СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные тексты по теме "Общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме "Общество"

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные тексты по теме "Общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию»

Текст 1.

Прочитайте текст и выполните задания.


До сих пор речь шла о глобальных проблемах, возникающих в сфере отношений человека и общества с природой, воспроизводства людских ресурсов. Но человечество окружает не только природная, но и социальная среда. И от того, насколько государство и общество способны обеспечить своим гражданам безопасность, зависит жизнеспособность и жизнедеятельность каждого человека, каждой личности.

Человечество в первой половине нынешнего столетия не смогло создать надёжной системы безопасности: две мировые войны и кровавые революции унесли жизни многих десятков миллионов людей. Особенность второй половины ХХ в. состоит в том, что мировое сообщество сумело предотвратить главную угрозу международной безопасности – угрозу развязывания новой, на этот раз термоядерной войны, способной уничтожить всё живое на Земле. Но оружие массового уничтожения – ядерное, химическое, бактериологическое – остаётся. Продолжают создаваться новые виды вооружений. Хранение этих запасов, равно как и уничтожение такого оружия, сопряжено не только с огромными финансовыми затратами, но и с угрозами для безопасности населения и окружающей среды…

Мировое сообщество второй половины ХХ в. сделало большой шаг вперёд в сторону демократии, защиты прав человека и основных свобод, улучшения экономических и социальных условий жизни людей. Но оно не смогло предотвратить насилие в различных его проявлениях, в том числе и в форме преступлений – запрещённых уголовным законом, общественно опасных, виновных и наказуемых деяний…

Характерная тенденция последней четверти ХХ в. – быстрый рост транснациональной преступности. Она выражается в создании преступных группировок с участием граждан нескольких государств, осуществлении криминальной деятельности на территории двух и более стран, организации преступлений, нарушающих международные обязательства и нормы международного права…

Одно из наиболее опасных и распространённых в современном мире преступлений – международный терроризм. Он представляет собой насильственные действия. Цели терроризма многообразны. Это и попытки изменения политического строя, свержения руководства страны… и подрыв стабильности в обществе, запугивание населения, провоцирование военных действий…

Новым и опасным видом преступлений являются незаконные операции в сфере высоких технологий… Особую тревогу мировой общественности вызывают проводимые в некоторых странах эксперименты по клонированию людей – переводу ядер соматических клеток в целях создания ребёнка, искусственному воспроизводству детей-двойников, - создающие прямую угрозу генетическому фонду человечества.

(А.Торкунов)


  1. Какие два позитивных итога развития человечества во второй половине ХХв. отметил автор?

  2. Какие новые глобальные проблемы современного мира отметил автор? (Укажите любые четыре проблемы).

  3. Какие цели международного терроризма называет автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три подтверждения глобального характера проблемы международного терроризма.

  4. Используя обществоведческие знания, выскажите два предположения о путях смягчения остроты глобальных проблем современного мира и кратко поясните каждое из них.





















Текст 2.

Прочитайте текст и выполните задания.


Феномен глобализации стал в последние годы одним из наиболее распространённых предметов исследований, существующие взгляды на него достаточно разнообразны. Существуют многочисленные определения глобализации, разные подходы к пониманию её аспектов и сфер, а также проблема оценок – насколько глобализация является универсальной и всеобъемлющей тенденцией мирового развития.

Так, исследователи данной темы отмечают наличие трёх измерений глобализации: как постоянно идущий исторический процесс; как гомогенизация и универсализация мира; как разрушение национальных границ.

Глобализация обозначила новые подходы к суверенитету, его содержанию. Многие авторы предрекают закат «государственного суверенитета», вынужденного «делиться» своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществом и т.п.

Общепризнано также, что глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия. В числе первых ускорение внедрения технических достижений и современных методов управления, новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц, возможности обеспечения более высокого уровня жизни и т.п….

В то же время к негативным последствиям глобализации относятся: растущее неравенство, когда получаемые выгоды и возможности концентрируются в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах; связанное с этим нарастание уязвимости и маргинализация многих государств; тяжкие и даже тяжелейшие последствия для земной цивилизации; возросшие угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.

Противоречие заключается в том, что современная международная система, создавшая условия для развития процесса глобализации, под его воздействием сама постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира.

Процессы глобализации оказывают сильное воздействие на функционирование государств, на их базовые институты, а значит, и на суверенитет. Но государственный суверенитет остаётся основой конституционного строя большинства государств. Происходит трансформация роли государства, особенно в развитом мире. Информационные, финансовые и иные процессы, связанные с глобализацией, сокращают возможности национальных правительств по контролю за внутриполитической ситуацией и управлению ею.

