Вариант 2
Задание 1
Под обществом в широком смысле понимают
1) всё население Земли в прошлом, настоящем и будущем
2) единство живой и неживой природы
3) весь мир в многообразии его форм и проявлений
4) определённый этап исторического развития
Задание 2
Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) самореализации
2) самосохранении
3) дыхании
4) питании
Задание 3
Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) использование в одежде искусственного меха
2) ратификация Конвенции о правах ребёнка
3) ликвидация последствий урагана
4) ограничение охоты в подмосковных лесах
Задание 4
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей.
Б. Общество включает в себя природную среду обитания человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание
Что отличает науку от других областей духовной культуры?
1) воспитательное воздействие на личность
2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
3) использование художественных образов
4) обращение к сверхъестественным силам
Задание 6
Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм — чувство любви к Отечеству и преданности ему.
Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 7
Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) открытие сети продовольственных гипермаркетов
2) объяснение причин роста инфляции
3) расчёт показателей государственного бюджета
4) прогнозирование спроса на товары
Задание 8
Цена букета роз — 800 рублей. Какая функция денег отражена в данном примере?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) мировые деньги
4) средство накопления
Задание 9
Одно предприятие изготавливает двигатели для автомобилей, другое — выпускает покрышки, третье — оборудование для салона. Какое экономическое явление отразилось в данном факте?
1) спрос
2) конкуренция
3) инфляция
4) специализация
Задание 10
Верны ли следующие суждения о производстве?
А. Процесс производства составляет основу экономической жизни общества.
Б. Развитие материального производства зависит только от уровня развития науки и техники.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 11
Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) наёмные работники
2) молодёжь
3) преподаватели физики
4) петербуржцы
Задание 12
Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
Задание 13
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все социальные нормы охраняются силой государства.
Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 14
Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это
1) социализация
2) власть
3) политика
4) престиж
Задание 15
В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства. Парламент избирает президента, который выполняет представительские функции. Какова форма правления данного государства?
1) республика
2) монархия
3) федерация
4) демократия
Задание 16
Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика связана с участием в делах государства.
Б. Политика — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 17
Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, — это
1) дееспособность
2) правоотношение
3) правовое сознание
4) юридическая ответственность
Задание 18
Какое право относится к группе социально-экономических прав человека?
1) на доступ к культурным ценностям
2) на охрану здоровья и медицинскую помощь
3) на неприкосновенность частной жизни
4) на равенство перед законом и судом
Задание 19
В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?
1) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.
2) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.
3) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.
4) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности
Задание 20
Верны ли следующие суждения об органах власти РФ?
А. Правоохранительные органы РФ формируются путём всенародных выборов на основе равного и прямого избирательного права.
Б. Судебные органы РФ входят в систему исполнительной власти РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 21
Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наступает только за совершённое преступление
2) применяется компетентными органами государства
3) строго регламентируется нормами права
4) влечёт судимость гражданина
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
Задание 22
Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ | | КРИТЕРИИ |
А) башкиры Б) петербуржцы В) удмурты Г) мусульмане Д) буддисты | | 1) этносоциальный 2) религиозный 3) территориальный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 23
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Задание 24
Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Девушки в большей степени готовы безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, чем в деятельности экологической организации.
2) Равные доли опрошенных девушек готовы безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления и в деятельности профессиональных объединений.
3) Доля тех, кто не готов безвозмездно принимать участие в деятельности ни одной общественной организации, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Юноши в большей мере готовы безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, чем в деятельности политической партии.
5) Равные доли юношей готовы безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления и в деятельности экологических организаций.
Задание 25
В 2013 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Стране Z необходимы реформы в социальной сфере.
2) Влияние духовной сферы на перспективы развития страны осознаётся гражданами страны Y в большей степени, чем гражданами страны Z.
3) В стране Y на развитие культуры выделяется больше средств, чем в стране Z.
4) В стране Z, в отличие от страны Y, построено правовое государство.
5) Граждане страны Y не интересуются проблемами своей страны.
Задание 26
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.
При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.
И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.
(По С. С. Алексееву)
Задание 27
Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
Задание 28
Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?
Задание 29
В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.
Задание 30
С какой целью правовые нормы объединяются в кодексы? Какие два примера кодексов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите ещё один пример кодекса.
Задание 31
Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? На примере любой отрасли права поясните, почему она тяготеет к тому или иному методу регулирования.
Вариант 2 ОТВЕТЫ
№ п/п | Правильный ответ |
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | 4 |
4 | 1 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 1 |
8 | 1 |
9 | 4 |
10 | 1 |
11 | 2 |
12 | 1 |
13 | 2 |
14 | 2 |
15 | 1 |
16 | 3 |
17 | 4 |
18 | 2 |
19 | 2 |
20 | 4 |
21 | 2314 |
22 | 13122 |
23 | 112 |
24 | 34 |
25 | 12 |
Задание 26
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.
При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.
И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.
(По С. С. Алексееву)
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) из чего складывается система права;
2) признаки отрасли права;
3) особый юридический режим как главная особенность отраслей права.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Задание 27
Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Определение: отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.
2. Объяснение связи указанных терминов: отрасль права объединяет нормы права, регулирующие однородные общественные отношения, каждая отрасль имеет своё законодательство (кодексы или законодательные акты).
Может быть приведено другое объяснение.
Задание 28
Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?
Пояснение.
В правильном ответе должны быть названы следующие признаки отрасли права (по тексту).
У каждой из отраслей есть:
1) «свой предмет»;
2) «своё законодательство»;
3) наличие особого юридического режима («метода регулирования»).
Признаки могут быть даны в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание 29
В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы следующие отрасли права и определён предмет каждой из них:
1) гражданское право (имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения);
2) трудовое право (трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения);
3) уголовное право (общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера).
Могут быть названы другие отрасли права.
Задание 30
С какой целью правовые нормы объединяются в кодексы? Какие два примера кодексов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите ещё один пример кодекса.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос, допустим: в кодексе сведены однопорядковые правовые нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения (для удобства регулирования однородных правоотношений),
(может быть дан другой ответ на первый вопрос).
2. Примеры кодексов по тексту: Уголовный кодекс, Гражданский кодекс.
3. Дополнительный пример кодекса, допустим: Трудовой кодекс.
Может быть приведён другой пример кодекса.
Задание 31
Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? На примере любой отрасли права поясните, почему она тяготеет к тому или иному методу регулирования.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) три метода регулирования: дозволение, запрещение, обязывание;
2) предположение для одной любой отрасли, допустим: уголовное право тяготеет к запрещениям, поскольку его применение является реакцией на совершение субъектами неприемлемых в обществе противоправных деяний.
Может быть высказано другое предположение; может быть высказано предположение по другой отрасли права.