АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА
М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Определение стихотворного размера сводится в основном к трём шагам.
Размер стихотворения — это его ритм, который создаётся прежде всего чередованием ударных и безударных слогов. Отсюда:
1. Шаг первый. Подчеркнём все гласные, поскольку именно они образуют слоги:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит…
2. Шаг второй. Расставим ударения ( ˉ). Помните, что в русском языке есть слова (как правило, состоящие из одного слога), которые не имеют самостоятельного ударения. Чаще всего такими словами оказываются служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия; в некоторых случаях — местоимения. Однако следует иметь в виду, что в некоторых сочетаниях, напротив, служебная часть речи может «перетянуть» ударение на себя, и тогда стоящее рядом с ним слово лишится ударности: «неˉ был» (частица становится ударной, а глагол попадает в безударную позицию). Довольно часто такое явление встречается в народно-поэтической речи: воˉ поле, иˉздому. Учтём эти особенности при расстановке ударений в нашем примере:
Выхожуˉ одиˉн я на дороˉгу;
Сквозь тумаˉн кремниˉстый пуˉть блестиˉт…
Как видим, в безударной позиции оказались местоимение «я» и предлоги «на» и «сквозь».
3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ :
Выˆ-хо-жуˉ о-диˉн я наˆ до-роˉ-гу;
Сквоˆзь ту-маˉн кре-мниˉ-стый пуˉть бле-стиˉт…
Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк:
ˆ ˉ ˉ ˆ ˉ .
ˆ ˉ ˉ ˉ ˉ
Остаётся разделить наши строки на стопы — повторяющиеся ритмические фрагменты. Совершенно очевидно, что в нашем примере повторяющимся фрагментом будет такой: ˉ . Это и будет являться стопой стиха:
ˆ | ˉ | ˉ | ˆ | ˉ .
ˆ | ˉ | ˉ | ˉ | ˉ
Итак, в каждой стопе содержится по два слога, первый из которых — ударный, значит, перед нами — хорей*. А поскольку каждом стихе содержится по пять стоп («хвостик» из одного слога после четвёртой стопы во второй строчке называется усеченной стопой), то размер стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» — пятистопный хорей.
______________
*Хорей — двусложная (т. е. состоящая из двух слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .
Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ.
Дактиль — трёхсложная (т. е. состоящая из трёх слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .
Амфибрахий — трёхсложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ .
Анапест — трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге: ˉ.
ОПОРНАЯ СХЕМА
ХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙ
ЯНВАРЬ метет, ЯМБ
ДАШЕНЬКА ДАКТИЛЬ
В АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙ
АНАНАС берет АНАПЕСТ
Анна Ахматова - дактиль
Марина Цветаева - амфибрахий
Николай Гумилев – анапест
С заданными рифмами сочинить четверостишия, использовав все стихотворные размеры (групповая работа).
Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек.
Девочки испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику уши.
Рифмы: Саня – в кармане Раздался – остался
Возможные варианты:
Хорей: Умудрился в школу Саня
Принести ужа в кармане.
Страшный вопль вдруг раздался –
Чуть живой герой остался.
Ямб (пропеть): Решил сегодня Саня
Таскать ужа в кармане,
Ужонка настоящего,
Красивого, блестящего,
Такой тут вопль раздался –
Едва живой остался!
Дактиль: Странный такой человек этот Саня:
Он умудрился ужонка в кармане
В класс принести. Крик истошный раздался.
Чуть наш герой без ушей не остался.
Амфибрахий: Вчера насмешил нас до слез этот Саня:
Ужа притащил он тихонько в кармане.
Неистовый вопль по всей школе раздался,
Чуть Санечка наш без волос не остался.
Анапест: Приходил как-то раз в школу Саня,
Приносил он ужонка в кармане.
Тут такой вопль истошный раздался –
Чуть заикой Санек не остался.
ВЫВОД: Одно и то же содержание можно передать в разных стихотворных размерах.
Определите размер стиха (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
+++++++++
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
++++++++++
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
++++++++++++++++++++
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт
+++++++++++++++++++++++
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
-
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
-
Что ты ржёшь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?
-
В Европе удобно, но родины ласки
Ни с чем не сравнимы. Вернувшись домой,
В телегу спешу пересесть из коляски
И марш на охоту! Денек не дурной…
-
Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал,
Изображен на портрете
Был молодой генерал.
-
Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога…
-
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
-
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
-
Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
-
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
-
Заря окликает другую,
Дымится овсяная гладь…
Я вспомнил тебя, дорогую,
Моя одряхлевшая мать.
-
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
-
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
-
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
-
Гляну в поле, гляну в небо –
И в полях и в небе рай.
Слова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
-
Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.
Плывут и рвутся тучи
О солнечный сошник.
-
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
-
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
-
Ты поила коня из горстей в поводу.
Отражаясь, березы ломались в пруду.
-
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
-
Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
«Тятя! Тятя! Наши сети
Самостоятельная работа «Размеры стиха», 6 класс
1 вариант
1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (амфибрахий)
2. Слова слышны и здесь и там,
На улице и дома.
Одно - давно привычно нам,
Другое – незнакомо. (ямб)
3. Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой. (анапест)
4. Книга – учитель.
Книга – наставница.
Книга – лучший товарищ и друг. (хорей)
5. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную. (дактиль)
2 вариант
1. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. ( хорей)
-
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном. (амфибрахий)
-
Душой весны природа ожила,
И блещет всё в торжественном покое:
Лазурь небес, и море голубое,
И дивная гробница, и скала! ( ямб)
4. В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать. (дактиль)
5. Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. (анапест)