Отдельные государства, находясь

Под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке, в определённой мере теряют суверенитет над национальной экономикой. Они всё меньше могут влиять на положение в сфере экономики, финансов. Всё более неподконтрольными становятся информационные потоки. Многие функции, ранее выполнявшиеся правительствами, переходят к институтам гражданского общества, транснациональным корпорациям. Национальные и международные неправительственные политические, экономические, правозащитные, религиозные, благотворительные и иные организации оказывают растущее влияние на общественное мнение, формирование политики, выработку законов, сами выполняют некоторые властные функции, вплоть до участия в деятельности комитетов и комиссий ООН.

(Н.Пастухова)



  1. Какой институт, по мнению автора, наиболее полно подвержен влиянию глобализации? В чём выражается это влияние?

  2. В чем, по мнению автора, выражается противоречие глобализации? Какие три функции, традиционно считавшиеся государственными, начинают выполнять другие институты?

  3. Что, по мнению ряда исследователей, является проявлением глобализации? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте каждое проявление примерами.

  4. Приведите положения текста, отражающие последствия глобализации: как положительные, так и негативные. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающие противоречивость данного явления.










ОТВЕТЫ


Текст 1.


  1. Итоги: 1) мировое сообщество сумело предотвратить угрозу термоядерной войны, способной уничтожить всё живое на Земле; 2) мировое сообщество сделало большой шаг вперёд в сторону демократии, защиты прав человека и основных свобод, улучшения экономических и социальных условий жизни людей.

  2. Проблемы: 1) наличие огромных запасов оружия массового уничтожения; 2) быстрый рост транснациональной преступности; 3) международный терроризм; 4) незаконные операции в сфере высоких технологий; 5) эксперименты по клонированию людей.

  3. Цели международного терроризма: изменение политического строя, свержение действующего руководства страны; дестабилизация общества; запугивание населения; провоцирование военных действий.

Подтверждения:

- международные террористические орг-ции – сетевые структуры, действующие по всему миру

- международные террористические орг-ции способны получить доступ к оружию массового поражения

- отдельные страны мира не способны ликвидировать международные террористические орг-ции; требуется объединение усилий многих гос-в, деят-ть межгос-ных антитер-ских структур


  1. Предположение – пояснение

  1. Ограничение промышленных выбросов в атмосферу, принятие и реализация международных экологических стандартов (эти меры позволят снизить негативное влияние промышленности на природную среду)

  2. Ужесточение контроля за распространением ядерных технологий (позволит минимизировать возможность использования ядерного оружия экстремистскими политическими силами

  3. Оказание наиболее развитыми странами экон-ой помощи развивающимся странам Африки, Латинской Америки (позволит снизить остроту проблемы голода и эпидемий, детской смертности в беднейших странах мира)

  4. Объединение гос-в в борьбе с преступностью и международным терроризмом (позволит эффективно бороться с транснациональной преступностью и международными террористическими организациями)



Текст 2


  1. Элементы: 1) институт – государственный суверенитет; 2) характер влияния: многие авторы предсказывают закат гос-ного суверенитета, вынужденного делиться своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществом и т.п.

  2. Противоречие: современная международная система постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира.

Три функции: влияние на общественное мнение; формирование политики; выработка законов

  1. Проявления глобализации:

  1. Глобализация как постоянно идущий исторический процесс

  2. Глобализация как гомогенизация и универсализация мира

  3. Глобализация как разрушение национальных границ

Примеры:

  1. Римская империя была гос-вом, к-рое утвердило своё влияние над Средиземномнорьем и привело к глубокому переплетению различных культур

  2. В гос-вах вводятся единые стандарты: стандарты обучения (напр., двухуровневая система высшего образования – бакалавр и магистр)

  3. Люди начинают отмечать праздники, которые не являются исконно национальными, напр, День Святого Валентина

  1. Положение текста:

- положительные последствия: ускорение внедрения технических достижений и современных методов управления, новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц, возможности обеспечения более высокого уровня жизни и т.п….

- негативные последствия: : растущее неравенство, нарастание уязвимости и маргинализация многих государств, возросшие угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.

Аргументы:

- свободное перемещение граждан иностранных гос-в, с одной стороны, способствует быстрому общению, развитию туризма и обмену информацией, а с другой стороны – росту безработицы, материальному расслоению

- иммиграция чуждых культур порождает рост национального самосознания, а как следствие появляются ксенофобия, фанатизм, экстремизм, терроризм







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!