Вариант 152
1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
2. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
3. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с аденином составляет 25% от общего числа. Сколько нуклеотидов с тимином содержится в этой молекуле (в %)? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для характеристики изображенной клеточной структуры. Определите два признаки, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. обеспечивает синтез рецепторных белков
2. содержит пищеварительные ферменты
3. обеспечивает пиноцитоз
4. отграничивает клетку от окружающей среды
5. обладает избирательной полупроницаемостью
5. Установите соответствие между функциями или свойствами органических веществ в клетке и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СВОЙСТВА ИЛИ ФУНКЦИИ
А) состоят из мономеров глюкозы
Б) обеспечивают активный транспорт через мембраны
В) являются запасным веществом в клетке
Г) выполняют транспортную функцию
Д) образуют клеточную стенку
Е) выполняют ферментативную функцию
ВИДЫ ВЕЩЕСТВ
1) углеводы
2) белки
6. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. При этом у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака - волнистые волосы. Определите вероятное расщепление признаков по фенотипу у потомков, родившихся в семье, где отец и мать гетерозиготны. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение всех получившихся фенотипов, в порядке их возрастания.
7. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания рецессивного аутосомного аллеля. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. проявляется в фенотипе чистой линии
2. находится в Y-хромосоме
3. содержится у гетерозигот
4. проявляется в фенотипе гетерозигот
5. подавляется доминантным аллелем
8. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ НАСЕКОМЫХ
А) азиатская саранча
Б) капустная белянка
В) лесной клоп
Г) божья коровка
Д) бабочка березовая пяденица
ТИПЫ РАЗВИТИЯ
1) с полным превращением
2) с неполным превращением
9. Выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие правильным ответам. Какие из указанных признаков присущи растениям?
1. способность к фотосинтезу
2. наличие хитина в оболочках клеток
3. способность к пиноцитозу
4. наличие пластид в клетках
5. рост в течение всей жизни
6. гетеротрофный способ питания
10. Установите соответствие между признаками классов и растениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ КЛАССОВ
А) листья имеют развитые влагалища
Б) число частей цветка кратно четырём
В) имеет мочковатую корневую систему
Г) цветки опыляются ветром
Д) семя имеет две семядоли
Е) проводящие пучки имеют камбий
РАСТЕНИЯ
1) пастушья сумка
2) пшеница
11. Установите последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с наименьшего. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.
1) Карповые
2) Костные рыбы
3) Животные
4) Карась обыкновенный
5) Хордовые
6) Рыбы
12. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение выделительной системы человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мочевой пузырь
2) мочеиспускательный канал
3) пирамидки
4) почечные вены
5) почечные артерии
6) мочеточники
13. Установите соответствие между форменными элементами крови и признаками, которые им соответствуют.
ПРИЗНАК
А) вырабатывают антитела
Б) имеют ядро
В) удаляют углекислый газ из органов и тканей
Г) содержат белок гемоглобин
Д) имеют красную окраску
Е) обеспечивают иммунитет
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
1) лейкоциты
2) эритроциты
14. Установите последовательность процессов, происходящих при регуляции температуры тела, начиная с её повышения. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) повышение температуры тела
2) снижение температуры тела
3) расширение артериол, расположенных в коже
4) усиление потоотделения
5) поступление сигнала к периферическим сосудам
15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)В процессе эволюции у позвоночных животных произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2)Четырёхкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающим и птицам расселиться повсеместно на земном шаре. (3)У водных животных сформировались видоизменённые в ласты конечности, кожное сало препятствует намоканию покровов тела в воде. (4)Альвеолярные лёгкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5)Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания - специализация. (6)Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалипта.
16. Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА
А) населяет пресные водоемы
Б) раковина спирально закрученная
В) коричневый цвет раковины
Г) органы чувств - одна пара щупалец
Д) питается мягкими тканями растений
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) морфологический
2) экологический
17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Основными характеристиками консументов являются следующие:
1. производят вторичную продукцию экосистемы
2. являются начальным звеном пищевых цепей
3. синтезируют из неорганических веществ органические соединения
4. потребляют органические вещества в готовом виде
5. являются гетеротрофами
6. ответственны за разложение органических веществ
18. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А) глина
Б) гранит
В) залежи известняка
Г) морская соль
Д) торфяные отложения
Е) месторождения каменного угля
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) биогенное
2) косное
19. Установите последовательность процессов, происходящих в процессе трансляции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение первой пептидной связи
2) перемещение рибосомы на один триплет
3) присоединение ко второму триплету иРНК транспортной РНК со второй аминокислотой
4) присоединение к иРНК малой субъединицы рибосомы
5) присоединение к первому триплету иРНК антикодона тРНК с аминокислотой метионин
6) разрушение рибосомы при достижении триплета терминации
20. Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) расщепление полимеров
2) митохондрия
3) синтез белка
4) комплекс Гольджи
5) оболочка из двух мембран с порами
6) расщепление глюкозы
7) рибосомы
8) клеточный центр
21. Проанализируйте диаграмму обнаружения онкомаркеров в зависимости от возрастных групп пациентов.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Дети не болеют раком.
2) До 40-50 лет частота обнаружения онкомаркеров растёт, а затем начинает снижаться.
3) Больше всего онкомаркеры обнаруживаются у людей среднего возраста.
4) Работоспособное население страны чаще болеет раком.
5) Работающие люди больше подвержены риску развития рака.
Часть 2
Часть 2 Вы проверяете сами. Все пояснения и подсказки к частям 1 и 2 обязательно будут даны по окончании теста.
22. Каким образом у человека осуществляется выделительная функция кожи?
23. Отделы какого органа чувств изображены на рисунке? Назовите изображённые отделы, обозначенные цифрами 1, 2, 3 и 4, и укажите, какие функции они выполняют. У какого класса животных впервые сформировался отдел, обозначенный цифрой 3?
24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Головной мозг человека состоит из переднего, среднего и заднего отделов. (2)Мост и мозжечок входят в состав переднего мозга. (3)Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга. (4)Продолговатый мозг регулирует координацию движения. (5)Центры чихания, кашля, слюноотделения расположены в промежуточном мозге. (6)Мозжечок снаружи покрыт корой. (7)Средний мозг участвует в формировании зрительных и слуховых ориентировочных рефлексах.
25. Назовите основные ароморфозы растительного мира.
26. По одной из самых распространённых на данный момент теорий считается, что жизнь на планете появилась в результате абиогенного (без участия живых организмов) синтеза органических веществ и спонтанного самозарождения. Почему такой синтез не происходит на современной планете? Ответ поясните.
27. В кариотипе вишни садовой 32 хромосомы. Сколько хромосом и молекул ДНК будет содержаться в яйцеклетке вишни, клетках эндосперма её семени и клетках листа? Из каких клеток образуются указанные клетки?
28. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей, потомства в первом и во втором поколениях. Какова вероятность проявления признака в потомстве особи III-4?