо -перья бобы-боб



Части слова:

Приставка

Корень,

Суффикс

Окончание




стрела́

стрело́й

перестре́лка

застрели́л□

стрело́к□

стреля́ю







го́вор□

разгово́р□

за́говор□

угово́рю

поговори́м

говорли́вый







ТАБЛИЦА № 3




нае́зд за́пись сгоре́л сглупил

отъе́зд на́дпись сжал сгрёб

подъе́зд про́пись сдви́нул сдави́л

объе́зд пе́репись сду́нул сглотнул

съезд зашёлсдал сжа́лился

въезд прошёл сгрустну́ли сжи́лся

вошёл надорва́л разжа́л расши́л

обошёл сбро́сил разгова́ривал раскова́л

отошёл сбежа́л разбогате́л распили́л

пошёл сде́лал раздави́л растащи́л











































ТАБЛИЦА №4 ТАБЛИЦА №5




Суффиксы бывают разные

печка классный

сто́ликисвязи́ст

па́льчикилы́жник

доми́шко учитель

кры́лышко часовщик

Ю́́́ʹленька лисёнок

Лю́дочка грачонок

води́ца хитрющий

больница большущий

лапище сладковатый




1.Образовать слова с суффиксами:

-ист от слов:

журнал, фигуры ,шахматы, баян, гитара,

такси, трактор, машина, автомобиль,

велосипед, мотоцикл

-ник:

грибы, печь, река, птица, колхоз

-тель:

учить, писать, читать, любить,

заклинать, водить,

-ищ:

лапа, нога, рука, нос, волосы, усы,

когти, хвост, дом, ураган, жучок,

медведь, волк, крот

-щик:

нырял, чистил, носил, точил, курил,

кладовая, угнал, кран

-еньк:

рыжий, чёрный, добрый, синий Маша, Юля

-очк:

Люда, Юра, мама

-ечк:

подушка, Аня, Таня

-оват:

кислый, толстый, хитрый


















































В корне слова безударные гласные

а, о, е, и, я проверяй ударением!

сосна́ – со́сны

ножи́ – нож

дари́л – да́рит

одева́ет – оде́л

загляде́лся – взгля́д

посиде́л – си́дя

поседе́л – сед

дотяну́лся – тя́нет

доли́на – до́лы

за́пах - па́хнет




Подобрать проверочные слова

1.Красивый, золотой, ходили, сажали,

тропа, горячий, зерно, гнездо, спасает,

украшает, сосна, охраняет, столбы, снопы,

водянистый, поля, косилка, дожди, запах,

говорили, зонты, цветы, пастух, волы, бобы.

2.Грозовая, листы, молотилка, гроза, голодание, стрела, накатался, плита, доска,

Кора, пастух, поглядел, полевой, посмотрел, солить, отцветает, зелёный,

сосна, легла, посинел, обещают, начинается,

сливались.

3.Замерзали,поспешили,оставалось,показали,

весёлёй, дома, окно, подхватил.потянул, ночной, заслонила, сверкнула, завивается,

небесный, пестреет, тенистый, очищает, заглядеться, удивляться, перенесла, возить,

обнесли, починить.

4.Победил, бродил, ходил.звезда, сова, коза,

овца, ловил, схватил, приносил, посадил,

покосил, осмотрел, тяжёлый, провалился, покатился, вытащили, запах, проносились,

пожелтели, загляделся, долина.

5.Перо, голова, стекло,стена, оживил, блестели, весело, дождевой, ветерок, коса, отдохнул, зацепился, выклевали , заболела, приласкал, спешил, поседел, далеко, вплотную, косой, спортивный, зелёная, улетел, такой.

6. Катает , качает , копает, гребёт, одевает, мячи, болты, дворовый, подметает, лежит, хоры, поля, плетёт, лежит, лизал, ловил, таскал, семья, лицо, сосна, кора, деревья, висит, посидел, скотина, пастух.























ТАБЛИЦА №8 ТАБЛИЦА №9

Разделительные знаки

Ъ ь

пиши после приставки пиши перед

окончанием и в

корне




объявление семья

съездил веселье

подъём вьёт

въехал пьют

съёмка вьюга

необъятные

предъюбилейный

ъ ь

съезд соловьи

подъезд воробьи

въезд свиньи

разъезд крылья

объезд деревья

отъезд ульи

съел ручьи

объел муравьи

подъел братья

въедливый друзья

взъерошенный перья

съёжился осенью

объединить рыбья

объяснение щучья

съехать гроздья

подъехать ненастье

подъезжает веселье

объезжает счастье

въезжает чья? чьи?

Я вью пью лью

Ты вьёшь пьёшь льёшь

Он вьёт пьёт льёт







Что делал? Что делать? Что делает?




кормил кормить кормит

возил возить возит

таскал тащить тащит

носил носить носит

пилил пилить пилит

колол колоть колет

катал катать катит

дарил дарить дарит

ходил ходить ходит

вязал вязать вяжет

ловил ловить ловит

писал писать пишет

сажал сажать садит

смотрел смотреть смотрит

тащил тащить тащит

лизал лизать лижет

полол полоть полет

стелил стелить стелет

склеил склеить склеит




Что делает? Что сделал?




встаёт встал

ведёт повёл

раздевает раздел

пришивает пришил

помогает помог

поливает полил

подметает подмёл

плетёт поплёл

одевает одел

лежит лежал


























































Список использованной литературы:




1. Журнал «Начальная школа»; Издательство «Начальная школа» №12, 1986г.

2. Справочник начальной школы: Т.В.Потёмкина; Издательство Москва

Айрис-пресс, 2004 г.

3.Журнал «Начальная школа»; Издательство «Начальная школа» №8, 2008г.

4. Журнал «Начальная школа»; Издательство «Начальная школа» №5, 2000г.

5.Журнал «Начальная школа»; Издательство «Начальная школа» №12, 2008г.